Личностные: формирование навыков работы гуашью, умение использовать цвет и элементы узора для достижения своей задумки; развитие способностей к творческому самовыражению.
Познавательные: понимает назначение и роль орнаментов в жизни человека; знает о стилизации геометрических и растительных мотивов в якутских орнаментах для билэ.
Регулятивные: создаёт орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет фона для работы; оценивает результат своего труда.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулировка учебной задачи
- Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди. Сами придумаете и нарисуете орнамент на полоске в альбомном листе. А нам будут помогать наши Мастер Украшения и Мастер Изображения.
Внимательно слушают учителя
III. Якутский орнамент. Введение в тему иурока.
1.Беседа.
- Люди придумали огромное количество узоров, орнаментов. Они использовали их при украшении посуды, одежды, домов, предметов быта. Как вы думаете, где люди брали вдохновение при создании этих узоров?
2.Работа по учебнику.
- Давайте рассмотрим орнаменты. На что они похожи?
- Люди наблюдали за природой, видели в ней элементы узоров и включали свое воображение и фантазию и создавали разные орнаменты, узоры.
В учебнике изображены орнаменты. Где их используют люди?
- Что изображено на этих орнаментах?
- Да, существуют орнаменты растительного и животного происхождения. А мотивы этих узоров люди заимствовали у природы.
- А есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите их и опишите.
У природы.
На узоры из частей растений. Листочки, цветочки, веточки.
Украшают ткани, посуду, ковры.
Птицы, растения, цветы и т.д.
Дети рассказывают.
физминутка
IV. Педагогический рисунок.
- сегодня мы будем рисовать якутский орнамент для билэ унтов. Как мы знаем, у нас в Якутии очень суровая зима. Чтобы у нас не замерзали ноги мы носим очень тёплые унты. А у унтов очень красивый орнамент для билэ. Из чего они делаются?
- Располагаю лист по горизонтали, в центре размещу прямоугольную полоску, в котором будет располагаться орнамент для билэ наших унтов. В якутском орнаменте узоры повторяются симметрично, поэтому разделяю прямоугольную полоску на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы узора.
Прорисую мелкие детали по кайме узора. Использую гуашь. Мелкие детали рисую тонкой кисточкой.
Показ приёмов работы.
Мультимедийная презентация.
Из бисера, меха или вышитыми нитками.
Внимательно слушают, смотрят на приемы работы.
V. Творческая и практическая деятельность учащихся.
- Придумайте свои орнаменты. Нанесите гуашью на прямоугольную полоску. Фон выбираем такой, какой вам нравится. Какой бы вы орнамент хотели бы видеть у своих унтов.
Придумывают орнамент и рисуют.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- чей орнамент вам больше всего понравился? Почему?
2.Обобщение.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие виды орнаментов есть?
- Какие виды узора есть у якутского орнамента «билэ»?
- Чему научились на уроке?
Ответы детей.
-Виды орнаментов.
-Растительного и животного происхождения.
- геометрический и растительный.
- придумывать и рисовать свой орнамент для билэ унтов.
Уборка рабочего места.
Использованная литература:
1. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011;
2. НеменскийБ.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1 – 4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;
3. А.В. Миронов «Как построить урок в соответствии с ФГОС». – Волгоград: Учитель, 2013;
4. А. Г. Павлова. Якутские узоры. Помощь народным мастерам. – Якутск. Изд. Учитель, 1996;