Мысленно представьте себе… Летний день. Мы идем по лесной тропинке, дует свежий теплый ветерок, щебечут птицы. Тропинка заканчивается и мы выходим на залитую солнцем полянку. Сколько вокруг цветов. Какой аромат.
Травка нежно щекочет наши ножки. В траве трещат неугомонные кузнечики.
Оглянитесь вокруг… Посмотрите на цветы…. Подумайте кого мы еще можем с вами увидеть. Пусть эти образы проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза.
3. Сообщение темы урока.
Кого мы видели еще на полянке?
Отгадайте загадки.
То взлетит, то крылья сложит
То расправит их…Похожа
На порхающий цветок.
В летний солнечный денек.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(Дети дают ответ на загадку. Бабочка.)
Вы наверное уже догадались кого мы будем рисовать?
Сегодня мы будем с вами рисовать бабочку. Причем, я хочу, чтобы вы представили в образе бабочки себя. Мы не просто нарисуем бабочку, а выполним ее в технике – монотипия. Чуть позже я объясню вам, в чем она заключается.
4. Беседа по теме урока.
(Звучит тихая музыка.)
Прежде чем мы начнем рисовать, я хочу немного рассказать вам о бабочках.
Как только ярче начинает светить солнце, вся природа оживает, и бабочки уже греются на солнце. Как яркие живые цветы они, порхая, вносят оживление в еще не тронутый зеленью колорит природы.
И в теплый летний день на лугу можно наблюдать целый хоровод дневных бабочек. Бабочки восхитительны. Недаром раньше люди думали, что бабочки произошли от цветов.
Каких бабочек вы знаете?
Бабочки бывают разные по окраске и по размерам. Длина тела бабочки бывает 3 мм, а бывает и 30 см. (Пытаемся руками показать размеры бабочек.)
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. Часто они различно раскрашены, на них складываются сложные, причудливые рисунки. У одних бабочек эти рисунки служат как бы маской. Рисунок у таких бабочек похож на кору деревьев, на растения. Сядет такая бабочка на дерево и не найдешь ее. А некоторые бабочки наоборот, раскрашены очень пестро.
С наступлением темноты в ночное время жизнь насекомых не прекращается. Появляются ночные бабочки. Они по-особому окрашены, в более темные цвета.
Удивительно тоже, что рисунок на крылья бабочек расположен симметрично, повторяется на одном и на другом крыле.
(по ходу своего рассказа я показываю слайды с изображением бабочек, картины художников и слайд «Симметрия в природе»)
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
-Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
5. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встанем. Выйдем из-за парт. Ручки подняли, потянулись вверх, к солнышку. Руки в стороны. Представим что мы бабочки. Руки вверх-вниз (повтор). Наклонились, повернули туловище вправо-влево (повтор). Как бабочка садиться на цветок.
Присели, встали (повтор). А теперь глубоко вдохнули и выдохнули. Сели за парты.
6. Инструктаж.
Объясняю ребятам, как выполнить бабочку в технике монотипии (метод отпечатка). Показываю последовательность работы.
Техника безопасности на уроке, особенно при работе с ножницами.
7. Практическая работа.
Звучит музыка. П. И . Чайковского «Вальс цветов».
Ребята самостоятельно работают. Напоминаю, что я предложила ребятам представить себя в образе бабочки. Поэтому на готовой бабочке они могут дорисовать какие-то детали.
Вырезаем бабочек и прикрепляем на лист бумаги на котором изображена поляна с цветами.