Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по направлению «изобразительное творчество», как для начинающих, так и имеющих стаж работы в данном направлении.
Данная методическая разработка ориентирована на детей 9 - 12 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Сказочный домик"»
краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камчатский дворец детского творчества»
отдел декоративно-прикладного творчества
Методическая разработка занятия
по изобразительному творчеству
Тема: «Сказочный домик»
(роспись по камню)
для детей 9 -12 лет
Составила:
педагог дополнительного образования
Пономарчук Оксана Сергеевна
г. Петропавловск-Камчатский
2023
Содержание
1. Пояснительная записка стр.3
2. Методические рекомендации стр.7
3. Развернутый план конспект занятия стр.9
4. Приложение № 1 стр.14
5. Приложение № 2 стр.16
6. Приложение № 3 стр.18
6. Список литературы стр.19
I. Пояснительная записка
В наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет. С одной стороны – еще остается интерес к традиционным видам, с другой стороны – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.
Возникают новые, современные виды декоративно-прикладного творчества, такие как:
фелтинг - валяние из шерсти;
скрапбукинг – декоративное оформление семейных или личных фотоальбомов;
торцевание – создание композиций с помощью объёмных элементов из бумаги (торцовок);
модульное оригами – техника оригами, основанная на соединении бумажных модулей;
Цумами Канзаши – техника оригами с применением ткани (шелка) и т.д.
Среди новых нетрадиционных видов хотелось бы отметить роспись по камню – очень доступную и недорогостоящую декоративную технику (для ее выполнения необходимы акриловые краски, кисти, лак.) С помощью этой техники можно создать уникальные сувениры, радующие глаз вещицы для декора домашнего интерьера, дачи или сада, а также целые композиционные панно. Также это хорошая идея для проведения семейного досуга и возможность оторвать детей от компьютеров и планшетов.
Создание этих небольших шедевров помогают не только реализовать свои творческие способности, но и получить эстетическое и эмоциональное удовольствие, повысить свою самооценку.
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по направлению «изобразительное творчество», как для начинающих, так и имеющих стаж работы в данном направлении.
Данная методическая разработка ориентирована на детей 9 - 12лет.
Цель занятия: выполнить роспись по камню «Сказочный домик»
Задачи:
обучающие:
проверить знания детей о традиционных видах декоративно-прикладного творчества;
познакомить детей с нетрадиционными видами декоративно-прикладного творчества;
познакомить детей с декоративной техникой росписи по камню и технологией её выполнения;
Оптимальное время для изготовления работы «Сказочный домик» в технике «роспись на камушках» - 2 академических часа по 45 минут.
Для проведения занятия необходимо подготовить: образец готовой работы; раздаточный материал – загрунтованные камушки по количеству детей; акриловые краски; кисть №1; простой карандаш, альбомный лист, бумажные салфетки, ёмкость для воды, технологическую карту пошагового выполнения работы.
Темы предварительных занятий, которые помогут приобрести необходимые знания, умения и навыки детей для выполнения работы «Сказочный домик» в технике росписи по камню: рисунок «Домики», композиция «Виды орнамента».
При проведении занятия: перед началом занятия повторить правила техники безопасности при работе с акриловыми красками. Для поддержания положительного эмоционального настроя и интереса детей показать видео-презентации «Нетрадиционные виды декоративно-прикладного творчества», «Декоративная роспись на камушках – идеи для творчества»; мультипликационную физкультминутку; использовать в качестве звукового сопровождения спокойную классическую музыку.
Очень важно в процессе работы хвалить и подбадривать детей; подходить к каждому ребенку, в случае необходимости, помогать исправлять ошибки.
При подведении итогов работы необходимо провести мини-выставку и индивидуальное обсуждение каждой работы.
Рекомендации по сбору материала
Подбирайте светлые, гладкие, плотные камни. Они- лучшая основа для рисунка. Если камень имеет много пор, то он вберет в себя всю краску, если щербатый – рисунок будет искажен.
Камни, созданные природой, не всегда имеют желанную форму. Если вам попался причудливый экземпляр, попытайтесь придумать под него образ.
Камни необходимо тщательно промыть в мыльно-содовом растворе и хорошо просушить.
Перед покраской необходимо нанести на камень грунтовку, используя белую акриловую краску или белую гуашь и клей ПВА. Это обеспечит надежное сцепление кроющих слоев краски с поверхностью объекта. Акрил ляжет ровнее и не будет сразу впитываться.
Для дополнения рисунка мелкими штрихами и деталями можно воспользоваться декоративными контурами.
Удалить ошибки в виде лишних пятнышек и черточек можно с помощью растворителя и ватной палочки.
При желании готовое изделие можно дополнительно залакировать.
III. Развернутый план - конспект занятия
№
Структура занятия
Время проведения
1.
Организационный момент, вводная часть:
встреча детей, приветствие, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности.
4 мин.
2.
Основная часть
целеполагание
беседа
просмотр видео-презентаций «Нетрадиционные виды декоративно-прикладного творчества»;
«Роспись на камушках – идеи для творчества»;
«Технологическая карта – сказочный домик»
практическая работа
физкультминутка
перерыв
практическая работа
видео-физкультминутка
практическая работа
2 мин.
5 мин.
5 мин.
10 мин.
