Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО "Космос зовёт!"»
Урок на тему: «Космос зовёт!»
Возраст учащихся:7-9 лет. 1-2 класс ДШИ.
Цель: знакомство с новыми материалами и технологиями через изображение космических растений.
Задачи:
Познакомить с техниками «выдувание» и «мраморирование»;
Повторить основы композиции;
Расширить кругозор новыми знаниями;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родную страну и русский народ.
План урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
III. Практическая часть.
IV. Итог урока.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
О. Карелин Велик, могуч, и добр, и весел, На небе великан развесил Жемчужинок блестящих грозди. А может - в небосвод сырой Серебряные вбиты гвозди, Чтоб вечно жил наш мир земной? Взгляни, как блещут в небе звезды.
С древнейших времён людей поражала красота ночного неба, усыпанного звёздами.
Что сверкает там высоко в темноте – драгоценные камни или сверкающие глаза огромного чудовища?
И люди придумывали легенды о том, откуда звёзды взялись. А заодно и о том, как появилась Вселенная, земля, люди и звери на ней.
У каждого народа была своя история. Многие мифы повествуют о том, что мир держится на спине какого-либо животного.
Как вы думаете, это действительно так?
Конечно, нет. Были в древности и очень умные, наблюдательные люди, которые замечали, что небесные светила находятся в постоянном движении. В основном это были служители культа. Они вели свои наблюдения со специальных площадок.
Эти сооружения назвали позднее обсерваториями, и их останки найдены во многих странах мира.
Самой старой считается Караундж в Армении, её возраст – 7.5 тысяч лет. Есть ещё известнейший Стоунхендж в Англии.
А у нас на Урале есть древнее поселение Аркаим, со стен которого, как считают учёные, можно было наблюдать 18 астрономических событий, восходы и заходы Солнца в дни равноденствия и солнцестояния, а также восходы и заходы низкой и высокой Луны.
Кстати, знаменитый Стоунхендж уступает Аркаиму по количеству отслеживаемых астрономических событий.
В древней Александрии ещё в 3 веке до н.э. была создана обсерватория как научное учреждение. Её создал египетский царь – Птолемей 2 Филадельф. Оно состояло из множества сооружений и занимало целый район.
У нас в России древнейшей обсерваторией является сооружение на Пулковских высотах. Её заложили в 1835 году.
Но в обсерваториях работают учёные. Где же нам можно узнать о работе астрономов, познакомиться поближе со звёздами и Вселенной?
Правильно, для этого были созданы Планетарии. Первый в России был построен в Москве, самый большой находится в Японии.
А у нас в Перми есть планетарий?
Конечно.
Кто знает, как называется наука, изучающая Космос?
Астрономия. Это одна из древнейших наук. А чтобы лучше было наблюдать за звёздами, люди стали изобретать всякие приспособления.
Первые астрономические приборы были очень просты.
Например, воткнутый в землю деревянный шест позволял определить время. Этот инструмент назывался «гномон», его изобретателем принято считать древнегреческого учёного и философа Анаксимандра Милетского.
Ещё один инструмент – астролябию – создала греческая женщина-учёный Гипатия Александрийская. С его помощью можно было определить расположение новых светил, а также высчитать координаты.
Ещё одним древним инструментом считается квадрант.Он позволял вычислить высоту Солнца над горизонтом и определить координаты местности. Ещё он помогал ориентироваться морякам и путешественникам.
Однако, настоящую революцию в астрономии произвело изобретение телескопа. Первые его чертежи сделал ещё Деонардо да Винчи, а Галилео Галилей придал ему 30-тикратное увеличение.
Но всё же человек хотел не только наблюдать звёзды, но и лететь к ним. С развитием ракетостроения появились первые чертежи космических аппаратов, и мечта могла вот-вот стать явью.
Первое предположение о том, что можно создать летательный аппарат, который выйдет за пределы земной атмосферы, выдвинул в 1881 г русский изобретатель Николай Иванович Кибальчич.
Константин Эдуардович Циолковский развил её и в 1903 г спроектировал первую ракету для межпланетных сообщений.
Обратите внимание: ОНИ БЫЛИ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ!
Теперь можно было попытаться полететь. Но сразу человека было отправлять нельзя.
Какие же живые существа были первыми в Космосе?
Кошки, обезьяны, черепахи, морские свинки, крысы, мыши, перепёлки, насекомые, рыбы, бактерии и даже растения!
Но самыми известными космонавтами среди животных стали конечно собаки. Чаще всего называют Белку и Стрелку. Но первыми, кто удачно слетал и вернулся,, были Цыган и Дезик. Это произошло 22 июля 1951 г. Кроме них летали: (см. слайд)….Этим героям поставлен памятник.
А кто может мне сказать, почему мы говорим об этом именно сегодня?
Да. 12 апреля 1961 г, через 10 лет после первых мохнатых космонавтов, на орбиту Земли вышел первый корабль с человеком на борту. Был он там всего 108 минут, но это был шаг из века седла и упряжки в век космический. Мы гордимся тем, что это был русский человек – Юрий Алексеевич Гагарин. И он тоже – русский.
В 1965 г русскими учёными был подготовлен следующий эксперимент – выход человека в открытый Космос.
Кто совершил первый шаг в неизведанное?
Алексей Архипович Леонов. Вне корабля он находился 12 мин 9 сек. Не обошлось без происшествий. Раздулся скафандр в космосе, и только мужество космонавта позволило ему собраться и вернуться в нарушение всех инструкций. Приземление тоже было тяжёлым. Отказал двигатель при посадке и пришлось садиться не туда, куда планировали: в глухую тайгу недалеко от Перми.
Этот человек был не только талантливым космонавтом, но и художником.
Обязательно ли быть учёным, чтобы совершать великие открытия?
Нет, и в истории тому есть масса примеров. Например, планета Уран была открыта композитором и преподавателем музыки У.Ф.Гершелем. (Просмотр части передачи «Почемучка Астроном»). Астероиды Геба и Астрея – служащим почты Карлом Хенке.
Поэтому, даже вы, школьники, можете внести свой вклад в развитие мировой астрономии. Надо только захотеть и действительно увлечься! Ну, а пока мы с вами находимся в классе, мы можем мысленно представить себя исследователями открытого космоса.
Физминутка.
Физминутка космос
Один, два, три, четыре, пять В космос мы летим опять Отрываюсь от земли Долетаю до луны На орбите повисим И опять домой спешим
Ходьба на месте Соединить руки над головой Подпрыгнуть Руки в стороны, покружиться Покачать руками вперед-назад Ходьба на месте
III. Практическая часть.
Представьте: вы – юные покорители космического пространства!
Вы оказались на необитаемой планете. Перед вами ковёр из прекрасных цветов, совершенно не похожих на наши, земные!
Показывая иллюстрации, проговариваем особенности цветов: они могут быть вот такими: яркими, необычной формы, окраски, могут быть весёлыми и грустными, добрыми и не очень, но обязательно – ПОРАЖАЮЩИМИ ВООБРАЖЕНИЕ!
Выполнение фантастических космических растений. Индивидуальная работа учителя.
Предварительно делается фон с помощью пищевой плёнки и акварели.
- Итак, на прошлом уроке мы сделали красивые фоны для наших работ. А сегодня мы должны нарисовать красивые фантастические цветы. Делать мы это будем, применяя разные специальные приёмы рисования.
Стебли выполняются с помощью техники «выдувание». Показ техники учителем. Дыхательная гимнастика.
Цветки, плоды и т.д. выполняются фломастерами. Повторение правильных приёмов раскрашивания.
Повторяем основные правила композиции (расположение самого главного – ближе к центру листа, уравновешиваем части композиции, заполняем пустоты элементами и т.д.).
IV. Итог урока. Выставка работ.
- О чём говорили сегодня на уроке?
- Почему затронули эту тему?
- С какими новыми технологиями познакомились?
- Чья работа получилась наиболее удачной? Почему?
Дополнительно.
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Маяковский
При разработке урока использованы Интернет-ресурсы, а также материалы Энциклопедии «Космос»; Издательский дом «Проф – Пресс», Ростов-на-Дону, 2017 г.