Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Символика герба"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ильинский центр внешкольной работы «Мозаика»
Методическая разработка
занятия
«Символика герба»
Составитель Лядова Людмила Александровна
П. Ильинский, 2016
Предмет:изобразительное искусство
Возраст: 8-11 лет
Тема занятия:«Символика герба»
Тип учебного занятия: изучения нового материала
Цель:
-формирование понятия о гербе, о его символике.
Задачи:
- личностные:
формировать уважительное отношение к своему Отечеству;
формировать интерес к истории и искусству родного края
- метапредметные:
обучить начальным умениям проектной деятельности;
развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;
развивать воображение и эстетический вкус.
- предметные:
научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;
систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;
закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).
Оборудование:
- для учителя (слайды с изображением гербов городов, рода Строгановых, герба Ильинского района)
- для учащихся (бумага, краски)
Ход занятия
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
проверка подготовки рабочих мест;
приветствие детей; (Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.)
Слайд 1 (изображение гербов городов)
Учитель предлагает обучающимся обратить внимание на слайд и ответить на вопрос «Что на нем изображено?»
Ученики: гербы городов.
Учитель: что мы можем сказать по гербам об этих городах? Что нам нужно для этого знать?
Ученики: что изображено на гербах, что означает цвет.
Учитель:Давайте вместе сформулируем тему занятия.
Обучающиеся: Мы будем сегодня говорить о гербах.
Учитель: Да. Тема нашего урока «Тайный смысл герба».
Учитель. Что такое герб?
Обучающиеся. Герб – это знак, символ каждого государства.
2. Этап актуализации знаний
Учитель. Герб - немецкое слово, в переводе на русский означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В третьем тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орёл. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.
Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в одиннадцатом – двенадцатом веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.
Учитель: Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб.
Слайд 2. (Герб России)
Учитель. Где мы можем увидеть российский герб?
Обучающиеся отвечают, исходя из своего жизненного опыта.
Герб страны обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Где еще можно увидеть герб России?
Учитель.Да, есть герб на печатях, на денежных знаках, на програничных столбах, на государственных орденах и медалях.
Свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самых главных событиях в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Слайд 3. (Гербы городов)
- Ребята, скажите, можно по гербу рассказать о стране, о городе, которому он принадлежит?
(учащиеся отвечают, что можно, но для этого надо знать символику)
- Символику и значение цвета. Нужно уметь и знать как правильно составлять гербы.
Учитель. Первыми были герольды (в переводе с немецкого «глашатый»), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они и стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.
Гера́льдика
(гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования
Герб обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона , нашлемник, щитодержатели, девиз , мантия и бурелет.
Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности). Каждое условное изображение имеет своё значение: дуб, медведь означали силу; факел или раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. Лев в геральдическом значении — животное царственное, символ мужества и великодушия. Леопард — символ храбрости и отваги. Орел — символ власти, господства, великодушия и прозорливости. Двуглавый орел черного цвета называется императорским.
Шлем — геральдический знак, помещается над щитом. Различаются между собой в зависимости от положения владельца герба на иерархии власти. Намет — выходящие из шлема украшения , нашлемник — верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Короны различались по количеству золотых листьев и жемчужин.
Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и другие
Геральдические цвета
Геральдические цвета - шесть цветов, которые разрешается по правилам геральдики использовать при создании гербов: красный, синий, зеленый, черный, золотой (желтый) и серебряный (белый). Кроме того, разрешается использовать пурпур для дополнения к гербу и естественный цвет человеческого тела.
Выбранный цвет имел символическое значение:
Золотой – символ богатства и справедливости;
Серебро – символ невинности и чистоты;
Червлёный (тёмно – красный) – символ любви, смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зелёный – символ изобилия и надежды;
Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;
Чёрный – мудрость и печаль.
4. Физминутка.
5. Этап первичного закрепления
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели форму герба, рассмотрели геральдические и негеральдические фигуры, рассмотрели значение цвета на гербе.
Работа в группах
(описать предложенные педагогом гербы рода Строгановых, Ильинского района)
Слайд 4. Герб рода Баронов Строгоновых (Строгановых)
Щит горизонтально разделённый на две части, из которых в верхней в красном поле изображена серебряная медвежья голова с продолговатой шеей обращённая в правую сторону. В нижней части белый мех, и в этом же щите с правого угла к левому видна золотая волнистая перевязь, имеющая три железа копейных. На щит наложена баронам свойственная корона и на оной серебряная голова медвежья. Намёт на щите красный и золотой, подложен серебром и лазоревым цветом. Щит держат два соболя. Эти соболи, равно как и медвежья голова, означают, что предки баронов Строгановых способствовали в приобретении Сибири и оказали важную помощь в сохранении городов Пермского края.
Герб внесён в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи.
Слайд 5. Герб Ильинского района.
В пересеченном червленом и зеленом поле, поверх деления – серебряная перевязь, сопровождаемая в левом верхнем углу отторгнутой головой медведя того же металла. Щит увенчан золотой короной, соответствующей статусу муниципального района.
Символика
серебряная голова медведя (символ Прикамья), обращенная вправо, на красном (червленом) поле символизирует гербовую память о благородной династии графов Строгановых, определивших селу Ильинскому роль административного центра Пермских владений;
зеленый цвет поля свидетельствует об экологически чистой природе Ильинского муниципального района, развитии сельского хозяйства и наличии природных богатств;
лазоревая перевязь символизирует о разделе территории муниципального района на левобережную и правобережную части водными просторами.
6. Этап самостоятельной работы.
Учитель. Ребята, скажите мне, кто может иметь свой герб?
Обучающиеся:рыцари,страна, область, город, школ, класс, семья.
Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний и т.д.
Учитель: Сегодня у каждого из вас есть такая возможность на уроке изобразить свой личный герб, но для того, чтобы правильно составить свой герб, надо помнить об элементах, из которых состоит герб, помнить значение его цветов и фигур.
Учащиеся самостоятельно составляют эскиз личного герба в цвете.
В ходе самостоятельной работы учитель консультирует обучающихся, координирует и направляет самостоятельную деятельность, помогает им выбрать оптимальный вариант эскиза.