kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Левитан. Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цели урока:

  1) подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине И.И. Левитана;

  2) научить пятиклассников собирать рабочие материалы и составлять композиционную схему сочинения-описания по картине;

  3) расширить активный словарь учащихся за счет введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой «Осень»;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Левитан. Золотая осень"»

Сочинение-описание «Краски осени» по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Цели урока:

1) подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине И.И. Левитана;

2) научить пятиклассников собирать рабочие материалы и составлять композиционную схему сочинения-описания по картине;

3) расширить активный словарь учащихся за счет введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой «Осень»;

4) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, перспектива, горизонт и др.

5) развивать умение редактировать тексты: видеть речевые ошибки (повторы) и исправлять их.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; раздаточный материал: листы бумаги с напечатанными на нем отрывками из стихотворений русских поэтов; карточки с текстом вступления для редактирования.

Индивидуальное задание: выписать из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой, «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля толкование слов: багрец, очарование; составить обобщающую справочную статью по каждому слову.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

1 слайд: СЛХ - Сегодня на уроке мы будем работать с удивительным, пронзительным осенним пейзажем «Золотая осень». Автор картины - выдающийся художник Исаак Ильич Левитан. Наша задача заключается в том, чтобы понаблюдать за красками осени на картинах художника и описать их в своих сочинениях на тему «Краски осени в картинах И.И. Левитана». (Учащиеся записывают тему в тетрадь). Картина «Золотая осень», на которой он запечатлел кратковременный праздник русской природы, яркий и неповторимый. На эту картину хочется смотреть бесконечно, потому что красота чудесной осенней поры завораживает.

2 слайд: СЛХ Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова.

3.4.5, слайд: СЛХ Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

6 слайд: СЛХ Картина И.И. Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал в своих этюдах и картинах.

Беседа по картине.

- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

- Почему картина называется «Золотая осень»?

- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

- Иногда бывает, что мы видим краски, понимаем чувства и настроения автора, а выразить словами всего этого не можем: не хватает слов. Давайте обратимся за помощью к известным поэтам, которые помогут нам подобрать слова для описания картины. Заслуженный художник А. Дубинчик писал: «Когда стоишь перед работами Левитана, нельзя не думать о поэзии, музыке. Как созвучны его картины стихам Тютчева и Фета…» Согласны ли вы с этими словами? На карточках вам даны отрывки из некоторых стихотворений русских поэтов. Прочитайте выразительно эти отрывки и найдите то них те, которые созвучны по настроению левитановским картинам.

7 слайд: СЛХ 1. Когда на серый, мутный небосклон

Осенний ветер нагоняет тучи

И крупный дождь в стекло моих окон

Стучится глухо, в поле вихрь летучий

Гоняет желтый лист…

Тогда я сам осенняя пора…

А. Фет

7 слайд: СЛХ 2. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С. Пушкин

8 слайд: СЛХ

Словарно-стилистическая работа.

- Значит, картине «Золотая осень» созвучен по настроению 1-й отрывок. Какие цвета осени отметил А.С. Пушкин? (Багрец и золото.)

- Как вы думаете, что обозначает слово багрец? (Багрец – багровый и багряный цвет.)

- Дополнительный комментарий дает Старостина Валя. (Слово образовано при помощи суффикса от старославянского слова багръ – красная краска, красный цвет. В этимологическом словаре говорится, что данное слово, вероятнее всего, того же корня, что и диалектное слово богатье – огонь, пламя. Следовательно, дословно данное слово можно перевести – «цвета пламени». В словаре В.И. Даля показывается разница между словами багровый и багряный. Багровый объясняется как червленый, пурпуровый, самого яркого и густого цвета, но не с огненным отливом, а с едва заметной просинью; а багряный – тот же червленый, но менее густой, алее, без синевы, это самый яркий и самый чистый красный оттенок.)

- Валя рассказала нам о разнице между словами «багряный» и «багровый». Какое же из этих слов мы выберем для того, чтобы объяснить слово багрец, употребленное поэтом? (Мы выберем слово багряный, так как осень у поэта яркая, золотая.)

- Какой цвет передает слово золото? (Желтый, золотистый, цвета золота, с блеском золота.)

- Какая же осень у Пушкина в целом? (Багряная, пламенная, огненная, золотая, яркая, насыщенная, богатая оттенками цветов.) Слова записываются учителем на доске.

- В первой строке поэт говорит об осени: «…Очей очарованье!» Что обозначает слово очарованье?

- Дополнительный комментарий дает Хабитова Нарыйаана. (Однокоренным словом к данному является слово «чары», которое означает волшебство, колдовство. «Очаровать», по словарю В.И. Даля, значит «обворожить, околдовать, пленить кого-то». Существительное очарование по значению равно глаголу.)

- Подумайте над данным комментарием и сделайте вывод: какой представляется осень поэту? (Осень для Пушкина – волшебница, колдунья, обладающая пленительной силой, очаровательная и красивая.) Запишите все вышесказанные определения в тетрадь.

- Итак, мы увидели, как поэты «раскрасили» осень в различные цвета с помощью слов и записали эти слова. А теперь посмотрим, какие краски использовал на своих полотнах Левитан, и «переведем» краски в слова. Для этого составим рабочие материалы. Характеризуя краски осени, мы, конечно, используем те слова, которые мы встретили в стихотворении, но нам придется подбирать и свои слова, потому что поэт в стихотворении может обратить внимание только на некоторые краски, оттенки цветов, которые он считает важными, а художник нам дает возможность увидеть на картине огромное количество цветов и оттенков.

9 слайд: САВ композиция Даже когда вы решаете, где именно на листе бумаги в блокноте расположить хотя бы маленькую закорючку, вы уже в определенном

смысле составляете композицию. В рисунке многое зависит от того, как

он расположен на бумаге. Поэтому, прежде чем начинать рисунок,

представьте в уме его композицию, и даже если вы уделите этой мысли

всего несколько секунд, возможно, она спасет вас от необходимости все

начинать заново. Никогда не искажайте предмет изображения, пытаясь

целиком показать его в рисунке.





Перспектива применяется в рисунке для того, чтобы на плоском

двухмерном листе бумаги, деревянной доске, холсте и т. д. передать

иллюзию удаленности предметов, а также их объемности.





Понятие " уровень горизонта" обозначает уровень ваших глаз

относительно земли в том положении, в котором вы находитесь в

момент рисования. Все линии, которые находятся выше уровня

горизонта, будут опускаться вниз к линии горизонта, а все линии,

расположенные ниже линии уровня горизонта, будут стремиться к

ней вверх. Точка, в которой все эти линии пересекаются, называется

точкой схода.



10 слайд: САВ Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложится густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко

11 слайд: САВ Главные холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все другие цвета в холодные и ледяные.
Девочка волшебница которая «Замораживает» цвета, отпуская в каждый голубую или синюю льдинку

12 слайд: САВ

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Она может быть радостной или грустной, спокойной или бурной, нежной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы.

1.На этой картине зеленые, желтые, коричневые и другие цвета смешанные с черной краской. Природа на картине таинственная

15 слайд: САВ Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

А здесь краски смешаны с белой. Настроение в картине получилось нежное, легкое и спокойное



16 слайд: САВ Цветные серые оттенки звучат здесь немного грустно. Художник изобразил большое небо и большое пространство воды. Маленький кусочек земли, как корабль , врывается в этот простор. Какое настроение в картине?

17 слайд: САВ

Обратимся к картине «Золотая осень» И.И. Левитана. (Слово учителя изо Слепцовой А.В.)

Эту картину И. Левитан писал совсем с другим настроением . Он рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета смешаны желтым . Только в воде немного видны цветные серые оттенки. Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Река. На передней части небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и одиноко стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет .Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.

По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами — багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками молодой девушки.

Березки. Молодые березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны.

На заднем плане. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.

Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой.

У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины.

За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным

Какого цвета… воздух на картине? Можно ответить на мой вопрос, или это картина без воздуха?

(Воздух передан на картине. Он бесцветный, прозрачный)

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

18 слайд: САВ

Что наблюдаем. «Золотая осень»

И.И. Левитана


Рабочие материалы

Осень

Солнечном осеннем дне, желтые цвета, ярко золотые цвета, теплая сухая погода

Настроение

Чувства бодрости, жизнерадостное праздничное настроение.

Деревья

Молодые березки, тонкие, стройные, с золотистой листвой

Травы

Побуревшая, желтеющие

Небо

Светлое, с легкой дымкой, нежно-голубое, розоватые легкие облака, лазурное

Река, берега реки

Цветло серые оттенки, спокойная река, изгибаясь, удаляется в глубину, темное.

Воздух

бесцветный, прозрачный









19 слайд: СЛХ

Составление композиционного плана сочинения-описания. (Поскольку данная работа проводится впервые, то целесообразно план дать учащимся в готовом виде.)

План сочинения:

  1. Художник, очарованный осенью.

  2. Особенности композиции пейзажа.

  3. Краски осени в картине:

а) цвета осени;

б) деревья;

в) травы;

г) небо и воздух;

д) река;

е) настроение картины.

4. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

Работа над текстом сочинения.

- Итак, тема нашего сочинения «Краски осени на картинах И.И. Левитана». На какой основной вопрос мы должны будем ответить в ходе написания работы? (Мы ответим на вопрос, какие краски выбрал художник для изображения картины: какого цвета осень, какое небо, какие деревья…)

- Для какого типа речи характерен этот вопрос? (Для описания.)

- Следовательно, какой основной тип речи необходимо выбрать для сочинения? (Описание.)

- О чем следует писать по первому пункту нашего плана? (В этой части сочинения следует написать о том, что И.И. Левитан любил русскую осень, был очарован ее красотой и запечатлел ее на своих картинах.)

- Вступление к этому сочинению я дам вам в готовом виде.

Слайд 20 ЛСХ: Текст вступления.

Осень – удивительный художник. Осень по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, березок. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться мастерству осени. Многие художники были очарованы осенью. Один из них – Левитан. Краски осени Левитан заметил и увековечил их в своих картинах. Внимательно всмотримся в одну из этих картин.

- Это вступление можно назвать текстом?

- Заметили вы какой-нибудь недостаток в данном вступлении к сочинению?

- Действительно, в данном случае мы столкнулись с речевой ошибкой, которая встречается во многих работах учеников – повтором. Повтор слов, неумение подобрать слова-заменители (синонимы) может испортить даже неплохой текст.

- Исправим ошибки, подберем слова, которыми можно заменить повторы. (Осень – она, ее, это время года; Левитан – он, автор; картины – полотна, произведения живописи и т.д.) Кто хочет прочесть текст в исправленном виде?

Слайд 21 Осень – удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, березок. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться ее мастерству. Многие художники были очарованы этим временем года. Один из них – Левитан. Краски осени он заметил и увековечил их в своих картинах. Внимательно всмотримся в одну из этих полотен.

- Итак, вступление к нашему сочинению есть. Вы можете воспользоваться этим текстом или написать свой (по желанию).

- По второму и третьему пунктам плана сочинения мы будем работать самостоятельно, пользуясь рабочими материалами, которые мы с вами составили. Скажите, нужно ли употребить абсолютно все слова, которые мы включили в таблицу?

22 слайд золотая осень

-А теперь перейдем к последнему пункту нашего плана, и тем самым подведем итоги работы по картине.

- Понравилась ли вам картина и, если понравилась, то чем? (Эта картина мне очень понравилась, так как Левитан мастерски изобразил осень – очень красивое время года.)

- Как художник передает свое отношение к изображенному? (С помощью картины «Золотая осень» художник старается передать нам свою радость, восторг при виде этой торжественной красоты.)

- Мы с вами уже знаем, что картина – это своеобразный текст, ведь, автор с помощью красок рассказывает о чем-то. Как у текста, так и у картины есть свое содержание, своя тема, своя основная мысль. Тема этой картины в ее названии. Попробуйте сформулировать основную мысль. ( Основная мысль картины – это мысль о красоте русской осенней природы.) Урок закончен, на следующем уроке мы напишем сочинение.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Левитан. Золотая осень"

Автор: Слепцова Анастасия Владимировна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект по литературному чтению Сочинение по картине. В.Д. Поленов «Золотая осень» "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-sochinieniie-po-kartinie-v-d-polienov-zolotaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "169128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423372370"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Проектная работа "Деревья осенью" (презентация)"
    ["seo_title"] => string(54) "proiektnaia-rabota-dieriev-ia-osien-iu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "278260"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453048276"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» "
    ["seo_title"] => string(63) "sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-i-i-lievitana-zolotaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "225634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439809240"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Творческий проект  "Осень в картинах русских художников"                                      Руководитель проекта Созыкина Татьяна Николаевна "
    ["seo_title"] => string(112) "tvorchieskii-proiekt-osien-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov-rukovoditiel-proiekta-sozykina-tat-iana-nikolaievna"
    ["file_id"] => string(6) "170862"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423590610"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Занятия в средней группе рисования нетрадиционной формы. Тема «Золотая осень""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiia_v_sriedniei_ghruppie_risovaniia_nietraditsionnoi_formy_tiema_zolotaia_"
    ["file_id"] => string(6) "462536"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521455499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства