kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Народные промыслы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и Белгородчины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Народные промыслы"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Перспектива»











«Народные промыслы»

(методическая разработка открытого занятия)










Подготовила Тулинова И.Н.,

педагог дополнительного

образования












Старый Оскол

Тема занятия: «Народные промыслы».

Форма проведения: викторина.

Возраст учащихся: 8- 11 лет.

Место проведения: МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»

Дата проведения: 29.09.2016г.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и Белгородчины.

Задачи: 

- формировать представления об особенностях русского народного творчества.

- Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений.

- Развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам, познавательную активность.

- Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

- Прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.

Оборудование:

для педагога: изделия народных промыслов, информационные таблицы, карточки с вопросами, шаблоны, народные мелодии, компьютер.

Для учащихся: художественные принадлежности (альбом, карандаш простой, краски, кисти, баночки с водой)














Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие. Положительный настрой на работу. Проверка готовности к занятию.

  2. Вводная беседа.

- На прошлом занятии мы с вами начали знакомство с народными промыслами нашей Родины.

- Кто может вспомнить, ЧТО означает словосочетание «Народные промыслы»? Что же такое «ремесло» и «промысел»? (ответы учащихся.) Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая значимость умения.

3. Основная часть. Викторина.

- Молодцы! Я вижу, вы помните материал, но помните ли вы особенности каждого направления? Чтобы это проверить мы с вами ответим на вопросы, которые «спрятаны» в разноцветных карточках (на классной доске). Ответив на все вопросы, мы узнаем место, где можно было увидеть все игрушки, посуду и другие вещи вместе.

- Итак, выбираем первый вопрос .

Кто ответит на вопрос 
Что за сказочный поднос? 
Есть букет в нем крупный, яркий 
В середине цветом жарким 
Он сияет, а вокруг, 
Словно дети встали в круг 
Много маленьких цветочков 
И травинок и листочков 
И узорная кайма 
По подносу пролегла 
Отвечаем на вопрос- 
Это жостовский поднос.

Учащиеся отвечают.

- Правильно! В замечательной подмосковной деревне Жостово до сих пор изготавливают подносы и расписывают их масляными красками. Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет украшающий его, великолепен, прост и выразителен. А цветы как будто бы светятся изнутри! (педагог открывает информационную таблицу, ведёт беседу и демонстрирует Жостовский поднос)

- Переходим ко второму вопросу.

Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких. (Гжель)

Нарядная керамическая посуда – кувшины, кружки, блюда, тарелки, игрушки, покрытые белой эмалью, с росписью белой, синей, коричневой. Только синяя краска до 30 оттенков, от светло-голубого, до темно-синего. Гжельские чайники и чашки цветут колдовскими синими цветами . А изготавливают их всем на загляденье в 60 км. от Москвы в селе Гжель.

- Переходим к следующему вопросу:

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымково.)

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы.

- Следующий вопрос:

Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она- (Золотая Хохлома)

- Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

- Вопрос номер пять:

Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный. (Филимоновская игрушка)

- Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

- Шестой вопрос:

Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет... (Полхово – майданские)

Полхов-Майданская роспись - относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Тем не менее, благодаря яркому рисунку и необычной технике нанесения красок, Полхов-Майданская игрушка приобрела широкую известность и популярность среди жителей России, а также за рубежом. Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета и чёрную «оживку».

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

- И, последний вопрос:

- Один из самых древних промыслов Белгородчины?

Гончарный промысел.

- О нём мы ещё не говорили. Об этом промысле мы поговорим сегодня и на следующем занятии.

- Посмотрите на доску! У нас открылось слово «ЯРМАРКА»!

Ярмарка, ребята, это регулярные торги широкого значения, организуемые в традиционно определенном месте. На ярмарке кто приходил купить новые сапожки, а кто то и продать свое мастерство. Ярмарки всегда сопровождались плясками, музыкой, играми и пирогами!

В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты.

А сейчас я предлагаю вам изготовить свой товар на ярмарку – глиняную посуду. Для этого мы познакомимся с историей возникновения Белгородского глиняного промысла.

Гончарный промысел является одним из самых древних промыслов края. Наиболее интенсивно он развивался в слободе Борисовка, а также был распространен и в Старом Осколе (Казацкая слобода).

Согласно статистическим сведениям,  в 1719 году в пригородной «Казачьей» слободе 78 дворов основные средства к жизни получали от занятий «рукомеслом», преимущественно гончарным делом.

В первой половине 20 века гончарным промыслом занимались в двух селениях Старооскольского уезда: в Казацкой слободе – 67 дворов при 97 рабочих и селе Орлик – 4 двора при 6 рабочих.

Оскольская земля богата различной глиной: серой, красной, голубой, белой. Голубую глину использовали для лечения. Из красной высококачественной глины, делали кирпичи. Добывали глину мастера для своих изделий тут же, в слободе Казацкой. Белая глина была высокого качества. Добывалась она тяжело. Доставали её зимой, рубили, кололи мерзлоту руками (колодцы метров 30 в ширину и 20 в глубину) и вёдрами на верёвках вытаскивали. У каждого мастера была своя «копанка». Сегодня эти «копанки» засыпаны землёй и мусором.

