Тип урока: Транспорт.
Цели:
- образовательные (систематизировать знания учащихся о видах транспорта, познакомить с многообразием и деятельностью транспортных средств, их необходимостью в жизни людей);
- развивающие (создать условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию их творческих способностей, развивать мышление, речь, память, творческое воображение, интерес к транспортным средствам);
- воспитательные (воспитывать любознательность, трудолюбие, чувства коллективизма, умение общаться и работать в группах, умение работать с различными источниками литературы, анализировать свою деятельность).
Оборудование: компьютерная презентация «Транспорт», мультимедиапроектор, картинки транспортных средств, альбом, клей, источники литературы.
Форма презентации: демонстрация работ с комментариями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тренинг.
Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала. (Слайд 1.)
- Что обозначает это слово?
Транспорт – отрасль хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.
- Всегда ли существовал транспорт?
Нет. Но люди издавна стремились быстрее преодолевать расстояния, чем ходить пешком. В сказках они придумывали ковры-самолёты, на которых можно летать куда захочешь (Слайд 2),
сапоги-скороходы, при помощи которых можно быстро пробегать расстояния и даже перемахивать через леса и горы.
(Слайд 3) Мечта людей сбылась, когда они придумали колесо. Колесо – гениальное изобретение человека. В каких только видах транспорта нет колёс!
-Какие виды транспорта вы знаете?
Составление кластера.
Транспорт бывает воздушный, водный, наземный и подземный. (Слайд 4) (О воздушном транспорте готовили сообщения 2 ученика)
1-й ученик. Отгадайте загадку
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет,
Что такое?
(Самолёт).
Люди начали мечтать о полётах сотни лет назад. Первым, кто научно объяснил, что человек может полететь, был итальянский учёный Леонардо да Винчи. Люди внимательно наблюдали за полётом птиц. Немецкий инженер соорудил матерчатые крылья на каркасе, сбегая против ветра с холма, он поднимался в воздух и немного пролетал. Во время одного из полётов он погиб. Прошло немало времени и люди придумали сделать деревянный самолёт и поставить на него бензиновый двигатель. Но самолёт был слишком тяжёлым, а двигатель маломощным. Такой самолёт не поднялся в воздух. Время шло, самолёты усовершенствовались. В 1909 году на самолёте француз Луи Блерио перелетел пролив Ла-Манш. Так родилась авиация. Теперь по воздушным путям днём и ночью летят красивые серебристые самолёты. Они бывают пассажирскими, грузовыми (самый большой грузовой самолёт «Руслан», грузоподъёмность которого составляет 100 тонн), есть военные самолёты, самолёты – почтальоны, есть пожарные и полярные самолёты.
2-й ученик. Отгадайте загадку
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский…
(вертолёт)
Прочно вошли в нашу жизнь вертолёты. Для них не надо строить аэродром. Они могут сесть на любой участок суши и даже на болото. Вертолёты служат для спасения людей во время наводнений и пожаров, перевозят больных людей из малообжитых мест в больницы, доставляют людей и грузы в непроходимую тайгу или горы, а в случае необходимости вертолёт может работать вместо подъёмного крана.
3-й ученик. Отгадайте загадку
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную… (ракету)
На ракете можно облететь земной шар за несколько минут. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961года облетел земной шар на космическом корабле за 1 час 30 минут. Теперь в космосе люди живут, работают несколько месяцев, изучают поверхность планет.
Но не все знают, что впервые поднялся в воздух воздушный шар. «В 1731 году некий человек из Рязани, Крякутной, сделал большой мяч и надул его дымом, поганым и вонючим …. Нечистая сила подняла его выше берёзы и после ударила о колокольню, но он уцепился за верёвку, которой звонят ….Суеверные рязанцы выгнали из города этого человека. Они не понимали, что шар поднялся в воздух благодаря тёплому воздуху». 200 с лишним лет назад французы, братья Монгольфье, склеили огромный шар, наполнили его тёплым воздухом, и шар рванулся вверх! Человек в воздухе – это победа!
1 группа. Отгадайте загадки (Слайд 6)
Лодка, пароход и подводная лодка – это водный транспорт.
С давних времён люди использовали деревья для передвижения по воде. Наши предки-славяне выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы – получался чёлн. Жители дальнего Севера – эскимосы и чукчи – сооружали из гибких веток каркас, натягивали на него звериные шкуры, получалась лёгкая лодочка – каяк. Первые суда были оснащены вёслами. Со временем на смену вёслам пришли паруса, а затем паровые машины.
Сейчас водные глади бороздят мощные корабли, пассажирские теплоходы, лёгкие яхты, быстрокрылые «Ракеты». Грузовые пароходы перевозят строительные материалы, уголь, древесину, продукты на Север. На пассажирских пароходах можно плыть в разные города и страны. (Слайд 6)
В морях Северного Ледовитого океана работает пароход – ледокол, который пробивает лёд толщиной до двух метров, расчищая ледяную дорогу грузовым судам.
Работа в группах. Учащиеся разделились на две группы. Их задача – оформить два листа альбома. Первая группа о воздушном транспорте, а вторая – о водном. Ребята приклеивают картинки транспортных средств и напечатанные загадки о транспорте.
2 группа. (слайд 7)
Слово «специальный» в переводе с латинского означает «особый». Эти машины и вправду особые. Они нужны для ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.
Чтобы в ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнём
Осторожны всегда.
Не играй, дружок, с огнём.
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Если случился пожар, звони по телефону 01. И к вам на помощь придет пожарная машина.
Днём и ночью стоят на страже мира и спокойствия граждан милиционеры. Если с вами беда – звоните 02.
А если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар…
тогда звоните по телефону 03, и к вам придет машина – скорая помощь. Врачи тебе окажут необходимую помощь.
Если эти машины едут с проблесковыми маячками, то все должны уступать им место на дороге.
Отгадайте загадки
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(Автобус).
Удивительный вагон
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма-
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай).
3 группа.
Автобус, троллейбус, трамвай, поезд – это общественный транспорт. В нём каждый может поехать куда нужно. Но чтобы в нём ехать – нужно знать определённые правила.
Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!
Уступать старушкам место
Разрешается…
- Какие правила надо выполнять, когда едете в общественном транспорте?
Купить билет, не толкаться, уступать место взрослым, спокойно себя вести.
. Отгадайте загадку
У него огромный кузов,
Кузов для различных грузов,
Он могуч, силён, как бык,
А зовётся… (грузовик).
Первые машины появились во Франции в 1770 году и работали они при помощи пара, да и машиной их нельзя было назвать, они служили тягачами, перетаскивали грузы. Слово «шофёр» означает «кочегар», ведь именно кочегар управлял первой самоходной тележкой.
Как только люди изобрели бензиновый мотор, его сразу поставили на тележку. Сделал это немецкий инженер Бенц лет 100 назад. Первые машины были смешные и неуклюжие.
Сейчас машины разные, но в главном они такие же. Это по-прежнему тележка с мотором. Только моторы мощнее, а кузова больше. Грузовики бывают разные и выполняют разную работу. Есть поливальные машины. Они моют городские улицы рано утром. Есть снегоуборочные машины, которые убирают снег на дорогах. Машины возят зерно и хлеб, книги и молоко, бензин и цемент и даже живую рыбу.
Много автомобилей построил человек себе в помощь.
Легковые автомобили возят пассажиров, поэтому в них должно быть удобно, комфортно, не тряско. Чтобы ехать быстрее, ставят на легковые автомобили мощный двигатель и делают обтекаемый кузов.
3. Самостоятельная работа.
4. Зашита работ учащихся.
Листы оценивания.
5. Итог урока.
- Какие виды транспорта вы узнали?
- На каком транспорте можно передвигаться по городу?
- Каким транспортом нельзя пользоваться зимой и почему?
- Каким транспортом пользуются спасатели во время наводнений, которые часто происходят весной?
- Какой вид транспорта самый важный?
- Какой из этапов работы на уроке был самым интересным для тебя?
- Понравился ли вам альбом, который вы оформили?
- Как вы думаете, нужен ли он малышам?