kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок освоения теории и практики основ живописи на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного. Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"»

Конспект

учебного занятия с использованием

современных образовательных технологий: развивающее обучение и информационно-коммуникационные технологии

Город - Магнитогорск

МОУ «Санаторная школа-интернат № 2»

Учитель - ЗАЙЦЕВА Лариса Петровна

Класс - 6

Предмет - «Изобразительное искусство»


Тема: «ЦВЕТ − ОСНОВА ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ»


Продолжительность учебного занятия - 45 минут.


Тип учебного занятия - комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа (урок внутренней интеграции: группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики основ живописи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного).


Цели: Приобщение школьников к художественной культуре.

Задачи:

1 Ознакомление учащихся со свойствами цвета;

2. Развитие творческой самостоятельности;

3. Формирование умений составления выразительных цветовых гамм, владения техникой живописи;

4. Привитие навыков работы гуашью и кистью;

5.Воспитание эмоционального отклика на цвет;

6. Мотивация желания выразить себя, используя цвет (цветовая гамма, тональность оттенков, цветовые сочетания, форма мазка).


Оборудование:

ТСО - ПК с мультимедийным оборудованием, информационный материал к уроку - диск CD (слайд-фильм авторский);

Зрительный ряд: наглядные пособия по цветоведению (плакаты и таблицы), работы учащихся – упражнения и творческие композиции, репродукции (как пассивный зрительный ряд): К.П.Брюллов «Итальянский полдень», М.А.Врубель «Гадалка», З.Е.Серебрякова «За туалетом. Автопортрет», Ф.А.Малявин «Вихрь», В.Ван Гог «Подсолнухи», «Красные виноградники в Арле», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», К.Моне «Стог сена в Живерни», «Скалы в Бель–Иль».

Музыкальный ряд: инструментальная музыка − Поль Мориа Alovette «La Peregrinacion» и другие.

Литературный ряд: поэзия − Н.Заболоцкий «Портрет», М. Алигер «Осень».

Художественные материалы: бумага, гуашь, кисти, палитры.


Дидактические материалы к учебному занятию: Слайд-фильм: «Цвет – основа изобразительной речи живописи» (дидактическое пособие, разработанное педагогом).


Форма урока - комбинированная: а) эвристическая беседа; б) творческие задания; в) экспресс-диагностика (на основе методики М.Люшера).




План урока

мин

Дидактический блок I.

Организация, настрой на работу.

4

Дидактический блок II

Зрительный ряд – ЖИВОПИСЬ.

8

Дидактический блок III.

Теория учебного предмета − ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.

8

Дидактический блок IV.

Практическая работа (закрепление знаний).

15

Дидактический блок V.

Анализ выполненного задания.

4

Дидактический блок VI

Закрепление знаний, полученных на уроке.

5

Дидактический блок VII

Домашнее задание.

1



45


Структура и ход урока:


Дидактический блок I. Звучит музыка, организация, настрой на работу.

  1. Оргмомент. Приветствие, организация рабочего места.

  2. Стартовая цветодиагностика: на ¼ листа (формат А3) цветом рассказать о своём настроении в начале урока (без конкретизации формы и создания образа).

  3. Введение в содержание урока: поэтический ряд – стихи Н.Заболоцкого. Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Вопросы к учащимся:

- О каком виде изобразительного искусства пойдёт речь на уроке?

- Почему Николай Заболоцкий так сказал о живописи?


Дидактический блок II

4. Зрительный ряд – ЖИВОПИСЬ:

а) просмотр слайд-фильма (часть первая – живопись) с беседой по ходу просмотра зрительного ряда;

б) настроение и ощущения (эмоциональное постижение содержания);

в) как передать словами разные состояния;

г) как это делают художники: живописная изобразительная речь − композиция, цвет, рисунок, техника живописи, линия, пятно и прочее;

д) цвет – основа языка живописи.


Дидактический блок III. Теория учебного предмета.

5. Зрительный ряд – ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (демонстрация и беседа в процессе показа слайдов)

а) Повторение материала о цвете в живописи и жизни. Цвет: механическое смешение и оптические свойства.

Вопросы к учащимся:

- Что значит цвет в жизни человека?

- Какова роль цвета в искусстве?

- На какие группы подразделяют цвета?

б) Расширение понятий и знаний о цвете полученных ранее:

- ахроматические и хроматические;

- основные и составные, дополнительные;

- тёплые и холодные;

- глухие и звонкие, насыщенные и малонасыщенные.

6. Ассоциативный ряд – работа со зрительным воображением и образами на основе вербальных и других ассоциаций (выход на ассоциации, используя представления и понятия о цвете, демонстрация проявлений цвета учителем).

Загадку воздействия цвета на психику человека пытаются разгадать на протяжении тысячелетий. Вопрос к учащимся: какие ассоциации вызывают у вас разные цвета? Как они проявляются?


Психологическое проявление цвета

Красный цвет

возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный

Оранжевый цвет

веселый, добрый, радостный

Желтый цвет

теплый, бодрящий

Зеленый цвет

создает спокойное, приятное и мирное настроение

Синий цвет

серьезный, печальный, сентиментальный

Фиолетовый цвет

одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть


а) Психофизиологические проявления (учитель говорит о воздействии цвета на человека):

    • цвет слышу, цвет ощущаю (тактильные);

    • цвет воздействует - вкус, запах;

    • вижу цветные слова;

    • вижу настроение (ощущение гармонии и спокойствия, тревоги и ожидания неведомого…).

б) Обратный процесс психологических проявлений цвета (разговор идёт о том, как художник выбирает цвет, чтобы передать чувства):

  • цвет расскажет о настроении, цвет передаст мою радость или печаль;

  • цвет откроет страхи или передаст счастливые минуты;

  • цвет выразит вкус различных продуктов;

  • цвет расскажет о музыке, цвет сделает ярче поэзию;

  • цвет передаст мои эмоции…

Демонстрация (рисование) учителем на бумаге (на мольберте) цветовых композиций (используя многообразие цветовых гамм и разной формы мазки):

- эффект приближения (крещендо);

- ощущения от созерцания цветущей сирени;

- вкусовые ощущения сладкого арбуза…


Дидактический блок IV. Практическое закрепление знаний полученных в процессе урока и расширение компетенций в области цветоведения.

7. Практическая работа:

а) передать в цвете вкус мороженого с разными наполнителями – шоколад, ваниль, ягоды, фрукты, фисташки и т. п. (формирование воображения и зрительной памяти, формирование умений − закрепление в деятельностном режиме);

После практической работы смотрим слайды детских работ: цветовая гамма «Мороженое».

б) рисуем поэзию − стихи об осени М.Алигер. (расширение ассоциативного ряда).

Осень

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг…

То зайдётся от злости и в клочья

всё порвёт беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

обретёт величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

…А она всё собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит всё это,

ветром сдует, дождями зальёт,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

После практической работы смотрим слайды детских работ: цветовая гамма «Осень».


Дидактический блок V. Осмысление умений и полученных знаний.

8. Анализ выполненных практических заданий на основе «экспресс-вернисажа» (любуемся сделанным на уроке, учимся рассуждать и говорить профессионально о своих и о работах одноклассников),

сравнение детских работ между собой, не по качеству и мастерству «хорошо-плохо», а по многообразию выражения.


Дидактический блок VI. Закрепление полученных на уроке знаний.

9. Задание: экспресс диагностика – настроение от урока «Сейчас!» (набрать цветовую гамму, соответствующую настроению).

Сравниваем цветовую гамму «Настроение», выполненную в начале урока, с цветовой гаммой «Сейчас», выполненную по завершению практической работы на уроке.

Вопросы к учащимся:

- Что говорит цветовая гамма о «Тогда» и «Сейчас»? Изменилось ли настроение?

- Расскажите о своих впечатлениях от какой-либо части урока (слайды, работа с цветом, стихи и прочее).

Дидактический блок VII. Домашнее задание (подготовка к другим занятиям − пропедевтика будущих уроков): нарисовать музыку (аудиальные зрительные ассоциации).

Показ слайдов – цветовая гамма «Музыка».

Дополнительно: можно − шум дождя, капель…; пробуждение города или природы; голоса птиц и шёпот одуванчиков; шелест крыльев стрекоз и шорох крыльев бабочек… …Звуки весны, лета, города, школьных каникул, тихие шаги сказки, тепло рук мамы, уют дома и прочее…


Дидактический метод: Монолог учителя. Эмоционально-эвристический диалог учителя с учащимися. Сравнительный анализ произведений. Репродуктивный показ приёмов живописи. Творческое осмысление учащимися содержания через практическую деятельность. Экспересс-диагностика динамики, настроения и итога учебного процесса.

Используемые цифровые образовательные ресурсы:

работа в режиме медиа-проекции на большой экран.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс "Цвет - основа языка живописи"

Автор: Зайцева Лариса Петровна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:"Цвет- основа языка живописи"6 класс "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-tsviet-osnova-iazyka-zhivopisi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111958"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408101921"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "План-конспект урока по изобразительному искусству "День народного единства  в произведениях живописи". "
    ["seo_title"] => string(107) "plan-konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dien-narodnogho-iedinstva-v-proizviedieniiakh-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "141623"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418143990"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Образы природы в русской поэии"
    ["seo_title"] => string(30) "obrazy-prirody-v-russkoi-poeii"
    ["file_id"] => string(6) "311447"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459193529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства