2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение темы, целей и задач урока. | Выявляется уровень знаний. Определяются типичные недостатки. - Какие инструменты помогают нам в работе, когда мы выступаем в роли художниками и хотим передать свои чувства и эмоции на листе бумаги? - Как передает свои эмоции, чувства, настроение композитор? Предлагаю вам послушать музыкальные произведения. Аудиозапись П. И. Чайковского «Лето», «Зима». -Как думаете, о каких временах года рассказал композитор? -Что помогло вам определить, какое произведение о лете, а какое о зиме? - Что вы можете сказать о данных произведениях? - В чём их различие? - Какие краски вы будете использовать в работе, чтобы изобразить зиму, а какие, чтобы нарисовать лето? У матушки природы А. Усачёв У Матушки Природы Весь год — дела, дела… Хотя в её-то годы И отдохнуть могла! По расписанью строго Живёт она давно: Ведь времени немного, А дел полным-полно. Весной проснётся первой, Разбудит птиц, зверей И почки на деревьях Раскроет поскорей. Черпнёт воды из речки, Дождём умоет лес. И солнышко, как печку, Растопит средь небес… Полно забот и летом: Спешит Природа в сад — Полить всё ярким светом, Деревьям сшить наряд. А ягоды с грибами?!.. А травы и цветы?! Всё нужно ей, как маме, Успеть до темноты. Должна она под осень Устроить листопад, Помочь берёзкам сбросить Потрёпанный наряд. Собрать картошку с грядок, Сжечь листья из садов… Всё привести в порядок До первых холодов. Но вот и снег кружится, Становится темней. Природа спать ложится С началом зимних дней. Укрыв её, метели Ей навевают сны: — Спи, Матушка, в постели До будущей весны!
-О чем это стихотворение? - Вы слушали музыкальные произведения о временах года, в стихотворении говорится о временах года. Попробуйте определить тему нашего урока. - Что бы нового вы хотели узнать на уроке про изображение времен года художниками? Сегодня на уроке мы узнаем о том, почему лето и зиму художники изображают разными красками. | Мы пользуемся красками и различными по толщине кистями. Композитор использует звуки, а из них создается мелодия. Композитор рассказал нам о теплом веселом ярком лете и холодной зиме. Произведения разные по настроению, эмоциям. Для изображения зимы возьмем краски холодных цветов и оттенков. Для изображения лета - теплые тона. Стихотворение о временах года. Какого цвета природа в разное время года? Как изображают художники времена года на своих картинах? Какие по цвету краски используют в работе художники? |
3. Основной этап. Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. | - Рассмотрите слайды презентации. Что вы заметили? Назовите холодное время года. А какое время года очень тёплое, жаркое? Перечислите характерные цвета зимы и лета. - А как художнику удаётся передать на холсте все эти характерные признаки того или иного времени года? - Трудно не согласиться с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые оттенки- и вы это отметили; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки – вы сделали похожий вывод. Обратите внимание на слово «оттенки». Если рисунок или картину просто раскрасить цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то получится не слишком красиво и однообразно. - Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? - Вспомните цветовой круг, который мы сделали на прошлом уроке. Видите (с. 47, рис. 1), круг делится на две половинки: более светлую и более тёмную. Согласны ли вы со словами, написанными на этих половинках? Найдите на цветовом круге краски зимы. Это холодная цветовая гамма. Все эти краски расположены рядом. От них сразу становится холоднее. Какие краски дают ощущение тепла, лета? Это тёплая цветовая гамма. Краски эти тоже находятся рядом. - Также на рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета. Для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить каплю белой краски. Надо понимать, что чем больше белой или черной краски добавляется в цвет, тем краска становится или светлее, или темнее. Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов.Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло. Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д. | Здесь смешались репродукции картин на тему зимы и лета. Холодное время года – зима. Цвета зимы- белый, голубой, сероватый, синий. Очень тёплое, жаркое время года- это лето. Краски лета - яркие, сочные- зеленый, желтый, красный, оранжевый. Чтобы показать зиму и лето, художник берет краски или теплых тонов для лета, или холодных – для зимы. Мы будем при помощи оттенков разного цвета изображать времена года зиму и лето. Да, согласны. Дети рассматривают цветовые гаммы на цветовом круге. Это красная, оранжевая, ярко-зеленая краски. Дети рассматривают, как можно получить оттенки каждого цвета. Учащиеся пробуют получить эти оттенки. |
5. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах) | - Раскрасьте лист оттенками голубого, синего и фиолетового цвета – от тёмного внизу до светлого наверху в одном из выбранных направлений. Для работы возьмите широкую кисть. - Поверх рисунка можно рисовать изображения чёрным или белым цветом. - Проведите волнообразные линии оттенками жёлтого, оранжевого, красного от тёмного внизу до светлого вверху в одном из выбранных направлений. Возьмите среднюю кисть. Для прорисовки деталей подбирай цвета самостоятельно. Они наносятся вторым слоем. _-А теперь задания по группам. Задание мальчикам: Выполните рисунок в холодной цветовой гамме – она сдержанная и более суровая, чем теплая. При выполнении работы обращайте внимание на цветовой круг. Сюжет желательно придумать каждому свой. Задание девочкам: Девочки выполняют свою работу – рисуют, используя цвета теплой цветовой гаммы, создавая свой сюжет. При выполнении работы так же обращайте внимание на цветовой круг. | Учащиеся под руководством учителя выполняют работу. Самостоятельная работа учащихся. |
6. Анализ деятельности учащихся -выставка работ. | Вы , маленькие художники, проявили творчество, выдумку, фантазию и приложили немало старания, чтобы получились такие оригинальные, удивительные работы. Каждая работа интересна, хороша по-своему и необычна. Вы здорово потрудились! (выставка работ) Обсуждение работ. -Удалось ли показать мальчикам холодную гамму в своих работах? -Какие краски они использовали в своих работах? -Как справились с тёплой гаммой девочки? - Чувствуется ли тепло от их работ? | Дети прикрепляют свои работы на доску. Желающие ребята защищают свой рисунок. |
7. Итог урока. | - Вспомните и назовите краски теплой гаммы? Холодной гаммы? - Что нужно сделать, чтобы получить краску более тёмного оттенка? А более светлого? Многие из вас изображали картины природы. - Как называется картина, на которой изображена природа? - С произведениями каких художников вы сегодня познакомились? - Как назывались их картины? | Краски теплой гаммы- желтая, красная, оранжевая. Краски холодной гаммы- синяя, зеленая, фиолетовая. Чтобы получить краску более тёмного оттенка, нужно добавить черную краску. Чтобы получить краску более светлого оттенка, нудно добавить белую краску. Картина , на которой изображена природа, называется пейзаж. Мы познакомились с картинами Рембранта, Рубенса, Д. Левицского, Эль Греко, В, Борисова-Мусатова, П. Пикассо, |
8. Рефлексия | -Закончите предложение. Я приобрёл знания о… Я научился… Мне еще нужно учиться… Я понял, что… Было трудно… Было интересно… Хочу сказать “спасибо”… - Ребята, наш урок подходит к концу. У нас на доске летняя цветочная полянка. Если на уроке у вас всё получилось, то украсьте полянку жёлтым цветком. - А если возникали трудности, но вы смогли с ними справиться, то украсьте – красным цветочком. -Если было много трудностей, вы еле-еле справились с работой, прикрепите цветочек синего цвета. | Учащиеся заканчивают предложение, подводят итог своей работы на уроке. |