Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"
Урок освоения теории и практики основ живописи на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного. Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"»
Конспект
учебного занятия с использованием
современных образовательных технологий: развивающее обучение и информационно-коммуникационные технологии
Город - Магнитогорск
МОУ «Санаторная школа-интернат № 2»
Учитель - ЗАЙЦЕВА Лариса Петровна
Класс - 6
Предмет - «Изобразительное искусство»
Тема: «ЦВЕТ − ОСНОВА ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ»
Продолжительность учебного занятия - 45 минут.
Тип учебного занятия - комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа (урок внутренней интеграции: группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики основ живописи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного).
Цели: Приобщение школьников к художественной культуре.
Задачи:
1 Ознакомление учащихся со свойствами цвета;
2. Развитие творческой самостоятельности;
3. Формирование умений составления выразительных цветовых гамм, владения техникой живописи;
4. Привитие навыков работы гуашью и кистью;
5.Воспитание эмоционального отклика на цвет;
6. Мотивация желания выразить себя, используя цвет (цветовая гамма, тональность оттенков, цветовые сочетания, форма мазка).
Оборудование:
ТСО - ПК с мультимедийным оборудованием, информационный материал к уроку - диск CD (слайд-фильм авторский);
Зрительный ряд: наглядные пособия по цветоведению (плакаты и таблицы), работы учащихся – упражнения и творческие композиции, репродукции (как пассивный зрительный ряд): К.П.Брюллов «Итальянский полдень», М.А.Врубель «Гадалка», З.Е.Серебрякова «За туалетом. Автопортрет», Ф.А.Малявин «Вихрь», В.Ван Гог «Подсолнухи», «Красные виноградники в Арле», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», К.Моне «Стог сена в Живерни», «Скалы в Бель–Иль».
Музыкальный ряд: инструментальная музыка − Поль Мориа Alovette «La Peregrinacion» и другие.
Литературный ряд: поэзия − Н.Заболоцкий «Портрет», М. Алигер «Осень».
Дидактические материалы к учебному занятию: Слайд-фильм: «Цвет – основа изобразительной речи живописи» (дидактическое пособие, разработанное педагогом).
Форма урока - комбинированная: а) эвристическая беседа; б) творческие задания; в) экспресс-диагностика (на основе методики М.Люшера).
План урока
мин
Дидактический блок I.
Организация, настрой на работу.
4
Дидактический блок II
Зрительный ряд – ЖИВОПИСЬ.
8
Дидактический блок III.
Теория учебного предмета − ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
8
Дидактический блок IV.
Практическая работа (закрепление знаний).
15
Дидактический блок V.
Анализ выполненного задания.
4
Дидактический блок VI
Закрепление знаний, полученных на уроке.
5
Дидактический блок VII
Домашнее задание.
1
45
Структура и ход урока:
Дидактический блок I. Звучит музыка, организация, настрой на работу.
Оргмомент. Приветствие, организация рабочего места.
Стартовая цветодиагностика: на ¼ листа (формат А3) цветом рассказать о своём настроении в начале урока (без конкретизации формы и создания образа).
Введение в содержание урока: поэтический ряд – стихи Н.Заболоцкого. Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Вопросы к учащимся:
- О каком виде изобразительного искусства пойдёт речь на уроке?
- Почему Николай Заболоцкий так сказал о живописи?
Дидактический блок II
4. Зрительный ряд – ЖИВОПИСЬ:
а) просмотр слайд-фильма (часть первая – живопись) с беседой по ходу просмотра зрительного ряда;
б) настроение и ощущения (эмоциональное постижение содержания);
в) как передать словами разные состояния;
г) как это делают художники: живописная изобразительная речь − композиция, цвет, рисунок, техника живописи, линия, пятно и прочее;
д) цвет – основа языка живописи.
Дидактический блок III. Теория учебного предмета.
5. Зрительный ряд – ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (демонстрация и беседа в процессе показа слайдов)
а) Повторение материала о цвете в живописи и жизни. Цвет: механическое смешение и оптические свойства.
Вопросы к учащимся:
- Что значит цвет в жизни человека?
- Какова роль цвета в искусстве?
- На какие группы подразделяют цвета?
б) Расширение понятий и знаний о цвете полученных ранее:
- ахроматические и хроматические;
- основные и составные, дополнительные;
- тёплые и холодные;
- глухие и звонкие, насыщенные и малонасыщенные.
6. Ассоциативный ряд – работа со зрительным воображением и образами на основе вербальных и других ассоциаций (выход на ассоциации, используя представления и понятия о цвете, демонстрация проявлений цвета учителем).
Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Вопрос к учащимся: какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются?
одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть
а) Психофизиологические проявления (учитель говорит о воздействии цвета на человека):
цвет слышу, цвет ощущаю (тактильные);
цвет воздействует - вкус, запах;
вижу цветные слова;
вижу настроение (ощущение гармонии и спокойствия, тревоги и ожидания неведомого…).
б) Обратный процесс психологических проявлений цвета (разговор идёт о том, как художник выбирает цвет, чтобы передать чувства):
цвет расскажет о настроении, цвет передаст мою радость или печаль;
цвет откроет страхи или передаст счастливые минуты;
цвет выразит вкус различных продуктов;
цвет расскажет о музыке, цвет сделает ярче поэзию;
цвет передаст мои эмоции…
Демонстрация (рисование) учителем на бумаге (на мольберте) цветовых композиций (используя многообразие цветовых гамм и разной формы мазки):
- эффект приближения (крещендо);
- ощущения от созерцания цветущей сирени;
- вкусовые ощущения сладкого арбуза…
Дидактический блок IV. Практическое закрепление знаний полученных в процессе урока и расширение компетенций в области цветоведения.
7. Практическая работа:
а) передать в цвете вкус мороженого с разными наполнителями – шоколад, ваниль, ягоды, фрукты, фисташки и т. п. (формирование воображения и зрительной памяти, формирование умений − закрепление в деятельностном режиме);
После практической работы смотрим слайды детских работ: цветовая гамма «Мороженое».
б) рисуем поэзию − стихи об осени М.Алигер. (расширение ассоциативного ряда).
Осень
Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдётся от злости и в клочья
всё порвёт беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретёт величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
…А она всё собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит всё это,
ветром сдует, дождями зальёт,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
После практической работы смотрим слайды детских работ: цветовая гамма «Осень».
Дидактический блок V. Осмысление умений и полученных знаний.
8. Анализ выполненных практических заданий на основе «экспресс-вернисажа» (любуемся сделанным на уроке, учимся рассуждать и говорить профессионально о своих и о работах одноклассников),
сравнение детских работ между собой, не по качеству и мастерству «хорошо-плохо», а по многообразию выражения.
Дидактический блок VI. Закрепление полученных на уроке знаний.
Сравниваем цветовую гамму «Настроение», выполненную в начале урока, с цветовой гаммой «Сейчас», выполненную по завершению практической работы на уроке.
Вопросы к учащимся:
- Что говорит цветовая гамма о «Тогда» и «Сейчас»? Изменилось ли настроение?
- Расскажите о своих впечатлениях от какой-либо части урока (слайды, работа с цветом, стихи и прочее).
Дидактический блок VII. Домашнее задание (подготовка к другим занятиям − пропедевтика будущих уроков): нарисовать музыку (аудиальные зрительные ассоциации).
Показ слайдов – цветовая гамма «Музыка».
Дополнительно: можно − шум дождя, капель…; пробуждение города или природы; голоса птиц и шёпот одуванчиков; шелест крыльев стрекоз и шорох крыльев бабочек… …Звуки весны, лета, города, школьных каникул, тихие шаги сказки, тепло рук мамы, уют дома и прочее…
Дидактический метод: Монолог учителя. Эмоционально-эвристический диалог учителя с учащимися. Сравнительный анализ произведений. Репродуктивный показ приёмов живописи. Творческое осмысление учащимися содержания через практическую деятельность. Экспересс-диагностика динамики, настроения и итога учебного процесса.