Целеполагание | 10 мин | -Тогда мы с вами отправимся на волшебную ярмарку. - Это совсем недалеко, в Кировской области. Побываем с вами на берегу Вятки, где живут уже 400 лет печники и гончары. А славится там слобода красивейшей глинянной расписной игрушкой. (демонстрация водоноски и няньки) -Если кому-то знаком этот удивительный народный промысел, то скажите нам, как он называется? -Чем привлекает вас эта игрушка? -Какими образами вас она привлекает? -Какие они по форме? -Невозможно не обратить внимание на фигуры дам, одетых по последней парижской моде с загадочным выражением лица, прямой осанкой и дальновидным взглядом. -А какие яркие краски используются? -Каково их сочетание? (демонстрация цветового круга) -Ещё эти игрушки привлекают своими узорами и украшениями. А что вы скажете о узорах? -Хорошо, а каким материалом пользовались народные мастера при создании дымковской игрушки? -Совершенно верно (переключение слайда) - Ребята, какое несчастье у нас произошло. По дороге в слободу часть названия этого народного промысла потерялась, давайте постараемся его восстановить. Вы готовы? (на слайде демонстрируется часть названия «ДЫМКОВСКАЯ __ __ ИГРУШКА»). -Подскажу вам, что второе слово обозначает материал, а третье – технику обработки. -Ой, как хорошо, что вы восстановили полное название, теперь мы сможем узнать секрет этого удивительного промысла. | Слушают учителя Рассматривают игрушки -Высказывают свои предположения -Красотой, формой, красками и пр. - Петушком, дамами, индюками и пр. -Разнообразные, причудливые и пр. Слушают учителя -Синяя, красная, жёлтая и пр. -Они контрастны и пр. -Это разнообразные геометрические элементы Высказывают свои предположения | Личностные: желание выполнять учебные действия Познавательные: самостоятельное выделение темы и цели урока, умение производить простые (обобщение) и составные (построение рассуждений) логические действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, отвечать на поставленный вопрос, формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слушаю, отвечаю) Регулятивные: умение формулировать цель урока, планировать свою деятельность | Фронтальная работа Словесные (диалог, бечседа с элементами рассказа) Наглядные (электронная презентация, дымковские игрушки) Эффект неожиданности |
Открытие новых знаний | 15 мин | -Ребята, мы с вами на ярмарке, где мы видим удивительные сувениры, которые мы сможем купить недорого, как напоминание о нашем путешествии. Обычно на ярмарках покупают вещи за деньги, но у нас ведь необычная чудо-ярмарка, поэтому вам достаточно будет назвать то, что вы будете учитывать при покупке товаров? -Замечательно, ребята! (каждый вопрос демонстрируется на слайде) -А в чём же красота дымковской глинянной расписной игрушки? -Хорошо, какой материал используется при создании дымковской игрушки? -Итак, а какие элементы используются в дымковской росписи? -Хорошо, а вы знаете, что эти элементы изображались не просто так. С их помощью и с помощью красок предки передавали нам некую информацию. Давайте узнаем какую, расскажите, что выражает каждый цвет? (Белый цвет – нравственная чистота, правда, добро; Зелёный цвет – жизнь, символ природы, земли, пашни, возрождение; Красный цвет – символ огня, силы, красоты, славы, здоровья; Голубой цвет – символ неба; Чёрный цвет – горе, неправда, зло; -Молодцы, а чтобы узнать, что выражает каждый элемент дымковской росписи, послушайте меня: Точки в круге или чередующиеся точки с кругом – знаки семян и зародышей Ромб – знак плодородия Прямая линия и сверху волнообразная – небо с облаками Ростки, зёрна, листики, ягодки, цветочки с пожеланием блага – растительные знаки ). -Как это интересно и необычно, правда? | Слушают учителя -Элементы, красочность и пр. -В причудливости элементов, в ярких красках и пр. -Глина и пр. -Волнистые линии, кружки, точки и пр. Слушают учителя Высказывают свои предположения Слушают учителя | Личностные: формирование интереса к уроку Познавательные: умение производить составные логические действия (построение рассуждений) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свой выбор, строить фразы | Фронтальная работа Словесные (диалог, рассказ учителя) Наглядные (демонстрация педобразца, показ слайдов электронной презентации) |
| | - А сейчас давайте немного с вами передохнём, ведь побывать на ярмарке бывает порой очень утомительно. ФИЗМИНУТКА Есть на Вятке слобода (разводят руки в стороны) Зовется Дымково она. Там на ярмарке весной (покачивают руками в стороны) Ждут игрушки нас с тобой. Барыни и мужики, (повороты туловища) Поросята, индюки. (приседания) Ярко все наряжены, Пестро разукрашены. (прыжки) Любит их и стар и млад, (показывают пальчиками) Каждый тем игрушкам рад! (хлопают в ладошки) | Выполняют действия | | |
Подготовка к творческой работе Самостоятельная работа | 15 мин | -Мы с вами по-прежнему в гостях у народных мастеров в Кировской области, чтобы поучиться работать кистью, составляя декоративную композицию. (раздаю варианты шаблонов) -Прежде, чем вы приступите к работе, давайте поговорим, как настоящие мастера расписывают игрушки. (демонстрация критериев оценки) -Мастера работают самостоятельно, без посторонней помощи, поэтому расписать эскиз вы должны самостоятельно; -В дымковской росписи используются яркие контрастные цвета, но не более 4х цветов (смотри цветовой круг) -Также, вам нужно выбрать элементы росписи и наметить точками на эскизе. - Вам нужно, как настоящим мастерам, удачно создать композицию из выбранных элементов дымковской росписи. -И последнее самое главное, настоящие мастера не пользовались простыми карандашами для изображения элементов росписи, но мы ведь с вами ещё только учимся. -Я вижу, что вы готовы к работе и вам не терпиться приступить. Вы все готовы к работе? А всё ли необходимое вы имеете? -Тогда давайте начнём -Сейчас ребята возьмём в руки простой карандаш и подпишем свой шаблон с обратной стороны. Пишем своё имя и фамилию | Слушают учителя Участвуют в диалоге -Слушают учителя -Да -Всё есть! Подписывают свои шаблоны | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия Регулятивные: умение планировать свою деятельность | Фронтальная работа Словесные (слово учителя) Наглядные (электронная презентация) |
Рефлексия | 3 мин | -Ребята, заканчиваем работу -Давайте подведём итог, где мы сегодня с вами побывали? -А сейчас, я хотела бы назвать самых лучших наших юных умельцев (называю имена ребят) И попросить выйти к доске и показать нам свою расписную игрушку. -Спасибо вам за наше путешествие! -Я надеюсь, что вы по созданному вами эскизу создадите настоящие дымковские игрушки, из глины и распишите их как настоящие мастера. | -В гостях у народных мастеров, в Кировской области, на ярмарке. Ребята выходят к доске | Познавательные: умение производить простые (анализ, обобщение) логические действия Регулятивные: умение оценивать свою деятельность на уроке Коммуникативные: умениеотвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения | Фронтальная работа Словесные (диалог) |