kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Внутренний мир русской избы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Класс 5   Учитель Волгина С.В.

Цель:

  1. Познакомить учащихся как строили и украшали избы.
  2. Дать представление, что находилось внутри избы.
  3. Воспитывать нравсвенно-эстетическое отношение к искусству.
  4. Воспитывать любовь к Родине.
  5. Развивать творческое воображение к выполнению задания.

Оборудование и материалы:

1.Подбор иллюстраций и репродукций.

2.Художественные материалы для практической работы.

 

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа.
  2. Практическая работа.
  3. Подведение итогов.

ХОД  УРОКА

Как строили избы

            Испокон веку Россия была богата лесами, а потому основным строительным материалом у нас являлось дерево. Оно отличается прочностью, простотой и удобством в обработке. Избы, как правило, рубили из сосны и ели, (такая древесина источала приятный хвойный аромат), реже — из дуба и лиственницы. Лиственница  и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили в кровлях необходимой гидрозащитной прокладкой. Для каждой надобности  деревья выбирались по особым признакам. Их метили еще в лесу и вывозили к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. 

                        В качестве фундамента часто использовали гранитные валуны или вертикально поставленные и просмоленные бревна (вот откуда «избушка на курьих ножках). Но самым лучшим слыл каменный или кирпичный фундамент. На него клали «гидроизоляцию» — большие пласты бересты, целиком снятые с толстых берез. В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь.

 

Рис.1

            Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.  Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов  мог подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их  в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее прочную в углах сруба.

             Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен вырубали продольный паз. В старину его делали в нижнем бревне, на его верхней стороне, но, поскольку при таком решении в углубление попадала вода и бревно быстро подгнивало, паз «перекочевал» на нижнюю сторону бревна. Этот прием сохранился до наших дней. По углам сруб связывали специальными врубками, которых было до нескольких десятков видов. Наиболее употребимыми являлись два способа –  в обло  и в лапу.

                

 

 

 

 

 

 

                                 

  Рис. 2

             При рубке в обло бревна соединяли таким образом, что их концы выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый остаток, который хорошо предохранял углы избы от промерзания. Другой распространенный способ рубки — в лапу, или без остатка, — давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы: бревна скрепляли на их концах. Большинство крестьянских домов в России рубили именно первым способом. Выпуски бревен по углам постройки всегда образовывали слегка волнистую, а не прямую линию. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Затем щели конопатили.

            Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, те, кто победнее - щепой или дранью. На покрытие крыши шла и солома. Но это не являлось признаком бедности владельца дома. Соломенная крыша, пролитая жидкой глиной, была долговечнее, а главное, становилась несгораемой, как черепица. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы, отсюда и пошло название «конек». Считалось, что он охраняет жилище от разных бед. Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой или росписью.

Типология русской избы

      Тип крестьянской усадьбы, устройство и внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек определялись как природно-климатическими условиями, так и локальными и региональными традициями.

      На севере Европейской части России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади крытым двухъярусным двором (однорядная связь). Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж — «подклет» — использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота. Второй этаж — поветь — использовался как сеновал. На поветь вел специальный въезд, по которому въезжали на повозках. Таким образом, все жилые и хозяйственные помещения оказывались сосредоточены в рамках комплекса под одной крышей, образуя единый «дом-двор». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внутренний мир русской избы" »

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Класс 5

Учитель Волгина С.В.

Цель:

  1. Познакомить учащихся как строили и украшали избы.

  2. Дать представление, что находилось внутри избы.

  3. Воспитывать нравсвенно-эстетическое отношение к искусству.

  4. Воспитывать любовь к Родине.

  5. Развивать творческое воображение к выполнению задания.

Оборудование и материалы:

  1. Подбор иллюстраций и репродукций.

  2. Художественные материалы для практической работы.


ПЛАН УРОКА

  1. Беседа.

  2. Практическая работа.

  3. Подведение итогов.



ХОД УРОКА


Как строили избы

  Испокон веку Россия была богата лесами, а потому основным строительным материалом у нас являлось дерево. Оно отличается прочностью, простотой и удобством в обработке. Избы, как правило, рубили из сосны и ели, (такая древесина источала приятный хвойный аромат), реже — из дуба и лиственницы. Лиственница  и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина) применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора ели или других деревьев служили в кровлях необходимой гидрозащитной прокладкой. Для каждой надобности  деревья выбирались по особым признакам. Их метили еще в лесу и вывозили к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться, высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. 

  В качестве фундамента часто использовали гранитные валуны или вертикально поставленные и просмоленные бревна (вот откуда «избушка на курьих ножках). Но самым лучшим слыл каменный или кирпичный фундамент. На него клали «гидроизоляцию» — большие пласты бересты, целиком снятые с толстых берез. В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь.

Рис.1

Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.  Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов  мог подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их  в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее прочную в углах сруба.

Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен вырубали продольный паз. В старину его делали в нижнем бревне, на его верхней стороне, но, поскольку при таком решении в углубление попадала вода и бревно быстро подгнивало, паз «перекочевал» на нижнюю сторону бревна. Этот прием сохранился до наших дней. По углам сруб связывали специальными врубками, которых было до нескольких десятков видов. Наиболее употребимыми являлись два способа – в обло и в лапу.







Рис. 2

При рубке в обло бревна соединяли таким образом, что их концы выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый остаток, который хорошо предохранял углы избы от промерзания. Другой распространенный способ рубки — в лапу, или без остатка, — давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы: бревна скрепляли на их концах. Большинство крестьянских домов в России рубили именно первым способом. Выпуски бревен по углам постройки всегда образовывали слегка волнистую, а не прямую линию. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Затем щели конопатили.

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, те, кто победнее - щепой или дранью. На покрытие крыши шла и солома. Но это не являлось признаком бедности владельца дома. Соломенная крыша, пролитая жидкой глиной, была долговечнее, а главное, становилась несгораемой, как черепица. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы, отсюда и пошло название «конек». Считалось, что он охраняет жилище от разных бед. Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой или росписью.

Типология русской избы

Тип крестьянской усадьбы, устройство и внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек определялись как природно-климатическими условиями, так и локальными и региональными традициями.

На севере Европейской части России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади крытым двухъярусным двором (однорядная связь). Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж — «подклет» — использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота. Второй этаж — поветь — использовался как сеновал. На поветь вел специальный въезд, по которому въезжали на повозках. Таким образом, все жилые и хозяйственные помещения оказывались сосредоточены в рамках комплекса под одной крышей, образуя единый «дом-двор».

В центральных районах Европейской России деревенская усадьба состояла, как правило, из одноярусного дома на невысоком подклете, под двухскатной крышей, с двором, прилегающим в большинстве случаев к его боковой стороне. Двор сообщался с избой через сени, но не составлял с ним единого целого. Двор ставился под отдельную крышу.

В южнорусских районах — на территории к югу от Москвы — избы были низкие, без подклета, под четырехскатными крышами. Южнорусское жилище строилось с деревянным или чаще глинобитным полом. Дома в ряде регионов обмазывали глиной и белили. Наряду со срубными здесь бытовало кирпичное, саманное, турлучное жилище, особенно в степных районах. За избой находился широкий, открытый сверху двор, застроенный по периметру несвязанными друг с другом помещениями для скота, навесами для хранения сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней.

Для всех вариантов русской традиционного жилища был характерен единый принцип внутренней организации. Главным, структурообразующим фактором было положение печи. По расположению печи русская изба имела четыре типа внутренней планировки: северно-среднерусский, восточный южнорусский, западный южнорусский и западнорусский. Для «восточного южнорусского типа» (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. «Западный южнорусский тип» (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене. В «западнорусском» типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, на востоке Литвы, частично в Карелии. При «северно-среднерусском» типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене. Как мы видим, расположение печи в северной части дома осталось неизменным. Окна же ещё в XIX веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. О разных вариантах местоположение печи у восточных славян упоминает также Д.К.Зеленин: при входе в комнату справа от двери стоит печь, устье которой обращено к окну, к свету. Если же печь помещается слева от входа, то русские женщины называют такую комнату изба - непряха. Он также отмечает различие южнорусских домов от всех остальных восточнославянских жилищ: угол около двери предназначается не для печи, а для святого угла с иконами. Печка же помещалась в противоположном углу избы.

Рис. 3

Угол по диагонали от печи считался «красным», наиболее почетным. Здесь располагалась божница с иконами, стоял стол. Место у печи предназначалось для стряпни. Между печью и противоположной стеной устраивали дощатый настил для сна — полати. В конце ХIХ — начале ХХ в. развилась тенденция разделять единое пространство избы на комнаты с помощью занавесок, дощатых перегородок. Стала отделяться «кухня», «зала» или «передняя» комната, зал.

В крестьянских жилищах к жилому помещению, как правило, примыкали сени, которые использовали для хозяйственных нужд.

По способу печного отопления избы делятся на белые и чёрные, или курные, т.е. печи в избах ставились без печных труб. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.  Еще в 18 веке большая часть населения предпочитала отапливать жилища  «по-черному».

Разные исследователи выделяют различные типы жилищ по планировке помещений. И.В.Маковецкий выделяет четыре типа: четырехстенная изба; шестистенная изба; круглый (квадратный) дом. В это же время Л.Н.Чижикова выделяет 5 типов жилищ по планировке: двухкамерное, трехкамерное, пятистенок, крестовик, многокомнатный дом. Но, несмотря на такое разнообразие типов жилищ, в основе планировки всех типов жилья лежала одна и та же мера - бревенчатая клеть квадратной или почти квадратной формы. Она и составляла основную ячейку жилой архитектуры. Таким образом, за основу восточнославянского жилища можно взять четырехстенок, или четырехстенную избу. Это наиболее древний тип жилой постройки, например, сибирского крестьянина. Весьма скромные габариты, ограниченные прямыми, пересекающимися в углах бревнами, обуславливали планировку внутреннего помещения.

 Русское жилище  - это комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности. Жилые помещения носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово,   было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши  характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, мшанник и др. зависело от  уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались,  включая огород, гуменник и т.п.

В различных областях России избы выглядели по-разному. Так традиционный русский дом имел различную планировку. Основные конструктивные типы рубленых крестьянских жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом. В Рязани и на средней Волге ставили небольшие дома в четыре - шесть окон с высокой кровлей. Самым простым типом считается четырехстенная изба с утепленной жилой клетью и небольшими сенями (так называемая изба‑связь).

В сенях не было потолка, и из них

них по лестнице поднимались на

на чердак, где хранили хозяйст-

венную утварь.



Рис. 5

Во Владимирской области и под Петербургом избы ставили в два этажа, но жилым был только верхний, в нижнем размещались хозяйственные помещения или летние неотапливаемые комнаты. В клети находилось наиболее ценное имущество, летом здесь спали. Помещение под полом клети называлось подклетом. Ставя избу на подклет, хозяин предохранял ее от холода, идущего от земли, защищал жилую часть и вход в дом от снеговых заносов зимой и паводков весной. В подклете хранили имущество или устраивали небольшую мастерскую. Зимой здесь содержали скот. Под полом самой избы располагалась подызбица, куда складывали запасы на зиму. Иногда ее использовали под жилье. Встречались также двухэтажные, или двужилые, на два «житья», избы (чаще в северных районах).

На севере России - в Прионежье, в Карелии, на реках Северная Двина, Пинега и Мезень избы ставились большого размера, в два-три этажа. Жилые, хозяйственные и другие помещения в них собраны вместе и располагаются под одной крышей. В таких домах бывало и по восемь горниц. Для Карелии характерен дом-«кошель». В плане такой дом приближается к квадрату.











Двор и сарай в этом случае примыкают к боковой стене жилья и конёк кровли проходит над серединой жилой части здания. Скаты крыши получаются несимметричными - скат над сараем более пологий. Такое расположение считается в Заонежье самым древним. Жилые и хозяйственные помещения объединяют сени. Глядя на такое строение, особенно в ненастную погоду, поражаешься мудрости крестьян, ставивших в условиях натурального хозяйства дома, в которых жилые и хозяйственные помещения находятся под одной крышей, и можно было, не выходя на улицу, ухаживать за скотом и выполнять другую хозяйственную работу. Если изба образует в плане вытянутый прямоугольник - такая изба называлась изба брусом. Здесь все помещения



















расположены друг за другом по одной оси. Здание перекрывалось симметричной двускатной кровлей, конёк которой тянется по продольной оси.











Если изба в плане имеет вид буквы «Г» - это изба глаголь.

Иногда к избе пристраивали меньший по размеру сруб из трех стен. В нем располагалась горница (прируб). Большие семьи строили избу‑связь с прирубом, что давало уже три жилых помещения. Существовали и дома-пятистенки с капитальной внутренней стеной, делившей избу на два самостоятельных помещения, и даже шестистенки. В последних были четыре помещения, образованные двумя пересекающимися капитальными стенами.











На Урале избы строились с огороженным двором. Иногда двор между избой и хозяйственными постройками был крытым. В доме прорубали невысокие двери с большим порогом. Так сберегали тепло. Световые окна до середины XVIII века были очень маленькими по размерам.

Полы настилали из половиц — половинок бревен, уложенных вдоль избы от двери к передним окнам. При таком расположении доски пола служили дольше, чем при иной раскладке. Кроме того, такой пол было удобнее. По чистоте пола судили о девичьем трудолюбии и чистоплотно­сти. Поэтому пол в избе (как лен в поле) всегда был и женской радостью, и женской бедой. Прежде чем мыть, пол обливали горячим щелоком, затем шарка­ли голиком с дресвой, которую крошили из банных камней, скоблили большим ножом, а затем покрывали домоткаными половиками. В избах, топившихся по-белому, раз в год, на Пасху, мыли стены и потолок. Потолок даже в богатых домах мог быть неровным – «через доску одна ниже, а другая выше, и от долгого времени весьма изрядно закоптевшим». (Тыдман Л.В., стр. 296)

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом (“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом,  и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений – и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба использовалась как рельефная, так и сквозная – «пропильная». Существовало несколько обязательных для оформления объектов: верх крыши – «конек», который получил свое название благодаря традиционной форме (его часто делали в виде конской головы), фасад (навес крыльца) и, конечно же, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал языческий «звериный стиль», идущий еще от кочевников-скифов: помимо коней в русскую избу-колесницу «впрягались» птицы, петушки, змеи и другие символические животные-обереги.

Внутренняя планировка.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью.

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, и, в «чёрных» избах, лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, выше которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло. Здесь вся система вентиляции и дымоотвода продумала очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Гладко стесанные стены с закругленными — чтобы не промерзали — углами словно излучают мягкий, приглушенный золотистый свет. Раньше их никогда не обклеивали газетами или обоями: русский крестьянин всегда остро и тонко чувствовал природную красоту дерева как материала архитектуры, красоту самых обычных, простых вещей. Да и какие обои могут сравниться с естественной текстурой некрашеного дерева, темными полосами сердцевины, ритмом сучков, гладкой и все же чуть шероховатой поверхностью! Пол, сложенный из широких цельных плах, мощная, ничем не скрытая кладка бревенчатого сруба, лавки вдоль стен, воронцы — все это создает мужественный, неторопливый ритм строгих горизонтальных линий.


Рис. 10

Схема расположения жизненных зон в русской избе.















Одним из важнейших элементов избы была печь. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, потому и занимала она почти четверть избы. В ней готовили еду, там же ее и оставляли, когда хотели сохранить пищу теплой на долгое время. В печке сжигали сор — по поверьям, его нельзя было выносить из избы. На печке спали старики и дети, а также больные члены семьи. Русская печь — прекрасное лекарство от простуд, ломоты в костях и мышцах.

От расположения печи зависело положение остальных предметов и элементов интерьера избы. Наверное, именно поэтому возникла поговорка «Плясать от печи». По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась божница, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол (кут). Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Зимой здесь ставили ткацкий станок. Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды — посудник. От остального пространства кут отгораживали занавеской. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Около входной двери находился мужской угол — коник. Здесь ставили большой рундук — наглухо вделанный в пол и стены сундук с плоской крышкой. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

Лавки тянулись и вдоль стен. Кроме того, сидеть можно было на скамьях и табуретках с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Над окнами располагали вмонтированные в стены широкие полки. На них стояли дорогая и крупная посуда, шкатулки, расписные прялки и другие вещи, служащие украшением избы.  

Над входом в избу, под потолком, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост — полати. На них спали дети, а иногда и взрослые, сюда складывали одежду, здесь сушили лук и горох. На полати забирались с печной лежанки. Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках.

Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью, так как она решена как органичный элемент интерьера избы с учетом бытовых условий. В интерьере избы главенствует горизонтальный ритм мебели, который выявляется в горизонтали сидений лавок и скамеек, в плоскости полок и полатей и т. д. Объединяет интерьер и его оборудование единый материал, приемы столярной обработки, характер декора. В украшении избы  сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон часто расписывали. Рядом с печью располагались полати, специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской  пары в избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки, к ней крепились настенные крюки-спицы и подвесные крюки. Это тоже стационарные предметы русской избы. Они служили вешалками для одежды, головных уборов, всякой утвари, в том числе посуды, конской сбруи и т.п. Устройство спиц и подвесных крюков однотипно: клин либо палка с сучком. Верхняя часть подвесных крюков нередко дополнительно обрабатывалась под крепление. Настенные крюки-спицы вбивали клином в паз или трещину стены. Им часто придавали форму птичьих головок, звериных мордочек и даже человеческих личин.     
      Этнографически известен шапочник - специальная доска с крюками-спицами, прикреплявшаяся у входа. Редки находки металлических подвесных крюков, в верхнюю часть которых вставлялось подвижное кольцо для крепления.

Бытовой уклад патриархальной крестьянской семьи не требовал дробления внутреннего пространства избы на изолированные комнаты. Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской семьи. Здесь все распределялось по зонам путем группировки предметов, имевших хозяйственный, символическим или конкретный смысл. Киот с иконами в красном углу обозначал почетную мужскую часть избы, ящик для входа в подполье - женское или детское место, устье печи с шестком - место для приготовления пищи. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним - тем более. Интерьер крестьянской избы много веков оставался неизменным по всей России. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки – правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа – «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется «большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке – «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи – «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 99) У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства – у печи, поэтому оно так и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях – настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.Таким образом интерьер избы делился на несколько горизонтальных уровней. Первый, самый высокий – воронцы и потолок. Второй определялся брусьями, идущими от печного столба и опираявшимися на него – один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 – 1,7 метра от пола. Третий – сундуки и лавки, стоящие вдоль стен, а так же пол.

Оформление интерьера.

Большое место в оформлении и интерьеров, и фасадов домов занимала роспись. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Художественный интерес представляют декоративные росписи фасадов изб русского Севера. Росписью покрывались обычно защищенные от дождя и снега части дома: нижняя сторона широких навесов крыши, балкон светелки и фронтон.  Роспись была очень крупной, декоративной, яркой по цвету. Часто применялся узор в цветную шашку, очень любили писать цветы, и иногда гладь фронтона превращалась в изображение пышного сада. Но многое из этих декоративных росписей уничтожило время.

Роспись крестьянских интерьеров сохранилась лучше. Особенное распространение она имела в областях русского Севера. В 19 веке, а часто еще и в первые десятилетия 20 века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. А в центре яркой, веселой, расписной избы, тоже украшенная росписью, висела люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого тоже покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью:

В наши дни можно лишь мысленно представить себе этот нарядный интерьер по уцелевшим его частям в немногих домах Севера и предметам быта из музейных коллекций. Роспись их очень декоративна, немногословна, цветовая палитра ограничена, но гармонична по колориту. Для росписи всего интерьера фон делали одного цвета, узор обычно цветочный. Некоторые сохранившиеся фрагменты такой росписи имеют подписи мастеров и дату исполнения. Обычно в деревнях редко помнят имена этих мастеров, так как они чаще всего были пришлыми. Кистевая роспись, встречающаяся во всех областях русского Севера и Верхнего Поволжья, близка по своему характеру.