Процесс подготовки глины для лепки горшка был долог и последователен. Сначала глину смешивали с песком, поливали водой и топтали ногами или сбивали чекухой (деревянная колодка с рукояткой). Затем добавляли ещё глину, топтали до тех пор, пока образуется ком высотой в один аршин. После этого глыбу обрезали и обрабатывали по краям лопатой. Из этого кома глины гончар скобелкой нарезал пласты глины и выкладывал их на прилавок. Здесь она разминалась руками, из неё удаляли твёрдые комочки. Крутое глиняное тесто в нужном объёме примазывали к поверхности гончарного круга для центровки и вытяжки нужной формы сосуда. Раскрутив ногами нижний большой круг верстака, глине придавалась нужная форма.

При отделке поверхности посуды мастер-гончар использовал бочарку и нож для подрезания верхнего неровного края. Затем движение гончарного круга останавливалось, и посуда подрезалась ниткой или тонкой проволокой. Кстати, всё это сохранилось до нашего времени без изменения. Потом свои изделия мастер устанавливал для просушки в хате или на солнце. Высушенные горшки подвергались глазурованию. Для этого их смазывали внутри дёгтем и посыпали изнутри и снаружи свинцовым гончарным суриком с примесью песка. В сурик добавляли медный купорос для зелёного цвета, железный купорос – для жёлтого, красного цветов. Для получения бурого цвета добавляли марганцевую соль. Чёрную краску делали из сажи, которую выскребали из печи, а затем смешивали с жидким тестом (поспой).

Гончарный сурик для глазурования покупался исключительно у старооскольских купцов: Мешкова, братьев Игнатовых и купца Ларионова за 3 рубля 35 копеек за пуд и только на наличный расчёт.

Обжиг производился в горнах сухими дровами, распиленными метровыми брёвнами. Обжигание велось в течение 10-12 часов. Все гончары имели собственные мастерские, которые были без потолков размером от 5 до 8 аршин.

В нашей местности для украшения глиняных изделий использовали орнамент: линейный, волнистый, ногтевой, штампованный, шнуровой.

По слободе Казацкой ездил скупщик и за небольшую цену скупал гончарные изделия, складывал их на телегу и развозил по сёлам, продавал на рынке. В слободе было два-три скупщика. Приезжали скупщики и из других мест Старооскольского уезда, а также из Нижнедевицкого уезда и Воронежской губернии.

4.Практическая часть.

Посуда в зависимости от назначения изготавливалась из различных видов глины. Например, большие кувшины на 3-5 литров для кипячения молока, делали из огнеупорной глины и назывались корчажками. Из этой же глины лепили кухлики – большие горшки с крышками для щей и супа; махотки – горшочки поменьше - для каши, топлёного масла, мяса. А вот макитры большие ёмкости на 1-5 вёдер, для холодной воды и теста, квасники и крынки, кружки и чашки, блюда и миски изготавливали в основном из легкоплавных глин – синих, серых, белых. Были они тонкостенные и менее прочные.

Из остатков сырья лепили мелкие изделия: солонки, подсвечники, сухарницы, игрушки.

- Итак, сейчас мы приступим к рисованию гончарных изделий. Их образцы Вы видите в таблице на доске. Я прошу Вас внимательно рассмотреть форму этих изделий и нарисовать то изделие, которое Вам понравилось. Так как эти изделия изготавливались из глин разного цвета, то и их оттенки будут разными – коричневый, серо-коричневый, охристый, бежевый и т.д. Для узоров можно использовать белый, чёрный, зелёный, красный, тёмно-коричневый цвета. Образцы узоров также перед Вами в таблице.

5. Подведение итогов.

- А теперь я предлагаю вам выставить свой товар на показ! Посмотрите, какая богатая ярмарка товаров у нас получилась!

В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего занятия.

  • Какие народные промыслы мы с вами знаем?

  • Где мы можем увидеть все перечисленные игрушки и посуду вместе?

  • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего занятия?

И в завершении нашего занятия, хочется сказать, что полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. 

Всем спасибо! До свиданья!






Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет... (Полхово – майданские)



Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымково.)


Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она- (Золотая Хохлома)


Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.

(Филимоновская игрушка)


Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких. (Гжель)


Кто ответит на вопрос 
Что за сказочный поднос? 
Есть букет в нем крупный, яркий 
В середине цветом жарким 
Он сияет, а вокруг, 
Словно дети встали в круг 
Много маленьких цветочков 
И травинок и листочков 
И узорная кайма 
По подносу пролегла 
Отвечаем на вопрос- 
Это жостовский поднос.



Один из самых древних промыслов Белгородчины?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методическая разработка занятия "Народные промыслы"

Автор: Тулинова Ирина Николаевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному искусству «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176664"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424451040"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-sriedniei-ghruppie-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176651"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424449959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Народные промыслы. Гжель, хохлома"
    ["seo_title"] => string(35) "narodnyie_promysly_gzhiel_khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "411557"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493127397"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Народные мотивы" "
    ["seo_title"] => string(24) "kruzhok-narodnyie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444887544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства