Конспект урока по ИЗО Внутрений интерьер русской избы
Конспект урока по ИЗО Внутрений интерьер русской избы
Конспект предназначен для урока изобразительного искусства 5-х классов. К нему прилагается презентация,инструкция и схема избы.Урок раскрывает тему крестьянства, деревни.Учащиеся узнают о построение крестьянской избы,а также внутреннего убранство избы, жизнь наших бабушек и дедушек.Ребята поработают творчески над заданием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
Скрытая физминутка
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Рефлексия настроения
Рефлексия итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока
Класс делится на 4 группы по цветовым схемам и садится за свой стол.
1. Организационный момент 1 мин
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на схему №1, лежащую на столе перед вами также находятся изображения избы в различных цветах,приклейте,пожалуйста, изображение избы, соответствующие вашему настроению в одно из окон.
2. Актуализация опорных знаний 5 мин.
Проверка домашнего задания.
Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения по убранству избы по группам.
Почему люди украшали свои жилища, предметы быта, одежду?
Определение темы урока.
3. Формирование новых знаний 10 мин
– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.
Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока: «Внутренний мир русской избы». К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Русская изба». Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.
Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.
Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом.
Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.
Интерьер избы – русская печь, красный угол. Предметы быта – ковши, чаши.
В этом нам поможет стихотворение Капралова М.В. с видео презентацией.
Слайд №2 Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя,
Когда доставили сюда,
Тем самым, жизнь ей вновь даря.
В подслеповатые окошки,
Луч солнца глянет иногда.
Дождя, идущего вниз капли,
На крыше держит береста.
Слайд №3 Бревно черно – прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива еще душа.
Мы входим в устье той избы -
Невысоки там потолки.
Чулан в углу увидел ты,
И красный угол там вдали.
Глядит икона на входящих,
А Божий свет идёт к нам сам.
Он защитит всегда просящих,
Разделит хлеб с ним пополам.
Его в печи тут выпекали,
Само здесь сердце у избы.
Её кормилицей называли,
Стоят в духовке казаны.
Стола широкая доска,
Там в паре с ним стоит скамья.
Была тут трапеза сама,
Жила большая здесь семья.
.
Слайд №4 Тут предок наш с тобою жил, Всю жизнь ,в лаптях и проходив. Он хлебом мир весь накормил, Богатства так и не нажив.
Хозяин крепкий из него, Детей немало воспитал. Росла в них смена самого, Хозяйство им и передал.
Девчонка- русская коса, С мальчишкой прыгали в углу. Для тяти была так мила, А мальчик рос взамен отцу.
Вот так и шла чреда времён, Весь мир накормит он зерном. Родная Русь была вся в нём, Нам всем так мил наш этот дом.
Слайд №5 Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.
Слайд №6 Окно – символ человеческого бытия.
Они закрыты – дом спит.
Весело поблескивают чистыми стеклами –
в доме все в порядке.
Слайд №7 Конструкция избы (запись в тетрадь)
Слайд №8 ФРОНТОН (верхняя часть фасада избы)
Вот и красное окно, косящатое оно, Ай да мастер мировой! Все украшено резьбой, А с причелины свисают, Плотно бревна закрывают. Закрывая, защищают чудо полотенца. Хорошо украшен дом Слайд №9 Самый верх крыши венчает конь - охлупень. Он словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла своими крыльями дом, где обитают люди. Конь олицетворял силу, добро и красоту, символизировал солнце, движущееся по небу.
Слайд №10 Схема устройства кровли (запись в тетрадь).
Слайд №11 Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати (лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью)..
Слайд №12 Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно.
На нем женщины ткали.
Слайд №13 Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
Слайд №14 Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Слайд №15 Окно-око – связь с большим миром, белым светом
Слайд №16 Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
Слайд №17 Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Слайд №18 «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
Слайд №19 Красный угол был олицетворением зари
Слайд №20 Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Слайд №21 Просмотр видео фильма «Русская изба»
Слайд №22 слайды с картинками русской избы.
Снова жизнь им начинать.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
.
Слайд № 23 Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера. Обсуждения и выбор построения.
Слайд № 24 Работы детей.
Слайд 3 25. Задание.
Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 5 минут
Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы.Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:
Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).
Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:
- ознакомительный (работа информатика)
-творческая работа ( работа всех участников)
-исследовательская (выбор подходящих терминов)
-итоговый (защита своей работы)
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 -15 минут
Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол, горница, сени. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.
Скрытая физминутка 2 мин
После работы ребят предлагается посмотреть на подсказки расположенные в разных местах кабинета – тем самым производится скрытая рефлексия.
Ребята хочу напомнить вам об элементах интерьера давайте сейчас, не поворачивая головы, найдем направлением взгляда – ухват, теперь поворачивая голову, найдите помело, поднимая правую руку, покажите крынку, поднимая и направляя левую руку, покажите бочку, соедините 2 руки и найдите сундук. Хорошо теперь приступаем к нашей творческой работе.
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут шар (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.
Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.
Рефлексия настроения
Ребята давайте вернемся к нашей схеме№1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.
Рефлексия итогов урока.
Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину внутреннего мира избы.
Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).
Вопросы для информатиков:
из каких предметов быта состоял интерьер жилища?
Как украшен каждый предмет?
Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.
Рефлексия настроения в конце
Домашнее задание
Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.