Тема урока: «Все народы воспевают материнство»
Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.
Задачи:
- показать учащимся на примерах великих произведений прошлого и работ современных художников отношение к материнству.
- Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Формировать уважительное и заботливое отношение к матери.
- Воспитание потребности в творческом самовыражении.
- Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя:
- репродукции картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи, «Тишина» и «Мать»
Б. Неменского, Ю.Кугач «У колыбели»
- интерактивная доска
- стихи о маме
- Музыкальный ряд: Песня из кинофильма «Мама», песня мамонтенка, песни про маму, Ф.Шуберт «Аве Мария», оркестровая музыкальная композиция (во время практического задания).
Для учащихся:
- альбом
- краски
- кисти
- непроливайка
- фломастеры
План урока:
- Орг. момент – 1 минуты
- Объяснение нового материала – 10 -12 минут
- Выполнение практической работы учащимися – 25 минут
- Выставка работ – 4 – 5 мин
- Уборка рабочего места – 2 минуты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята!
Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.
Пожалуйста, садитесь.
- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.
- Садитесь поудобнее. И так, начнем!
II. Сообщение темы.
Учитель: - В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. (Звучит песня о маме из кинофильма «Мама»).
- Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же догадались о ком сегодня на уроке пойдет речь. (Ответы детей)
Учитель:
«Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках».
III. Постановка учебной задачи и практическая работа.
Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе.
- Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство, а внутренняя красота. Главное - попытайтесь передать свои чувства и всю свою любовь к маме.
- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей мамы с её чертами лица.
- Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»?
IV. Самостоятельная работа учащихся.
- Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теплый колорит, проводим детальную проработку.(Звучат песни о маме тихим фоном)
По ходу работы проводить анализ общих ошибок.
( Во время работы звучат песни о маме, просто нежная музыка.)
V. Физкультминутка.
VI. Итог урока.
(выставка детских работ)
- Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?
Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…». Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь.
VII. Домашнее задание:
Предложить учащимся сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.
VIII. Рефлексия.
Методика “Незаконченного предложения”:
•«За этот урок я понял, что…».
•«Мне понравилось…».
•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
•«Главным для меня было...».
• «Урок дал мне для жизни…».
•« Мне захотелось…».
На этом наш урок изобразительного искусства закончен. За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки.
Спасибо вам, ребята, за работу, а гостям за внимание!