kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по ИЗО "Восточный календарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: ознакомить детей с программой дополнительного образования по ИЗО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ИЗО "Восточный календарь"»



Занятие по изобразительному искусству

для учащихся

6 класса общеобразовательной школы

по теме «Восточный календарь»

Педагог высшей квалификационной категории Русских Т.И.

МБОУ ДОД « Центр детского творчества»

С. Березовка, Березовского района, Пермского края


Форма занятия: Индивидуально – коллективная.

Оборудование: Столы, стулья, мольберты, палитры, компьютер, экран, модули животных.

Материалы: Краски гуашевые, кисти, клей, цветная бумага(каталог),бумага А3,пастель

Учебно-методический комплекс: инструкционные карты, детские работы прошлых лет, презентация учебного занятия

Тип занятия: комбинированное

Цель: Познакомить с программой дополнительного образования детей по «Изобразительному искусству»

Задачи:

Обучающие:

  • Научить универсальному приему рисования животного

  • Познакомить с различными техниками художественного исполнения

  • Обогатить и углубить знания школьников о животных и восточном гороскопе

Развивающие:

  • Наблюдательность и внимания

  • Творческую активность и самостоятельность

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к животным

  • Внимательное отношение к родным и близким

Предполагаемый результат:

По окончании занятия учащиеся

  • Познакомятся с правилами универсального построения и изображения животных

  • Создадут астрологический календарь

Получат возможность

Для развития эмоционально - творческого восприятия мира, через оформление восточного астрологического календаря, творческой активности, самостоятельности, наблюдательности.

  • Для формирования коммуникативных качеств.





Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Приветствие, знакомство!

Меня зовут Русских Т.И., я педагог д.о. и работаю в Центре детского творчества в селе Берёзовка! Работаю там уже 17 лет! Я с ребятами занимаюсь изобразительным творчеством. Знакомимся с различными видами, жанрами, техниками изобразительной деятельности, с историей искусств и творчеством различных художников.

О вас я тоже кое что знаю! Вы учитесь в 6 в классе, у вас изумительная гимназия. У вас замечательный выставочный зал. А ваши работы там выставляются?

(Корзина вопросов)

- А вы любите рисовать? (ответы вслух)

- Занимаетесь ли в каком либо кружке или школе искусств по профилю рисования?

- Скажите, пожалуйста, а любите ли вы животных?

А я очень люблю рисовать животных. И мне бы хотелось поделится сегодня своми знаниями!

Я предлагаю вам вместе со мной нарисовать животное, пользуясь очень простой универсальной технологией. Изображение животного из геометрических форм и сделать это в различных техниках.

Перед вами на столах лежат детские работы различных животных, на них написаны номера. Возьмите их в руки и встаньте с ними в круг, по мере возрастания цифр.

- Что вы видите?

- Какую закономерность вы улавливаете?

Действительно это восточный гороскоп.

А вы знаете в год какого животного родились вы?

- Вам знакомы, какие то из представленных техник? Все техники вам знакомы ?

- Расскажите, что вы об этом знаете?

Спасибо! Присаживайтесь!!

Картинки со скелетами лошади, собаки, человека.

Что общего в этих скелетах?

Что различного?

( Скелет животного очень похож на скелет человека.

Анатомическое строение человека и животных имеет много общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей).


Вы наверняка обратили внимание на забавную игрушку на моем столе. У вас тоже есть такие же, но в уменьшенном виде. Возьмите их, пожалуйста в руки.

Это модуль.

Во- первых любое изображение нужно разбить на простые геометрические формы (Овал, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат и т.п.)

-Какую форму напоминает туловище любого животного?

-Овал

-Форма шеи?

-Голова?

-Ноги? Обратите внимание, как сгибаются ноги, так как задние ноги толчковые, они гораздо мощнее передних.

-Прямоугольники или вытянутые овалы.

