Урок изучения нового материала в 5 классе. Тема урока: Космический мир. Цель: Изучение нетрадиционных техник рисования («набрызг», восковые мелки, мыльные пузыри). Задачи:
Образовательные: расширить знания о космосе, о разнообразных возможностях художественных материалов, о красках космоса, активизировать познавательную активность.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, умение выражать при помощи цвета свое отношение к окружающему миру, способствовать патриотическому воспитанию детей.
Развивающие: развитие творческой фантазии, умения анализировать, сопоставлять, активности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет, тип урока: ИЗО, урок изучения нового материала.
Тема урока: Космический мир.
Цель:Изучение нетрадиционных техник рисования («набрызг», восковые мелки, мыльные пузыри).
Задачи:
Образовательные: расширить знания о космосе, о разнообразных возможностях художественных материалов, о красках космоса, активизировать познавательную активность.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, умение выражать при помощи цвета свое отношение к окружающему миру, способствовать патриотическому воспитанию детей.
Развивающие: развитие творческой фантазии, умения анализировать, сопоставлять, активности детей.
Требования к результатам освоения нового материала
Личностные результаты освоения нового материала:
1) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
2) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
3) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения нового материала:
1) развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о космических пространствах и телах;
3) развитие сознательного подхода к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой;
5) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
6) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
7) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств.
Предметные результаты освоения нового материала:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
2) развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы при выполнении практической работы;
3) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
4) использование в собственной творческой работе цветовых фантазий, форм, композиционных решений и образов.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок изобразительного искусства. На ваших партах лежит смайлики. Поднимите тот, который покажет мне ваше настроение.
Учитель. Тема нашего урока: «Космический мир». И сегодня на уроке мы узнаем многое о космосе, о разнообразных возможностях художественных материалов, о красках космоса.
II.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
Стремление человека к познанию окружающего мира известно и неистребимо. И одна из самых ярких страниц этого процесса – желание взлететь над землей, взглянуть с неба на колыбель человечества, узнать, что же там, дальше, в безграничных просторах Вселенной.
Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю, и сегодня мне с вами хочется отправиться в космическое путешествие, к неизведанным планетам. Объявляю проверку готовности к полёту. Для этого делимся на три группы, назначаем капитанов трёх экипажей и даём название вашим кораблям.
12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Всего 108 минут продолжался первый полет, и этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.[1]
Полет Гагарина был первым, но далеко не последним, это было только начало великой эры космонавтики.
Никакая современная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты.
Художник-космонавт Алексей Архипович Леонов - лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, в мире вышедший в открытый космос. Почётный член Российской Академии Художеств, член Академии Изобразительных Искусств США.
Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе.
Рассматривая картины, обратите внимание на их композиционное и цветовое решение. А А. Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. «Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоёв. У самой Земли ярко-красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая – голубая лента, которая переходит в темно - фиолетовую и затем в чёрное, бархатное небо.» - вспоминал А. А. Леонов.[2]
Вторая планета« Вопрос - ответ»
Как вы думаете, что находится там, далеко над нами, в голубой долине небосвода? (Звезды). А что такое звезды? Какие они? Они разные по размеру, по температуре. Это – огненные шары. Одни более горячие, другие менее, поэтому и цвета разные. Самые горячие – белые, менее горячие голубые, потом желтые, красные. Назвать планеты. (Меркурий, Венера, Сатурн…).Что еще можно встретить в космосе? Отгадаем загадки:
-Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? (Большая Медведица)
-Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит.(Солнце)
-Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический …(Метеорит)
-В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его — полоска света, А зовут объект…(Комета)
-Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…(Земля)
-Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам …(Луна)
Третья планета: «Физ.минутка»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Дети маршируют)
На носки поднимемся (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их).
А потом руки вниз (Опускают руки).
Раз, два, три, потянись, (Тянутся).
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу).
Дети изображают полёт в космическом корабле (смотрят в бинокль, изображают невесомость).
III Практическая работа
Четвёртая планета «Творческая»
Чтобы корабль взлетел, и мы вернулись домой нужно выполнить задание.
Первый корабль выполняет работу техникой «набрызг» (Прикладывают шаблоны и щеткой делают набрызг).
Второй выполняет работу техникой - восковые мелки и акварель.
Третий - мыльными пузырями. (В стаканчик с водой добавляем гуашь и немного моющего средства, размешиваем палочкой для коктейля, а затем дуем, так чтобы пена поднялась. Берем лист и накрываем стаканчик, затем аккуратно поднимаем. Остался отпечаток? Вот и первая планета. На листе дети печатают 2-4 планеты. Затем, когда отпечаток подсохнет, дети рисуют или вырезают путешественников, космонавтов, жителей планеты из бумаги.
- Ребята, продумайте цветовое решение рисунка. Используйте яркие, звонкие цвета, необычные сочетания их, что создает оригинальность, фантастичность.
IV. Итог
Пятая планета «Конечная»
-Молодцы! Наш космический корабль успешно приземлился на планету. Прошу капитанов доложить о результатах выполнения работы. Ребята вывешивают свои работы. Могут обмениваться опытом и бывать на разных кораблях, выполнять их работы.
-Мы завершили наше путешествие. Я предлагаю вместе подвести итог нашего урока.
Рефлексия
- Ребята, с каким настроением вы вернулись из путешествия?
- Какими знаниями вы могли бы поделиться с ребятами из других классов?
- Какими техниками рисования вы работали? - Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать?
Учитель. Я очень рада за тех, у кого настроение поменялось.
– Как здорово, мы сегодня побывали в необыкновенном космическом пространстве и узнали много нового о космосе. Может быть, когда-нибудь можно будет отправиться на экскурсию на звездолете и на самом деле побродить, посмотреть, привести сувениры. А пока, у нас есть возможность нарисовать, помечтать об этом, полюбоваться работами. Желаю и в дальнейшем творческих успехов.
Уборка рабочего места.
Список использованныхисточников:
Гильберг Л. А. От самолета к орбитальному комплексу. - М.: Просвещение, 1992 г.
Леонов А. А. Выхожу в космос. - М.: Малыш, 1980 г.