Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО "Снегирь на ветке рябины" »
Конспект урока.
Педагог: Мицейкене Наталья Алексеевна.
Тема урока: «Снегирь на ветке рябины»
Цели и задачи:
Обучение детей аппликационным способам изображения птиц,
Уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
Совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.
развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
совершенствовать умение работать по схеме.
Ход урока:
Предварительная работа:
чтение стихотворений о птицах;
загадывание загадок;
чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;
выделение особенностей строения и внешнего вида;
дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;
лепка снегиря;
разучивание физминутки «Прилетели птички»;
оформление листов-панно для аппликаций;
заготовка деталей хвоста и крыла;
объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».
Дидактический материал:
плакат с изображением рябины,
плоскостные изображения птиц,
кармашки-клетки,
конверт с письмом,
образец,
схема-опора,
части тела снегиря для выкладывания,
лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка),
принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей),
магнитофон.
Методы и приёмы:
показ образца,
обследование предмета,
показ приёмов изображения,
словесное объяснение,
рассказывание по цепочке,
анализ работ,
сличение работы с образцом,
комментирование действий,
сравнение,
вопросы к детям,
Организационный момент:
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.
- Всякая птица…
- У каждой пташки…
- Журавль прилетел…
- Соловей берёт пением…
- Сколько кукушка не кукуй…
- Воробьи под кровлю…
- Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?
Звучит голос:
- Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками замахал
И всех птиц заколдовал.
Вы письмо скорей прочтите,
Бедным птицам помогите.
- Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.
Чтение письма:
- Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.
О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)
О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д
Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.
Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.
А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).
Вот и снегирь свой клюв повесил.
Звучит музыка - голоса птиц.
Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение?
- Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины».
Показ и анализ образца
Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру.
Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу?
Назовите части тела птицы.
Давайте посчитаем их.
Какая по форме голова птицы?
Какое по форме туловище снегиря?
Какой формы глаз?
Какой по форме клюв?
Какого цвета бумага нам понадобится для работы?
Какие части тела у снегиря чёрного цвета?
Какое по цвету туловище у снегиря?
Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.
Где на листе расположен снегирь?
Как расположено туловище птицы?
Где расположена голова?
Где расположен хвост?
Где находится крыло?
Где расположены лапки?
Где на голове нашего снегиря находится глаз?
Где расположен клюв?
В какую сторону смотрит снегирь?
Сравните голову и туловище. Что больше?
Сравните туловище и хвост, что длиннее?
Уточнение особенностей внешнего вида снегиря.
- Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу.
- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.
- Что будем делать потом?
- Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.
- Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше?
- Надо разложить все детали на картоне.
- Расскажите о следующем шаге.
- Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.
(По аналогии разбирается вся схема)
Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.
Физкультминутка:
Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение:
руки скрещены, повернуть ладонями к себе,
большие пальцы соединены друг с другом;
ладони имитируют взмахи крыльев;
присесть на корточки, руки за спину;
пальцами постучать по полу;
покружиться на месте;
наклоны головы вверх-вниз;
руки на пояс, движения локтями;
повороты головы вправо-влево;
бегут на стульчики.
-Покружились, покружились
И все в птиц мы превратились.
Ну-ка, птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водичку попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели
И на место улетели.
- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.
Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.
Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.
Разложить все детали на картоне.
- Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону. Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.
- Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.
- Что будем делать дальше?
Сначала надо наклеить туловище.
Потом наклеить голову.
Затем будем клеить хвост.
Потом приклеить крыло.
Дорисовать лапы, клюв, глаза.
- Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.
Самостоятельная деятельность детей
В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу.
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.
Например:
Что надо наклеить сначала?
Что ещё надо обвести?
Что ты уже вырезал?
Что ты рисуешь?
Подведение итогов:
Анализ детских работ
Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом.
Ребята отмечают работы, которые им понравились, свой выбор аргументируют.