3. | Изучение нового учебного материала. цель перед учащимися: извлекать необходимую информацию из прослушанного, составлять осознанное речевое высказывание в устной форме, приобретать мотивацию к учебной деятельности, уметь обмениваться мнениями создать условие для приобретение мотивации учащихся, принятие познавательной цели при выполнении учебных действий. игровой. | - Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица? Я предлагаю вам поучаствовать в игре. - Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Вам нужно будет подобрать к иллюстрации литературное описание данного образа. Постарайтесь назвать авторов литературного произведения и автора картины. ( Слайд ) распечатать тексты, раздать один текст на 2 парты Ученик: ^ Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Ученик: Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.
Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. (Слайд )
Ученик: ^ Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. ( Слайд )
Ученик: ^ Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.
Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.
- Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения.
- Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?
- Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила.
2. - Есть три святыни, Три имени в мире. Нам голову вечно Пред ними склонять: Великое – Хлеб, Дорогое – Отчизна И третье- Бессмертью подобное – Мать! - Слово мама, мать - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на всех языках мира. Как вы думаете, почему? (это первое т главное слово которое произносит человек. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.) Словом мать называют и свою Родину, Почему? ( чтобы подчеркнуть, что она по - матерински относится ко всем народам, её населяющим.) (Слайд) (Богородица) Но у каждой мамы, у каждого ребёнка, человека есть покровительница, заступница. В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи.
- Как вы думаете, ребята, о ком идет речь?
- Вы правы. Именно Богородица. - Где изображают Богородицу?
- Как вы понимаете слово «икона»? (Слайд) (икона) Слово "икона”– греческое; по– русски оно обозначает "образ” (иконы – образа).
Великие живописцы с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть доброту, заботу и вечную тревогу матери за судьбы своих детей. Богоматерь — символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви, и, конечно же, Матери. ( Слайд)
3. - Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников.
Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон придают ей звучание покоя и нежности. (слайд )
Какие черты присущи каждой маме?
Вот знаменитый образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. (слайд ) Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.
Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни (рассматриваем слайд ). Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети, словно единая скульптура, их не разлучить. Великое счастье быть вместе! (слайд)
| |
4 | Самостоятельная работа Цель, которая должна быть достигнута учащимися: - закреплять полученные умения и навыки в процессе самостоятельной работы уметь составлять последовательность работы над рисунком и следовать ей Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: -способствовать формированию навыков работы с художественными принадлежностями. | - Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы, образ матери. А может кому-то удастся запечатлеть образ Богородицы, создав икону. Чем отличается икона от портрета?
- Что вы должны показать в своей работе?
. На доске вы видите разные понятия (бытовой, портрет в полный рост, портрет с элементами пейзажа и т.д.) Определитесь с тем, в каком направлении вы будете работать (прикрепите фишки к выбранной таблице) ( Во время работы звучит музыка)
| |