По ходу
практической работы
20 мин.
3 мин.
10 мин.
20 мин.
3 мин.
15 мин
3.
Подведение итога занятия
опрос
мини-выставка с обсуждением работ
2 мин.
5 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог приглашает детей в кабинет, дети рассаживаются по местам.
Педагог:Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие педагога.
Педагог:Ребята, скажите, какие материалы вы видите на вашем рабочем столе?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно, давайте все вместе вспомним правила безопасной работы с акриловыми красками.
Педагог задает вопросы, дети отвечают.
2. Основная часть.
Целеполагание:
Педагог:Ребята! Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в жизни и быту. При изготовлении любой вещи он думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — он стал создавать настоящие произведения искусства. Таким образом декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей областью художественного творчества.Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Ребята, а какие традиционные виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?
Ответы детей
Педагог: Молодцы, что помните. Действительно, можно выделить такие виды декоративно-прикладного творчества как:
шитьѐ - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п.;
пэчворк - (шитье из лоскутков);
вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани;
вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путѐм изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью спиц или крючка;
художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно- художественного назначения;
ткачество — производство ткани на
ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремѐсел;
ковроткачество — производство ковров;
выжигание — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалѐнной иглы наносится рисунок.
художественная резьба по камню, кости, дереву;
художественная роспись;
мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов;
плетение - способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья;
бисероплетение - создание украшений, художественных изделий из бисера;
макраме - техника узелкового плетения;
батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов;
лепка из глины - создание форм и предметов из глины.
В декоративно-прикладном творчест, еще много различных видов. С каждым годом открытия новых технологий их становится все больше и больше. И сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.
Педагог предлагает детям посмотреть видео-презентацию «Нетрадиционные виды декоративно-прикладного творчества» (по ходу идёт взаимное обсуждение).
Педагог:Сегодня мы с вами выполним работу в технике росписи по камню, но сначала хотела бы показать вам, какие идеи можно воплотить, используя эту удивительную технику.
Педагог предлагает детям посмотреть видео-презентацию «Роспись на камушках – идеи для творчества» (по ходу просмотра идёт взаимное обсуждение).
Педагог:Ребята, сегодня каждый из вас сделает небольшой сувенир под названием «Сказочный домик» (педагог демонстрирует образец готовой работы). Для выполнения своей работы мы будем пользоваться технологической картой - своего рода пошаговой инструкцией. Ну что, готовы? Тогда приступаем.
Технология выполнения работы транслируется через телевизор, также детям для удобства раздается бумажный вариант технологической карты. Дети начинают практическую работу с выполнения небольшого эскиза своего домика на альбомном листе, продумывают форму окошек, дверей, балкончиков и прочих деталей. В помощь детям предлагаются графические образцы домиков (см. Приложение 1). Далее дети переносят рисунок на камушек.
Педагог наблюдает за выполнением работы и оказывает помощь по мере необходимости.
Педагог: А сейчас, давайте немножкоотдохнем и проведем физкультминутку! (см. Приложение 3)
Далее педагог объявляет перерыв, предлагает детям выйти из кабинета и проветривает помещение.
Педагог: Ребята, приглашаю продолжить занятие. Переходим к выполнению работы в цвете. Предлагаю выбрать для домика свою неповторимую цветовую гамму, не забывая про сочетание тёмных и светлых тонов. В помощь детям также предлагаются варианты домиков в цвете. Дети продолжают работу, опираясь на технологическую карту и помощь педагога.
Педагог: А теперь давайте немного отдохнем. Педагог проводит видео- физкультминутку.
Далее дети продолжают свою работу, украшают домики дополнительными деталями, цветами, фонариками и т.д.
3. Итог занятия:
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие разные домики у вас получились!
Педагог организовывает выставку и взаимное обсуждение работ, хвалит детей.
Педагог: Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Ответы детей.
Педагог: Я думаю, что мы еще не раз выполним работы в этой удивительной технике, и даже попробуем сделать большую коллективную работу. А на сегодня –все! Поработали на славу! Всего вам хорошего! До свидания!
Приложение № 1
Графические образцы домиков
Приложение №2
Образцы домиков в цвете
Приложение № 3
Физкультминутка
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте) Делаем вперёд наклоны — Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны) Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками) Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания) А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки) Руки к солнышку потянем, Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны) Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны) Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево) Снова вместе приседаем! Мы прекрасно понимаем: Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания) А теперь пора учиться, Да, прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты)
4. Список литературы
для педагога
Барадулин Б.И. «Основы художественного ремесла» -Москва, Издательство «Просвещение», 1989г.
Творчество юных (по материалам III Регионального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Добрых рук мастерство»): учебно-методическое пособие/авт.-сост. И. В.Сиверская; под ред. Л. М. Болдыревой. – Армавир: РИО АГПУ, 2019. –192 с.
для детей
Журнал «Радуга творчества» №102, Издательство ФОРМАТ –М, с.16-24.
Журнал «Радуга творчества» №98, Издательство ФОРМАТ –М, с.9-11.
Николсон С., Робинс Д. «Большая книга поделок», Санкт-Петербург, Издательство «Питер», 2012г. – 240 с.
Рэй Гибсон «Наши руки не для скуки», Москва, Издательство «Росмэн», 1998г.