Знакосмтво с историей появления на Руси самовара. Его значение в быту русского человека. В результате закомства детям предлагается сделать пулуобъемное панно из картона в виде самовара и бульотки. Используется прием прорезания. Работы получаются ажурные и воздушные. Таким изделием можно украсить любой интерьер.
Работа требует от изготовителя терпения и умения обращаться с концелярским ножем. Работа вызывает интерес даже у взрослых.
Можно предложить детям самим попробовать разработать модель объемной аппликации самовара по предложенным иллюстациям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мастер класс "Русский самовар" »
МОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»
Разработка мастер-класса «Русский самовар»
для учащихся 5-6 классов.
Автор- составитель: Коновалова Юлия Викторовна
Новокузнецк, 2010г.
Мастер класс «Русский самовар»
Автор: Коновалова Юлия Викторовна.
Цель: применение прорезания в объемной аппликации и знакомство с русскими традициями чаепития и формами самоваров.
Задачи:
развитие пространственного воображения и фантазии;
воспитание эстетического вкуса в оформлении изделия;
ознакомление с историей возникновения самовара и роль предмета в быту российского народа.
Для работы необходимо:
Материалы - картон контрастных цветов (фон, самовар или бульотка), клей, цветная бумага для украшения готового изделия;
Инструменты – стекло для прорезания узоров в деталях канцелярским ножом, канцелярский нож, ножницы, линейка, карандаш, ластик.
Ход занятия.
Историческая справка о возникновении самовара и бульотки в России (см. приложение № 1)
Знакомство с практической работой. Создание полуобъемной аппликации на плоскости. Порядок выполнения самовара и бульотки:
подбор картона;
разметка деталей на картоне с помощью шаблонов (см. приложение № 2);
нанесение линий сгиба с помощью карандаша и линейки;
вырезание деталей и прорезание узоров на них;
формование деталей бульотки и самовара (создание выгнутой формы деталей изделия);
сборка самовара и бульотки на фоновом картоне и закрепление на нем с помощью клея.
Подведение итогов. Выставка готовых работ (см. приложение № 3)
Приложение № 1.
История русского самовара
Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.
Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств – чайников, кофейников и самоваров.
Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.
Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.
В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип – автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип – сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.
Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
Конструкция самовара довольно сложна:
Внутри расположена жаровня в виде трубы – «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»- хватки и паровички – это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.
Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.
Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фестонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.
Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.
Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать наверх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.
Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Более того, самовар – не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять.
Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.
XIX век – «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ – начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.
Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.
Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.
В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir – кипеть) – небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.
Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него – древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.
При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.
Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.
В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары – это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар – это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.
Изобретение электронагревательного прибора – чайника относится к 1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы.
Источник: Книга о чае. «Русич», Смоленск, 1997, составитель Ю.Г.Иванов, рецензент М.К.Геловани
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Интегрированное внеклассное занятие по программе "И в миру, и в ладу" и программе "Данила мастер и Марья искусница " на тему "Масленица" "
["seo_title"] => string(145) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-zaniatiie-po-proghrammie-i-v-miru-i-v-ladu-i-proghrammie-danila-mastier-i-mar-ia-iskusnitsa-na-tiemu-maslienitsa"
["file_id"] => string(6) "137012"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1417255186"
}
}