-Посмотрите на картину Ивана Айвазовского «Черное море». Какое настроение она у вас вызвала? (Тревогу, грусть, печаль)
-Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски)
-А теперь посмотрим на картину Ван Гога «Красные виноградники». Какие чувства она у вас вызывает? (Торжество, радость, тепло)
-Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые)
-Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета)
-Сейчас я вам прочту не большую сказку, после этого вы подумаете и скажете, о чем мы будем говорить на уроке? (О цветах, о настроении, которое они могут создавать)
-Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и теплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.
У Весны – желтый, теплый, солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть. Солнечные цвета всегда сравнивают с солнцем и называют теплыми, а холодные – со льдом и называют холодными.
Работа с цветовым кругом.
У девочек-подружек есть еще один секрет: расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать громче, ярче, сочнее. Но существует между ними и спор. Они никак не могут решить, как же назвать зеленый цвет – теплым или холодным, ведь он состоит их теплого – желтого и холодного – синего цветов. Если в зеленом окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит большой желтый луч – зеленый цвет станет теплее. Все познается в сравнении!
Подготовка к практической работе
-Отгадайте загадку.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем. (Жар-птица)
-В какой сказке можно встретить жар-птицу? (Конек-Горбунок)
-Представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов)
-Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба.
Учитель демонстрирует этот контраст краской на бумаге, прикрепленной к доске.
-Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около теплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно.
-Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас.
Практическая работа
Выполнение учащимися работы в рабочей тетради стр.35
6. Анализ работ, оценивание
Несколько учеников выходят к доске, демонстрируют свою работу, комментируют ее.
-Ваши работы замечательные. Вы все использовали в своих рисунках и холодные, и теплые цвета.
7. Итог урока
-О чем мы говорили на уроке? (О холодных и теплых цветах)
-Какие цвета относятся к теплым? К холодным? (ответы детей)
-Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной)
8. Домашнее задание
Подумать, где еще в природе встречается борьба теплых и холодных цветов, в каком времени года больше выражен контраст теплых и холодных цветов.