Сохранялся естественный цвет древесины. Основные конструктивные элементы мебели - брус и доска, которые соединяли на клиньях и шипах. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Золотисто-охристые тона характерны для стен избы, деревянной мебели, посуды, утвари. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал в одежде, полотенцах, в растениях, которые ставились на окнах, в росписях домашней утвари.
Печь.

Русская печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. К концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку.  В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грибы, ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в  течение всего  года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство  духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать.

С печью связаны основные характеристики внутреннего пространства избы. Русская печь – самый крупный объект на территории дома. Она занимала площадь 2,5 – 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивала равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом сна, а в некоторых районах в печи мылись. Дом без печи — нежилой дом. Печь связывалась с категорией «своего»: «Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой». Желая остановить нескромные речи в присутствии детей, замечают рассказчику: «Печь в хате!», — то есть представления о печи соотносились с этическим аспектом поведения. Из всех функций печи выделяется приготовление пищи, значимое не только с хозяйственной, но и с ритуальной точки зрения: сырое, неосвоенное, нечистое превращается в вареное, освоенное, чистое. Печь, как и дом, входит в систему перекодировок между микро — и макрокосмом. С другой стороны, печь обозначает Космос (загадка — «Небо, звезды, месяц?», отгадка — «Полна печь перепечий, среди печей каравай»). По Г. Гачеву, очаг — сердце жилища. Русская печь — целое архитектурное сооружение с различными отсеками: приступки, окна, лежанки. Печь — дом в доме. Сердце (огонь) скрыто, нет наивной обнаженности, в избе — стыдливость (например, в юрте огонь открыт).

Что же значит печь для крестьянина? Прежде всего – печь греет. Это очень важно при наших долгих и суровых зимах, особенно на севере России. В сильные холода печь приходится топить два раза в день. Топят печь не смолистой сосной или елью, а ольхой или ошкуренной березой, - дыму и копоти меньше, а тепло дольше держится.

И.Пелевин Первенец

Рис. 11

Печь кормит. Здесь варят, жарят, хлеба выпекают. Целый день хозяйка у печи топчется: то ушицы или картошки надо сварить, то корм скоту в котле запарить или камни раскалить, чтобы пойло Рис. 14 согреть.

Печь и светит. В «жаротоке» всегда уголек тлеет, на светце, что к печи прибит, лучина потрескивает, а в печном столбе есть место для огнива или спичек.

Печь и моет. В печи и помыться иногда можно — особенно ребенку удобно, не хуже, чем в иной баньке. Здесь же и рукомойник над лоханью.

Печь и лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка верное средство от простуды и всяких прострелов.

Печь и сушит. На печи всегда и одежду сушат, и на зиму впрок готовят «сущик» — мелкую сушеную рыбешку, грибы, ягоды.

Печь и спать уложит. Старые да малые всегда на печи. Сбоку для них и деревянная лежанка сбита. А зимой младенцев нередко в теплую золу посадят, чтобы холодом не прохватило.

Много ещё служб есть у русской печи. Здесь есть и лесенка в подклет: там что-то вроде холодного погреба устроено. В особенном встроенном шкафчике чайная посуда хранится. От печного столба прямым углом идут две чистые светлые полки — они тоже называются воронцы. На одном из них — «женском» — всякая хозяйственная утварь; миски, ковши, туеса. Этот брус назывался хлебным – на него ставились только что выпеченные хлеба и пироги. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». Другой — палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила. Он был «мужским» — здесь лежали домашние инструменты, охотничьи припасы, мелкая рыболовная снасть и т. д. Зимой, в морозы, под печкой держат кур. Сбоку от шестка — резной деревянный «коник»; он отделяет шесток от рукомойника и служит удобным местом для полотенец и чистых тряпок.

Вот так печь! Прямо «комбинат бытового обслуживания»! Недаром Емеля не хотел слезать с нее и по щучьему веленью прямо на ней въехал в царский дворец.

Таковы в общих чертах лишь некоторые главные службы русской печи. Но как интересно продумана и рациональна вся ее конструкция, как выразительна форма, неразделимо связанная с общим архитектурным решением интерьера всей избы!

Основанием печи служит так называемое печное место, или «опечье», — массивный сруб, сложенный из толстых, гладко вытесанных и, конечно, некрашеных бревен. На нем устроен скрытый для глаза сплошной настил из мощных пластин, на котором и покоится настил самой печи. Внутри сруба есть еще одно перекрытие; оно делит же внутреннее пространство подпечья на две части: верхнюю, где лежат ухваты, лопаты для хлебов и прочая печная утварь, и нижнюю, куда зимой помещают кур. На мощных кронштейнах-выпусках красивой упругой формы покоится шесток — толстая и широкая доска перед печным устьем: место, куда предварительно ставится все, что должно быть поставлено в печь или вынуто из нее. С одной стороны шестка, обычно с левой, стоит коник — резная доска, а с другой стороны, у стены, находится жароток, где хранится в золе горячий уголь.

В углу печного сруба, обращенного внутрь помещения, вплотную к конику установлен массивный квадратный столб. Он выполняет одновременно несколько функций: служит опорой для двух воронцов, расходящихся от него под прямым углом; в него забивается железный кованый светец для лучины и крюк для висячего рукомойника; на него же опирается деревянная лежанка у печи; в нем же сделано круглое углубление наподобие дупла, где прежде хранились сухой трут и огниво, а теперь спички; к столбу, наконец, крепится и сам коник — этот своеобразный санитарный барьер, отделяющий чистое место, где готовится пища, — шесток — от рукомойника и лоханки под пим, от лежанки и от печур для сушки рукавиц и носков.

Под самым шестком широкое отверстие в верхнее подпечье — подшесточница. Под ним, почти у самого пола, красивый ритмический ряд небольших отверстий — продухов — для вентиляции подпечья. Они же в зимнее время служат оконцами для кур, через которые пернатые постояльцы клюют корм из стоящего тут же узкого и длинного долбленого корытца. Впускают и выпускают кур через небольшое волоковое оконце в подпечье, сделанное у самого входа в избу, чтобы меньше было грязи. Тем же путем выдворяют иной раз и провинившуюся кошку.

Рисунок и форма этих продухов, как и резьба на кониках, встречаются в самых различных вариациях: круглые и квадратные, овальные и ромбовидньне, звездчатые и ступенчатые, «городковые»; иногда эти формы соединяются в различных комбинациях, а часто их просто заменяет очень выразительная узкая щель, верхний край которой либо остался прямым, либо, как подзор, украшается зубчатой или какой-то иной порезкой. Пожалуй, только на этих деталях печи да еще на формах печурок сосредоточивается вся ее декорация. Трудно передать словами прелесть таких простых вещей. Секрет их красоты кроется, по-видимому, не столько в них самих, взятых отдельно, сколько в резком и осознанном контрасте между их изящной формой и тяжелым массивом всей печи и, одновременно, в органичном единстве частного и целого.









В избе устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа. Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело») хлебной печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном.























Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см, где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик».

Обычно возводили так называемые русские печи в с дымоходом — «белые». Печей без дымоходов — «черных» в начале XX в. почти не ставили. Но, если судить по воспоминаниям Р. Вороновой, рукопись которой хранится в архиве Мошковского района Новосибирской области, еще к началу колхозного движения, т.е. к 1930-м годам, некоторые переселенцы жили «в избах из толстых бревен с маленькими, высоко поднятыми над землей окошечками, вместо стекол были вставлены животные пузыри. Ребятишки всю долгую зиму жались на полатях. Печи топились «по-черному» и когда становилось нечем дышать, открывали дверь на улицу в сорокоградусный мороз.»

Красный угол .

Любой дом мыслится не просто сооружением, цель которого укрыть от непогоды, холода, врага и обеспечить более комфортные, нежели вне его, условия существования. Крестьянский дом обычно строился как модель мира. Печь представляет собой землю, а противостоящий ей красный угол с иконами — солнце и Бога на небе...









Обязательной принадлежностью крестьянского дома была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом. Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Красный угол и печь делили пространство дома по диагонали. Именно в этой– передней части избы – располагалась красная скамья, стол, здесь перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти в это хранимое Богом пространство.











Божница – это полочка или открытый шкафчик, в который ставились иконы. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем – более старые.Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Здесь же лежало крылышко для обметания икон. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы.

Рис. 19

Господь

Вседержитель

Рис 16

Владимирская

Богоматерь

Рис. 18

Георгий

Победоносец

Образа составляли главное украшение домов: не было покоя, где бы их не висело несколько. И чем хозяин был зажиточнее, тем более это выказывалось множеством образов. Их ставили не только в жилых покоях, но в сенях, лавках, и амбарах. Большому числу образов в домах способствовало еще и то, что в старину было в обычае дарить обра­за родным и друзьям. Все иконописные произведения были русских мастеров; так как по общему верованию благодать над тем обра­зом не могла существовать, который был писан иноверцем. Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса, Считались образы Богородицы, Николая чудотворца и, наконец, образ Георгия Победоносца, - Егория, попирающего копьем змия. Красный угол задер­гивался занавесом, называемым застенок. Сверх того, каж­дый образ отдельно задергивался привешенным к концу его привешенным к концу его убрусом, а внизу спускался конец материи, называемый пеленою, часто (у богатых) украшенный дорогими камнями, жемчугом, блестками и т. д. В праздники их меняли на более дорогие и красивые.

В домах зажиточных хозяев, кроме образов, находя­щихся в каждой комнате, было по комнате, назначенной иск­лючительно для молитвы. Здесь находилось все, что дол­жно служить для моления: образа, аналой, молитвенные книги, просфора Пресвятой Богородицы, которой приписывали благо­датную силу и ставили во время трапезы на стол, а по бокам подсвечники с восковыми свечами. Такие комнаты назывались крестовыми, позже молельнями, где священники совершали утреню, вечерню, часы; некоторые имели своих священников; а набожные вельможи имели даже домовые церкви.    

  Особое место в древнерусской избе занимали предметы религиозного культа как христианского, так и языческого, причем нередко они соседствовали. С. Гербсрштейн писал: «В каждом доме и жилище на более почетном месте у них имеются образы святых, нарисованные или литые; и когда один приходит к другому, то, войдя в жилище, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ...» (Герберштейн С., 1908. С. 86, 87).     

В красном углу помещался стол, который, по народным представлениям, был "престолом", "Божьей дланью", символизировавшим начало и конец жизненного пути. Хлеб на столе – Божий дар.

Лавки, скамьи, стулья.


Рис. 21

Красный угол в избе


Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Такие ножки суживались к середине, которую украшало круглое точеное яблоко. Если подставку делали плоской, выпиливая из толстой доски, то ее рисунок сохранял силуэт подобной же точеной ножки. К краю лавки пришивали тесину, украшенную какой-нибудь несложной резьбой. Лавка, украшенная таким образом, называлась опушенной, а ее ножки - стамишками. Иногда между стамишками устраивали задвижные дверцы, превращая пристенные лавки в своеобразные лари для хранения домашних вещей.


Лавки

Рис. 22


Рис. 23

Ф.Журавлёв

Знахарка

Широкие лавки, тянущиеся вдоль всех стен, не занятых печью, тесались из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна.
Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Скамьи были шире лавок, в одном конце приделывалось возвышение, называемое приголовником. На скамьи не только садились, но и ложились после обеда. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку - перемет. Скамья переметная служила для сидения и спанья. В случае необходимости устроить спальное место спинку по верху, по круговым пазам, сделанным в верхних частях боковых ограничителей скамьи, перекидывали на другую сторону скамьи, а последнюю придвигали к лавке, так что образовывалась как бы кровать, ограниченная спереди "переметом".


Спинку переметной скамьи делали глухой или же сквозной, - столярно-решетчатой, резной или токарной работы, что значительно уменьшало ее вес. Длина скамьи несколько больше длины стола. Таким образом мы видим, что в русском быту различали следующие виды скамей: переметную, переносную и приставную.

Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью - полавочником. Полавочники делались из двух полотнищ так, чтобы одно было длиннее другого. Первое закрывало лавку во всю длину, а второе свешивалось до земли, закрывая пространство между лавкой и полом. Их длина и ширина зависели от размера лавок. Так, например, были полавочники в 6 аршин длинною и два шириною. Полавочники менялись: в будни клались попроще, суконные, в праздники и во время приема гостей — понаряднее - из шелковой материи, подбитые какой-нибудь простою тканью, и отороченные куском материи другого цвета. Также куски ткани клались на окна и назывались наоконниками. В будни клались простые коврики, в праздники шелковые.

Вообще как налавочники, так и наоконники были разных цветов: голубого, кирпичного, гранатного и преимущественно красных отливов, иногда вышитые узорами, причём узоры на большой и маленькой частях были разными. Кроме лавок для сидения делались еще скамьи и стольцы. Скамьи были шире лавок, в одном конце приделывалось возвышение, называемое приголовником. На них не только садились, но и ложились после обеда. Они покрывались, как и лавки, полавочниками. Иные скамьи служили постоянно кроватями. Стольцы - это обыкновенные табуреты для сидения одному человеку. Они также накрывались тканью. Ска­мей и стольцев в доме было немного.

Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в XIX веке. В решении стула наиболее заметно отразилось влияние города. В народном искусстве преобладает устойчивая симметричная форма стула с квадратным дощатым сиденьем, квадратной сквозной спинкой и слегка выгнутыми ножками. Иногда стул украшали деревянной бахромой, иногда узорной спинкой. Стулья красили в два-три цвета, например в голубой и малиновый. Для стульев характерна некоторая жесткость, геометризм, что роднит их по форме со скамьей.

Кровати.

В избах стояли и кровати с резными спинками, полные подушек и лоскутных одеял. На них редко спали, ведь вся эта обстановка служила скорее украшением дома и демонстрацией благосостояния семьи. Кроватью также могла служить прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель, состоявшую из трех ча­стей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовий было два— нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались подушки, обыкновенно три; постель покрывалась простынею, из полотна, или шелковой материи, а сверху одеялом, входящим под подушки. По­стели убирались понаряднее в праздники, или на свадьбах, попроще в обычные дни. В богатых домах для нарядных постелей изго­ловья и подушки одевались наволоками камчатными, бархатными, атласными обыкновенно красного цвета, шитые золотом и серебром, унизанные жемчугом по окраинам. Одеяла постила­лись подбитые соболем, атласные, красного цвета, с травами, то есть с каймой из золотой и серебряной материи, подбитой соболями. Перины были набиты лебяжьим или чижовым пухом. Наволочки были на простых постелях тафтяные, белые или красные, подбитые крашениной. Простые одеяла под­бивались заячьим мехом. В XVII-XVIII веках, по свидетельству М. Забылина, постели были при­надлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре, или на матрасе. У небогатых людей обычною постелью служил войлок, а бедные поселяне спали на печах, постелив под головы одежду или же на голых досках.

Люльки.


Люлька

Рис. 24


М.Игнатьев Няня

Рис. 25

М.Игнатьев Няня

Первые месяцы своей жизни ребёнок проводил в подвешенной к потолку при помощи длинного шеста – «очепа» колыбели (люльке, зыбке, колышке), изготовленной из досок или плетенной из щепы, лозы или пеньки. Сама люлька представляла собой невысокий ящик без дна, иногда согнутый из луба, либо просто раму, сбитую из четырех планок. Вместо дна натягивали холст, бересту или луб. Иногда к краям зыбки пришивали деревянные стенки.


Рис. 26

Колыбель

Пермогорье

Очеп делали из берёзы, т.к. сосновый ломается, а еловый — не выгибается так хорошо, как берёза. Молодая берёза лучше гнётся, качает лучше. Длинна шеста тоже очень важна, так как короткая жердь только трясёт ребёнка, а длинная - качает. В матицу вбивали железное кольцо и очеп вдёргивали в это кольцо. Он тянулся в избе от воронца к потолочной матице. Очеп давал возможность перемещать зыбку в любой конец избы. К свободному качающемуся концу очепа и привязывали люльку. Жердина качалась, и люлька качалась. Иногда люльку привязывали прямо к кольцу в потолке.

Люльку заказывали у хорошего мастера, красивую, или её делал отец или дед новорожденного, смотря по возможностям семьи. Часто люлька украшалась резьбой. На верхней доске изголовья вырезался какой-нибудь венок или цветок, а у подножья обязательно крест. Делалась люлька из еловых досок, не очень большая, не широкая, ящичек, только вся резная. По углам крепились четыре колечка, через них протягивали верёвки и подвешивали люльку к концу очепа. Детские колы­бели широкими и длинными для того, чтобы дитя могло расти. Если ребёнок умирал, колыбель сжигали. Когда ребёнок вырастал здоровым и крепким, то считалось, что в этой колыбели будут хорошо расти и другие дети.

Л

Рис.27

Зыбка

юльки делали нескольких видов. Зависело это от материального положения семьи. Самая простая представляла собой рамку со свободно прикрепленной к ней тканью.

«В семье люльку сам хозяин делал. Из четырёх точёных палок рамочку квадратную сбивал, не более аршина в длину. Потом на рамочку навёртывал тряпку крепкую — полотно, натягивал слабо, с углублением. А уж хозяйка зашивала его кругом. На дно досточку ложили». (Науменко Г.М. Этнография детства М.1998 стр. 133) Другой вид – «четыре досочки — вот так вот складены и сколочены, низ, переплетённый верёвками. Четыре кольца в углах медные, к ним верёвки». (Науменко Г.М. Этнография детства М.1998 стр. 133) Такого вида люльки могли быть и более богатыми – резными или токарной работы, только дно в ней делалось из дощечек. Кроме того, люлька могла сгибаться из толстой фанеры и сшиваться металлическими скобками. В таком случае дно плелось из верёвок.

Про колыбельки складывались песни, которые пели ребёнку, убаюкивая его:

  • Где Ваня спит?
    Где люлька висит?

  • В высоком терему,
    На гибком очепу.
    Под красным окном,

За хрустальным стеклом.

Кольца серебряные,

Пробойцы золочёные,

Подцепочки шелковые.

А подушка у него

Лебединое перо,

Одеяльце-покрывалъце

Соболиное.

(Вологодская область)

Зыбочка дубовая,

Огибочка шелковая.

На высоком столбу,

На точёном брусу,

На серебряном крюку.

Ремни бархатные,

Колечки витые,

Пробойцы золотые.

Под холщёвым положком

Сон Алёшеньку нашёл.

Уж ты в камке спи,

А в парче расти.

(Архангельская область)

Младенца укладывали в колыбель обычно через два-три дня после рождения, а в некоторых семьях лишь после крещения. До этого времени он спал в лукошке на печи или в постели матери. Первое укладывание в колыбель сопровождалось различными действиями, которые, по распространенному среди крестьян мнению, должны были способствовать здоровью и спокойствию младенца, защищать его от бед и нечистой силы. Колыбель тщательно готовили — окропляли святой водой с молитвой: «Господи, благослови! Пошли, Господи, ангела Своего хранителя сохранить (имярек) от злого духа и усыплять его спокойным сном»; привешивали иконку или крестик; окуривали ладаном; читали заговор, например такой: «Тихон, утиши, смирниха, усмири, щекотун, не щекоти. В русской деревне считалось необходимым укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни.

Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома, сено, старая одежда, тряпки. Люльку покрывали ситцевым или холщёвым пологом, а то и просто сарафаном — холщёвым, самотканным, конечно, не новым, а поношенным. В богатых семьях полог делали нарядным. «Полог сшитый, ситцевый или миткаль, и с брыжами; брыжи — это оборочка кругом краёв полога, пришивалась отдельно такая внизу, сантиметров двенадцать. Это кто хотел украсить полог, эти небольшие кружавчики пришивал. Его так красиво сошьёшь поклатый — в складочку кругом полога, он богатый, нарядный тогда. Верх полога сходился в одну точку и на верёвочку сбирался, чтобы, когда ребёночек спит, свет на него не влиял. Низ полога закрывал всю люльку. Сверху полог ещё прикрывался, подобно манишке, душегреечкой, аккуратненько сделанной. Она оборачивалась вокруг полога, материал был более нежный и тоже окантовывался брыжами — это для красоты, чтобы покрасивее эта люлька была приукрашена.» (Науменко Г.М. Этнография детства М.1998 стр. 133). Полог защищал младенца от яркого света, насекомых, а также от «дурного глаза» входивших в избу посторонних людей.

В первое время дитя путается больших пространств. Ему уютнее в небольшом объеме, а маме удобнее общаться с ребенком, доставать его для кормления и класть обратно. Старинные названия колыбели "люлька" ,"зыбка" подчеркивают главные потребительские свойства этого предмета: возможность успокаивать младенца плавным ритмичным раскачиванием. Используют колыбель, пока ребенку не исполнится три-четыре месяца; впоследствии окрепшее дитя приобретает способность сильно вертеться, может подтянуться на ручках и перевернуть люльку. В некоторых областях (например, в Тверской ), делали две люльки – сначала маленькую, потом побольше, в которой ребенок лежал до трёх – четырёх лет. Если рождался второй ребёнок, то зыбку отбирали раньше. Чтобы отлучить дитя от зыбки, делали так: одного из мужиков Букой обряжали. Вот вбегает он в горницу в вывороченном тулупе, с мочальной бородой, с берёзовой клюкой, хватает зыбку и уносит. А ребёнку говорили: «Гляди-ка, Ванька! Приходил Бука, унёс в лес зыбку своего дитёнка зыбать!» Ребёнок успокаивался, не плакал.

Столы.


Рис. 28

Стол в красном углу

Стол, как уже упоминалось, ставился к врасном углу. Был он обычно значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших, чаще дубовых досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами.


У зажиточных людей иногда их разрисовывали изображениями из Священного Писания, а бока и ножки украшались резьбою. Кроме больших столов были столы маленькие. Большие столы покрывались подскатертниками, это была вещь необходимая для приличия. Во время трапезы поверх подскатертника накрывался стол скатертью. Скатерти и подскатертники делались дома. Как налавочники и наокон­ники, так скатерти и подскатертники переменялись по праздникам. В будни столы покрывались полотняными и сукон­ными кусками, в праздники бархатными, алтабасовыми, каановыми подскатертниками с золотошвейными каймами. Скатерти у бедных людей были полотняные, грубой отделки. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани. У богатых шитые, браные с бахромой. Все эти покрывала в

Рис. 29

Маленький столик

ообще на столах, окнах и лавках назывались хоромным нарядом..

Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.
Зеркала и картины.

Стенных зеркал у русских вообще не было, т.к. церковь не одобряла их употребления, особенно духовным лицам. Собор 1666 г. запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала маленького размера при­возились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета. Также старинное благочестие избегало стенных картин и эстампов, не допуская других украшений кроме икон; но в XVII веке мало помалу начали входить в общий обиход картины и эстампы сначала в церквах, хоромах, потом у знатных лиц. Вкус к ним начал распространяться и между прочими сословиями. Уже в конце XVII века их прода­вали в овощном ряду в Москве. Впрочем, эстампы, кото­рые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах бо­гатые люди, заключали преимущественно священные предметы, но их строго отличали от образов и они вовсе не имели никакого священного значения.

Сундуки.

Особое место в интерьере древнерусского жилища занимали различные укладки, коробьи, сундуки, кубелы, скрыни для хранения одежды, белья, ценных вещей. Термин «укладка» употребляли для обозначения почти всякого переносного хранилища для одежды и других вещей - это и лубяной короб, и деревянный сундук, и липовая кадка с крышкой и замком (кубел).    Наиболее совершенная форма кубла - высокая, узкая, почти цилиндрическая долбленая кадка с ушками, отдельной крышкой и накладной-проушиной для заклинивания. Применялись для подобных целей также бондарные сосуды из клепок. Деревянные хранилища закрывались на замок, а их плоскости (стенки и крышки) у

Рис. 30

Сундук

Пермогорская роспись

крашались снаружи резным рисунком.

   На Руси сундуками пользовались издавна. На них спали или сидели, в них хранили посуду, одежду, постельное белье, холсты, домашнюю утварь. Сундуки были дорожными (переносными) или занимали постоянное место в доме. Сундук являлся символом богатства. Лучшими из них считались дубовые (дуб практически не подвержен гниению), обитые полосками жести. Такие полоски украшал прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне яркого зеленого или красного цвета сундука. Ценились и сундуки из кедра, так как его специфический смолистый запах отпугивал моль. В XVII веке шли нарасхват изделия, произведенные холмогорскими и устюжскими мастерами железнопросечного дела.

Запирались эти хранилища домашних сокровищ на массивные замки. Ручки по бокам сундука, личины замков (пластинка с прорезью для ключа) и ключи затейливо украшались. Замки иногда делали «музыкальными» — со звоном или нехитрой мелодией. Если вор собирался поживиться хозяйским добром, такой сундук мог предупредить хозяев звуковой «сигнализацией».

Сундуки - обязательная принадлежность избы. Сундуки делали большие длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Что и говорить, этой вещи отводилось видное и почетное место в интерьере русского дома .

 Древняя форма сундука - простой деревянный ящик с плоской крышкой. Подобный (без крышки) был обнаружен в новгородских напластованиях XI в. Безусловно, размеры сундуков варьировались в зависимости от назначения. Об этом свидетельствуют разные размеры нутряных замков. Cундуки дополнительно оковывали железными полосами, накладками, жуковинами. В коллекциях из городских напластований есть образцы, использовавшиеся для подобных предметов.

Безусловно, в интерьере русского жилища были предметы, совмещавшие разные функции. К таковым следует отнести «рундуки» (вероятно, длинные лавки-лари), упомянутые среди убранства княжеского терема на страницах «Сказания о Мамаевом побоище». Полки и шкафы. Широко применили в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. По периметру над лавками, прикрепленными к стенам, или через избу висели на уровне человеческого роста длинные деревянные полки — воронцы. На них расставляли кухонные принадлежности, утварь для ремесла Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, - воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части: одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим - входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил - полати, которые делали над входной дверью; между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.

С течением времени (XVIII-XIX вв.) в крестьянском жилище начинают появляться шкафы различных размеров и видов. Небольшие шкафчики разнообразны по художественному оформлению (резьба, токарные детали, профили, роспись). Узоры носят геометрический или растительный характер, чаще вазон с цветами. Иногда встречаются изображения жанровых сцен. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

Шкафы-поставцы состояли из двух частей: нижняя снабжалась полками с закрывающимися дверцами или выдвижными ящиками (два-пять) и имела откидную доску, которую использовали как крышку стола. В верхней меньшей части были расположены полки, закрываемые глухими или остекленными дверцами.
Окна

Световые окна до середины XVIII века были очень маленькими по размерам, чтобы света хватало только для работы. Типичной была изба в три окошка по фасаду. Эти оконца закрывали (заволакивали) дощечками, они назывались волоковыми.







В одной из боковых стен прорезали окно с косяками и вертикальными брусьями. Через него наблюдали за двором, отсюда свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом. Световые окна до середины XVIII века были очень маленькими по размерам. Волоковые (затянутые бычьими пузырями или тонкой свиной или телячьей кожей) - высотой до 18-30 см в высоту и до 50 см в длину, и для тепла изнутри они загораживались доской. «Красные окна» (заполненные слюдой, а с середины XVIII века застекленные) были квадратными - 51 х 51 см. и украшались наличниками. (Тыдман Л.В., стр.84)

Волоковые (затянутые бычьими пузырями или тонкой свиной или телячьей кожей) - высотой до 18-30 см в высоту и до 50 см в длину, и для тепла изнутри они загораживались доской. «Красные окна» (заполненные слюдой, а с середины XVIII века застекленные) были квадратными - 51 х 51 см. и украшались наличниками. (Тыдман Л.В., стр.84)

Праздничное убранство.

Для праздничного убранства избы использовалось полотенце - полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. Оно украшалось, как правило, на концах. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал - это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням - праздникам, справлявшимся по поводу важных событий, прошедших в деревне.

К

Рис. 33

В. Максимов

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

роме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", "спички", вбитые в стены. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - все это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины

Заключение

На первый взгляд, русская изба — довольно простая постройка. Крестьянин старался сделать ее прочной, теплой, удобной для жизни. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что планировка и интерьер дома, были тесно связаны собразам жизни и верованиями наших предков. На Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. В русской мебели чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина, что, в свою очередь, определялось многовековой статичностью экономики и быта: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними; примыкающие к печи деревянные элементы; открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характернейшей чертой народного жилища. Мебель здесь была тесно связана с архитектурной планировкой помещений. Интерьер русской избы — это столь же высокое искусство, как и вся она в целом, искусство, в котором громадный жизненный опыт крестьянина воедино сплавляется с его врожденным эстетическим чувством.

Школьный музей

Сейчас во многих школах создаются музеи крестьянского быта. Есть такой музей и в школе 1862 ЮАО. Он призван способствовать формированию у детей интереса к истории и традициям своей страны, любви и бережногоотношения к наследию предков.

В то время, как телевидение, видео- , кино и другие виды современной массовой информациинесут чуждые нашему народу праздники и обычаи, школьный музей призван привлечь внимание учащихся к родной культуре, расширить знания, полученные ими на уроках. В музее собраны экспонаты, которые являются наглядными пособиями к урокам изобразительного искусства. Музей задумывался таким образом, чтобы знакомить детей с православными традициями русского народа.




Рис. 34

Школьный музей

«Истоки»

Называется наш музей «Истоки». Размещается он в кабинете изобразительного искусства и представляет две комнаты крестьянской избы. Экспонаты собирали учащиеся начальной школы , их родители, учителя, технический персонал школы идаже совсем незнакомые люди.



















Литература


Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Байбурин А.К. К описанию структуры славянского строительного ритуала // Текст: семантика и структура. М., 1983.

Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

Белов Василий Лад М, Молодая гвардия 1989

Воронин Н.Н. Жилище // История

Коринфский Аполлон Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа М. Белый город 2006

Малеев М. Юным о русской иконописи М, Приход храма Пресвятой Богородицы в Братцеве 2001

Мораховская О.Н. К формированию группы названий жилых построек в русском языке // Общеславянский лингвистический

Науменко Г.М. Этнография детства М, Беловодье 1998

атлас: Материалы и исследования: 1978. М., 1980.

Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. — М., 1970.

Рабинович М.Г. Русское жилище в XIII—XVII вв. // Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

Раппопорт П.А. Древнерусское жилище (VI—XIII вв. н. э.) // Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

Рогов Анатолий Как строили на Руси Центр Детской книги М. 1997

Спегальский Ю.П. Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв. Л., 1972.

Харузин А. Славянское жилище в Северо-Западном крае. Вильна, 1907. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Материалы ENTERNET

Хабибуллина С.К. Декоративные ткани в убранстве русского традиционного жилища Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Россия Наталья Титова Русская изба Недвижимость & цены

Татьяна Кимовна Ильинич Гармония пространства жизни и быта в традиционной русской культуре ( на примере этнографии русских ХIХ – ХХ веков) Университет Российской Академии образования (Нижегородский филиал)

















Список иллюстраций

1 Х .Сафиуллин Строительство сруба

2 Х .Сафиуллин Способы соединения брёвен

3 Типы внутренней планировки изб

4 Изба связь

5 Схема новгородской избы

6 Изба кошель

7 Изба брусом

8 Шестистенок

9 Изба с огороженным двором

10 Схема расположения жизненных зон в русской избе.

11 И.Пелевин Первенец

12 Положение печи в доме

13 И.Горохов В избе

14 В Суриков Деревенская божница

15 В.Максимов Красный угол в избе

16 Владимирская Богоматерь

17 СпасНерукотворный

18 Господь Вседержитель

19 Георгий Победоносец

20 Святитель Николай

21 Красный угол в избе

22 Лавки

23 Ф.Журавлёв Знахарка

24 Люлька

25 М.Игнатьев Няня

26 Колыбель. Пермогорье

27 Зыбка

28 Стол в красном углу

29 Маленький столик

30 Сундук. Пермогорская роспись

31 Окно волоковое

32 Окно с косяками

33 В. Максимов Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

34 Школьный музей «Истоки»




37




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Внутренний мир русской избы"

Автор: Волгина Светлана Витальевна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ "
    ["seo_title"] => string(28) "vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "158251"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421701802"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-izo-v-5-m-klassie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "133512"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416513254"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства