Учебные: - научить видеть красоту формы, окраски разнообразных пород рыб;
- научить рисовать рыбок в технике монотипии;
- закрепить навыки и умения выполнения узоров;
Развивающие:
- развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб;
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
для учителя: гуашь, акварель, масляные карандаши, гели, пособия с изображением рыб, музыкальное сопровождение;
для учащихся: формат А3, гуашь, акварель, кисти, гели;
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Объяснение нового материала.
Физкультминутка.
5.Практическая деятельность учащихся.
Повторение изученного материала.
Итог урока.
Обобщение.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверить, как учащиеся организовали порядок на рабочем месте.
Сообщение темы и целей урока:
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кого мы будем сегодня рисовать, и украшать красивыми узорами.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом
Туда-сюда – и нет ее,
И нет следа.
-О ком идет речь в загадке? (Это рыба.)
- Сегодня на уроке мы будем рисовать красивых рыбок и украшать их узорами.
- Кто из мастеров нам сегодня поможет рисовать и украшать рыбок? (Мастер Украшения и Мастер Изображения.)
3. Объяснение нового материала.
Фонограмма «Звуки моря».
- Какие звуки вы услышали? ( Звуки моря.)
- Где могут жить рыбы? ( Рыбы живут в реке, море, океане, озере.)
- Отгадайте загадку и вы узнаете где еще могут жить рыбки.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
-Что это? ( Аквариум.)
- У кого есть дома аквариум? Как зовут ваших рыбок? Опишите их.
Ответы учащихся.
Показать иллюстрации рыбок и дать им описание.
- Меченосец- Это рыбка красного цвета, на хвосте отросток, похожий на меч.
- Золотая рыбка- рыбка имеет округлое туловище, большие глаза, свисающий вуалевый хвост.
-Аквариумных рыб существует очень много.
- Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках.
Показать иллюстрации рыбы-еж и рыбы-пилы.
-Рыба-еж имеет на своем теле наросты в виде колючек. При любой опасности эта рыба надувается и становится похожа на шар с колючками. Такую рыбу очень трудно хищнику съесть. У рыбы-пилы длинный нос и на носу есть наросты похожие на зубья пилы. И в природе, ребята, еще много-много необычных рыб. С ними вы познакомитесь на таких предметах как природоведение, окружающий мир, биология.
- Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации рыбок и назовем из каких частей состоит рыба. (Объяснение на пособии «части рыбы»)
1. Туловище.
2. Голова.(Голова плавно переходит в туловище и заканчивается там где находятся жабры.)
3. Хвост.
4. Плавники.
5. Глаза.
6. Рот.
7. Жабры.
Далее идет объяснение на доске с заготовками туловищ рыб. Части рыб дорисовываются.
- Какую форму может иметь туловище рыбы? (Овальную, круглую, вытянутую.)
- Какой может быть хвост у рыбы? (Хвост треугольный, длинный и свисающий, с волнистым контуром, с мечом, в форме месяца.)
________________________________________
Какие у рыбы могут быть плавники? (Плавники треугольные, овальные, с волнистым краем.)
-Чем же украшены рыбки? (Узорами.)
- Яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам спрятаться среди камней и песка или в зарослях растений. Давайте назовем эти узоры. (Кружочки, волнистые линии, полосочки, крапинки и др.)
-Такие узоры находится на плавниках, на хвосте, на туловище.
4. Физкультминутка.
Упражнения выполняются под фонограмму «Звуки моря».
-Давайте представим с вами, что мы рыбки. Руки – это плавники. Разводим руки в стороны.
Поплыли влево, поплыли вправо, Поплыли вверх, а теперь вниз. А теперь стоим на месте, плавно работаем руками, покачивая туловище. Можно поговорить как рыбки – открывая просто рот.
.Встряхнем руками, закончили.
А теперь приступим к практической работе.
5. Практическая деятельность учащихся.
Повторение изученного материала.
-Ребята, мы с вами на прошлом уроке рисовали красивых бабочек. Давайте вспомним в какой технике мы их рисовали. (В технике монотипии.)
-А что это за техника? ( Это рисунок, который выполняется с помощью отпечатка.)
- Лист складывается пополам, на одной стороне рисуется пятно, затем лист складывается и на другой стороне получается отпечаток. Далее изображения дорисовываются и получаются красивые рисунки.
-У вас уже на столах лежат сложенные листы. Давайте на левой стороне листа нарисуем гуашью небольшое пятно любым цветом. Затем лист складываем, приглаживаем и открываем. У нас получилось два пятна. Это будет у нас туловища двух рыбок. К ним мы пририсуем плавники, хвосты и т.д..
На доске показать приемы выполнения водорослей, воды, узоров.
Итог урока.
Выставка работ.
-Ребята, вам удалось нарисовать красивых рыбок. Если мы всех рыбок поместим на доску, то получится сказочное подводное царство.
Обобщение урока.
-Что нового узнали на уроке? (О рыбах.)
-Чему научились?(Рисовать рыбок в технике монотипии, украшать их.)
Урок закончен. Убираем рабочие места.
Отзыв
урока по рисованию Нажмудиновой Г.Г.. «Красивые рыбки».
Тема урока «Красивые рыбки». Этот урок входит в блок темы «Ты украшаешь, знакомство с мастером украшения». На изучение этой темы отводится 8 уроков. Урок «Красивые рыбки» - это 4 урок в этом блоке и 2 урок рисования рисунка в технике монотипии.
Урок комбинированный.
Структура урока:
Оргмомент. Учащиеся навели порядок на рабочем столе. В начале урока была проведена концентрация внимания с помощью упражнения.
Сообщение темы урока. Тема урока сформулирована через проблемный вопрос (загадку).
Цели урока были поставлены перед учащимися.
На уроке осуществлялась связь с прошлым уроком. На прошлом уроке учащиеся познакомились с техникой монотипии, а на этом продолжили рисовать в этой технике, т.е. было осуществлено закрепление материала.
Объяснение нового материала на пособии «Части рыб и ее украшение».
Практическая часть выполнялась поэтапно. Этапы выполнения работы были написаны на доске. Основной этап - практический был организован на основе применения метода проекта, что позволило обучающимся проявить свои умения, навыки рисования, полученные на предыдущих уроках. На уроке напоминались правила работы с гуашью, акварелью, масляными карандашами, а так же об аккуратном выполнении работы.
На уроке использовались новые материалы – это масляные карандаши, гели.
7.Анализ работ. Обобщение темы.
3. Форма работы на уроке фронтальная.
4. Методы, используемые на уроке:
-Метод беседы.
-Наглядный метод.
-Практический.
5. Цели урока выполнены, учащиеся работали увлеченно.
6. На уроке осуществляласьмежпредметная связь с окружающим миром, с литературным чтением.
Учитель начальных классов Гашимова С.И.
Отзыв
урока по рисованию Нажмудиновой Г.Г. «Красивые рыбки».
Об открытом рисовании в 1 классе, проведенном учителем начальных классов МКОУ «Нижне-Чуглинская СОШ», Нажмудиновой Г.Г.
Цель урока: Изучить понятие рисования рыбок. Научить красиво рисовать .
Открытый урок начался с проверки готовности к уроку, и введения в курс новой темы путем наводящих вопросов учитель обозначила тему и задачи новой темы. Материал представлен в виде презентации . Для активации знании учащихся (повторение различных видов позвоночных животных с плавниками ) использовались принципы доступности, наглядности, научности.
Повторение материала выстроено логично, оптимально по содержанию, разнообразно по средствам приема, методом обучения. В ходе урока учитель развивает логическое мышление, интеллектуальные способности, познавательный интерес, применяя элементы современных образовательных технологий: проблемного, поисково-исследовательского, личностно-ориентировочного подхода.
Учитель умело направляет на самостоятельную работу учащихся, учит умению рисовать правильно .