Затем дорисовываем элементы, характерные для того животного, которого вы выбрали, вытягиваем морду, вспоминаем, какой формы нос, уши, хвост, так же нужно обратить внимание на пропорции изображаемого животного.

Прорисовываем детали и ваш набросок готов!

Выберите животного, которое вам более близко по духу или просто нравится, и приступаем к работе.

Из каких геометрических форм он состоит?

А вам понятно какое это животное?

Нет?! Конечно!!! Потому что он универсальный и может принадлежать любому животному.

Задайте какую то позу своему модулю и расскажите, что он делает?

В какой положении расположены овалы?

Сейчас мы приступаем к рисованию.


Перед вами Листы с номерами – это и будет означать, какое животное вы будете рисовать! Вы можете поменяться друг с другом. Здесь есть заготовка и сейчас из общей массы мы будем преобразовывать в то животное, которое вам попалось. Но для начала, определитесь, в какой технике вы будете работать, возьмите нужный вам для этого материал. Обратите внимание на дидактический материал, который лежит на ваших столах и может вам понадобиться, книги, слайды.

( Приступая к рисунку четвероногих животных, необходимо познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями тел, понаблюдать за тем, как меняется форма тела животного в зависимости от его движений.

Основные части скелета — череп, позвоночник с грудной клеткой, передний и задний пояса конечностей и сами конечности.

Отличие одного вида животного от другого — только в соотношениях отдельных костей и их пропорций. От разности пропорций и форм черепа, шеи, туловища и конечностей зависит разнообразие обликов животных.

При рисовании животного в движении следует обратить внимание на то, что его тазовый пояс неподвижен по отношению к телу, а гибкость позвоночника увеличивается от крестца к голове, т. е. позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях.


( Можно на листах название животных, кому кто достанется)

А материал, в котором вы хотите исполнить свою картину, выберите сами.

(Презентация)

Вы увидели множество различных техник исполнения, можете попробовать новую для вас технику, а можете воспользоваться тем, что вам уже знакомо. Перед вами различные материалы, выберите, что вам больше нравится и приступим к работе.

Вы можете выбрать использовать инструкционную карту, можете воспользоваться шаблоном, можете повторять за мной. И конечно, если у вас возникнут какие-то трудности, я вам с удовольствием помогу!

Начинаем работу, наше время ограничено. На это вам дается 20 минут.

В цвете вы будете выполнять свои рисунки опираясь на собственный опыт, память и воображение.

Закончили

Выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте в круг, покажите друг другу, что у вас получилось!!!

Что вам показалось сложным в этой работе? А теперь продемонстрируем нашим гостям. Что у нас получилось?

Получился восточный гороскоп.

Присядьте, на свои места и мне очень интересно знать ваше мнение о сегодняшней встрече. И для этого я приготовила еще одну корзину цветов. Закончите одну из трех фраз или выскажите свое личное мнение о происходящем.

Я бы хотела вам на память о нашей встрече подарить астрологический календарь, для дальнейшего творчества.



Большое спасибо! До свиданья!





























  1. Я знал, что….

  2. Я даже не предполагал, что…

  3. Мне сегодня показалось сложным…





  1. Я сегодня узнал, что…

  2. Мне было интересно, что…

  3. Я понял, что…





  1. Вызвало удивление…

  2. Мне было интересно….

  3. Для меня оказалось новым….




  1. Меня заинтересовало, что…

  2. Я и до этого занятия знал, что…

  3. Я сегодня понял…




1.Мне показалось интересным узнать, что…

2. Вызвало удивление, что….

3.Я все это уже знал…




  1. Я уже знал….

  2. Я понял, что…

  3. С сегодняшнего занятия я знаю, что

1. Мне показалось трудным….

2. Было интересно узнать, что…

3. Я для себя взял, что…





  1. Я заинтересовался тем, что…

  2. Я научился…

  3. Я уже знал, но было интересно…




  1. Меня увлекло….

  2. Мне сегодня особенно запомнилось…

  3. Я знал, но…




  1. Я с интересом узнал, что…

  2. Я бы продолжил…

  3. Это было для меня…












1.Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.


2.В некоторых странах до сих пор животное является священным, и ему поклоняются и почитают как святыне.

В Индии действительно почитают корову, ее сравнивают даже с богами. Жители этой необычной страны считают, что любой обязан почитать, уважать, оберегать и защищать это священное животное.




1.  В Индии ежедневно от голода умирает огромное количество человек. Но никто и никогда не трогает проходящую по городу корову. Она может остановиться посреди улицы и машины станут ее объезжать. Более того, никто не будет ее прогонять и подгонять.


2. Басни Крылова, которые иллюстрировал великий русский живописец Валентин Александрович Серов.

Он же являлся учеником И.Е.Репина



  1. Евгений Иванович Чарушин был нашим земляком и родился на Урале в Вятке (ныне Киров).


  1. Говоря о восточном гороскопе, в основном, имеют ввиду китайский гороскоп, хотя подразумеваться может, как китайский, так и японский «животный календарь». По сути, это один и тот же календарь, только распространенный в разной местности. По некоторым сведениям, в Страну восходящего солнца он попал именно из Китая, и японцы жили по нему вплоть до 70-х годов XIX века. С прибытием европейцев несколько меняются и уклад жизни, и традиции, в частности, передвигается дата отсчета нового года, согласно грегорианскому календарю (исключая, правда, китайские общины Японии).


1.Евгений Иванович Чарушин являлся автором, художником-иллюстратором многих книг о животных.


2.Основой летоисчисления в восточном гороскопе является большой 60-летний цикл, разделенный на 5 малых (по 12 лет соответственно). Каждый год соответствует определенному животному и, наряду с этим, определенному первоэлементу (или стихии), их пять: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Помимо этого, существует также деление на цвета: синий, красный, желтый, белый, черный. Именно в такой последовательности они идут друг за другом.


1. Как возник восточный(китайский) гороскоп? Легенда гласит: Готовясь покинуть этот мир, человек, некогда бывший принцем Ситхартхой, призвал к себе всех существующих животных, чтобы проститься с ними. Но явились только 12. Прощаясь, каждому из них поручил Будда править на земле в течение года именно в том порядке, в котором они пришли: вначале — Крыса, затем — Бык, далее - Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.


2. Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.



  1. Мифологические животные олицетворяют космические влияния, проявляющиеся в определенном году, формирующие характеры людей, родившихся в это время, во многом влияя на их судьбы. Всё это Вам поведает восточный гороскоп.

  2. В строении скелета позвоночных животных и человека много общего - они построены по единому плану. У рыб скелет представляет собой позвоночник с массивным черепом, к скелету относятся и костные плавниковые лучи. Скелет парных плавников древних кистеперых рыб уже напоминает скелет парных конечностей наземных позвоночных животных. В течении многих миллионов лет эти костные образования усложнялись.





  1. 1. Изображение животных уходит в древние времена. Многие животные считались в Древнем Египте священными и им поклонялись как божествам.

2.Индусы считают, что корова является для них матерью — она кормит, поит и к тому же обладает рядом материнских качеств, таких, как спокойствие, доброта, миролюбивость. Не удивительно, что ее так ценят в этом жарком крае.



  1. Чем же отличается скелет человека от скелета животных? Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры - позвоночника и таза, уменьшились челюсти. Развился мозг, увеличился мозговой череп, сформировалась рука, как орган труда. Массивными стали кости нижних конечностей.


  1. Ранее учёные полагали, что первыми одомашнили кошек древние египтяне. Однако самые ранние свидетельства приручения кошек древними египтянами относились к 2000—1900 годам до нашей эры. А недавно было установлено, что в Древний Египет домашняя кошка попала, как и на Кипр, из Плодородного полумесяца (Анатолии). В настоящее время кошка является одним из самых популярных домашних животных.





  1. Многообразный животный мир — это существенная часть окружающей нас природы. Изображение животных в искусстве получило название анималистический жанр (от лат. animal — животные). Животный мир — тема в искусстве едва ли не самая древняя. Наскальные рисунки первобытных художников до сих пор поражают нас своим совершенством. Древние люди рисовали зверей по памяти. Они изучали и запоминали натуру, подолгу наблюдая и выслеживая добычу.


  1. «С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,—вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.


  1. мнение)

  1. Художник Ватагин много и кропотливо работает над созданием эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, для достижения «простоты и понятности изображения». Он работает серьезно и углубленно, стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.



  1. Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля, в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.

Каждое животное, как и сотни веков назад, приходит к нам в строгой последовательности, однажды определенной Буддой...

Единая основа скелета, одинаковые отделы его у черепахи и шимпанзе, жирафа и воробья, мыши и человека. Великий английский натуралист Ч.Дарвин подметил, что все кости скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но и с костями летучей мыши или тюленя. Различия между их скелетами выражаются лишь в меньшем или большем развитии различных костей, их форме и размерах.


Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов.

Древнейшее археологическое свидетельство одомашнивания кошки было обнаружено на Кипре, где в ходе археологических раскопок было найдено совместное захоронение человека и кошки, которое датируется 7500 годом до н. э.. Также было установлено, что остров Кипр был колонизирован выходцами из районов современных Анатолии (Турция) и Сирии.


Несмотря на то, что кошки были одомашнены достаточно давно, большинство кошек способны выживать в условиях нахождения вне человеческого жилья, пополняя ряды вторично одичавших кошек, так как в условиях бродячей жизни кошки обычно быстро повторно дичают. Вторично одичавшие кошки часто живут уединённо и охотятся в одиночку, но иногда образуют небольшие колонии из нескольких самок с котятами.


Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия.



Среди русских художников-анималистов широко известны имена В. А. Ватагина, И.С.Ефимова, Е.И.Чарушина, А.М.Лаптева. Все мы с детства помним замечательную книгу Р.Киплинга «Маугли» с иллюстрациями В.А. Ватагина, трогательных зверюшек и птиц

Е.И.Чарушина. В книжной графике создано немало иллюстраций к сказкам и басням, где животные изображаются с добрым юмором.




















Психологическое вхождение Вхождение в тему

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Карандаш и лист бумаги.


Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, дружок, помогут

Увидать любой предмет,

Форму рассмотреть и цвет,


Круглый он или квадратный,

Весь шершавый или гладкий,

Он кривой или прямой,

Маленький или большой.


Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим:

Птиц и рыб, дома, людей,

Даже сказочных зверей.


Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

Многие художники-анималисты выполняли свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки, сделанные карандашом и тушью, гравюры, плакаты – все это графика.

Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика.

А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.

Изображение по памяти и представлению животных в карандаше.

Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.

Анатомическое строение человека и животных имеет много общего: череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.

 Какие пропорции характерны для домашних животных?

Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские фигуры животных – собак, кроликов.

Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.

VI. Анализ окраски животного (зайца).



Мне было трудно __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Мне было интересно ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Могу себя похвалить ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ещё хочу узнать ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по ИЗО "Восточный календарь"

Автор: Русских Татьяна Ивановна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему: введение в образовательную программу "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vviedieniie-v-obrazovatiel-nuiu-proghrammu"
    ["file_id"] => string(6) "146255"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419146261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "конспект урока по русскому языку 3 класс по теме: Правописание слов с парным согласным на конце слова. "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-parnym-soghlasnym-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418906658"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Наурыз - начало года" для детей старшего дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_organizovannoi_deiatelnosti_po_oznakomleniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_na"
    ["file_id"] => string(6) "647644"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1711008371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства