kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ИЗО Внутрений интерьер русской избы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для  урока изобразительного искусства 5-х классов. К нему прилагается презентация,инструкция и схема избы.Урок раскрывает тему крестьянства, деревни.Учащиеся узнают о построение крестьянской избы,а также внутреннего убранство избы, жизнь наших бабушек и дедушек.Ребята поработают творчески над заданием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО Внутрений интерьер русской избы »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

города Шарыпово Красноярского края.








Конспект

урока ИЗО 5 класс

«Внутренний мир русской избы»




Учитель изобразительного искусства: Гильденберг В.И.












г. Шарыпово

2014 г.

Тема урока: «Внутренний мир русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока - создать условия для:

  • Развития творческой и познавательной активности.

  • Формирования практических умений работать в малом коллективе (группе).

  • Формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта

  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок формирования навыков и умений

Вид урока: урок творчестваОборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», горницы, «печного угла», домашней утвари.

  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

  • Примеры интерьеров крестьянского жилища

  • Художественные материалы.

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Планшетник

  • Шары для рефлексии

  • Схемы распределения по группам и рефлексии

  • Карточки с изображением физминутки

  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в избе, интерьер избы. Элементы декоративного убранство изб.

Литературный ряд: стихи, сказки.

Музыкальный ряд: народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Гуашевые краски

  • Акварельные краски

  • Кисточки № 2,4,6

  • Пастель

  • Гелевые ручки

  • Бумага формата А3

  • Карандаш

  • Ластик

  • Баночка для воды

  • Салфетки


План урока:

  1. Организационный момент.Рефлексия эмоционального настроя.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Формирование новых знаний.

  4. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах.

  5. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.

  6. Скрытая физминутка

  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»

  8. Рефлексия настроения

  9. Рефлексия итогов урока.

  10. Домашнее задание



Ход урока

Класс делится на 4 группы по цветовым схемам и садится за свой стол.

1. Организационный момент 1 мин

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на схему №1, лежащую на столе перед вами также находятся изображения избы в различных цветах,приклейте,пожалуйста, изображение избы, соответствующие вашему настроению в одно из окон.

2. Актуализация опорных знаний 5 мин.

Проверка домашнего задания.

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения по убранству избы по группам.

Почему люди украшали свои жилища, предметы быта, одежду?

Определение темы урока.

3. Формирование новых знаний 10 мин

– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока: «Внутренний мир русской избы». К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Русская изба». Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

Интерьер избы – русская печь, красный угол. Предметы быта – ковши, чаши.

В этом нам поможет стихотворение Капралова М.В. с видео презентацией.


Слайд №2 Стоит избушка из бревна.

Её собрали без гвоздя,

Когда доставили сюда,

Тем самым, жизнь ей вновь даря.

 

В подслеповатые окошки,

Луч солнца глянет иногда.

Дождя, идущего вниз капли,

На крыше держит береста.


Слайд №3 Бревно черно – прошли ведь годы,

Но нас чарует красота.

Пережила прошедшие невзгоды

И в ней жива еще душа.

 

Мы входим в устье той избы -

Невысоки там потолки.

Чулан в углу увидел ты,

И красный угол там вдали.

Глядит икона на входящих,

А Божий свет идёт к нам сам.

Он защитит всегда просящих,

Разделит хлеб с ним пополам.

 

Его в печи тут выпекали,

Само здесь сердце у избы.

Её кормилицей называли,

Стоят в духовке казаны.

 

Стола широкая доска,

Там в паре с ним стоит скамья.

Была тут трапеза сама,

Жила большая здесь семья.

.

Слайд №4 Тут предок наш с тобою жил,
Всю жизнь ,в лаптях и проходив.
Он хлебом мир весь накормил,
Богатства так и не нажив.
 
Хозяин крепкий из него,
Детей немало воспитал.
Росла в них смена самого,
Хозяйство им и передал.
 
Девчонка- русская коса,
С мальчишкой прыгали в углу.
Для тяти была так мила,
А мальчик рос взамен отцу.
 
Вот так и шла чреда времён,
Весь мир накормит он зерном.
Родная Русь была вся в нём,
Нам всем так мил наш этот дом.

Слайд №5 Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Слайд №6 Окно – символ человеческого бытия.

Они закрыты – дом спит.

Весело поблескивают чистыми стеклами –

в доме все в порядке.

Слайд №7 Конструкция избы (запись в тетрадь)

Слайд №8 ФРОНТОН (верхняя часть фасада избы)

Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
Слайд №9 Самый верх крыши венчает конь - охлупень. Он словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла своими крыльями дом, где обитают люди.
Конь олицетворял силу, добро и красоту, символизировал солнце, движущееся по небу.

Слайд №10 Схема устройства кровли (запись в тетрадь).

Слайд №11 Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати (лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью)..

Слайд №12 Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно.

На нем женщины ткали.


Слайд №13 Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Слайд №14 Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Слайд №15 Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Слайд №16 Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Слайд №17 Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Слайд №18 «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Слайд №19 Красный угол был олицетворением зари

Слайд №20 Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.


Слайд №21 Просмотр видео фильма «Русская изба»

Слайд №22 слайды с картинками русской избы.

Снова жизнь им начинать.

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!

.

Слайд № 23 Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера. Обсуждения и выбор построения.

Слайд № 24 Работы детей.

Слайд 3 25. Задание.



Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 5 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы.Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)

  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)

  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)

  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

- ознакомительный (работа информатика)

-творческая работа ( работа всех участников)

-исследовательская (выбор подходящих терминов)

-итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 -15 минут

Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол, горница, сени. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

Скрытая физминутка 2 мин

После работы ребят предлагается посмотреть на подсказки расположенные в разных местах кабинета – тем самым производится скрытая рефлексия.

Ребята хочу напомнить вам об элементах интерьера давайте сейчас, не поворачивая головы, найдем направлением взгляда – ухват, теперь поворачивая голову, найдите помело, поднимая правую руку, покажите крынку, поднимая и направляя левую руку, покажите бочку, соедините 2 руки и найдите сундук. Хорошо теперь приступаем к нашей творческой работе.

Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут шар (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.


Рефлексия настроения

Ребята давайте вернемся к нашей схеме№1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

Рефлексия итогов урока.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину внутреннего мира избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял интерьер жилища?

  • Как украшен каждый предмет?

  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце

Домашнее задание

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по ИЗО Внутрений интерьер русской избы

Автор: Гильденберг Виктория Ивановна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ "
    ["seo_title"] => string(28) "vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "158251"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421701802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Интерьер русской избы"
    ["seo_title"] => string(23) "intier-ier-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "264851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449772128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-izo-v-5-m-klassie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "133512"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416513254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта и план - конспект по теме: "Интерьер кухни -  столовой" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-plan-konspiekt-po-tiemie-intier-ier-kukhni-stolovoi"
    ["file_id"] => string(6) "113900"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411119231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства