Тема урока
Пуантилизм
4 класс
Цели:
Познакомить учащихся с возможностями и приемами новой техники выполнения рисунка «Пуантилизм», развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования животных.
Результаты:
Учащиеся будут знать, что такое «Пуантилизм» и как работать в этой технике. Приобретут художественные навыки в рисовании животных. Достигнут чувства прекрасного, аккуратность, эстетический вкус, любовь к животным, наблюдательность, научатся работать в сотрудничестве, защищать свои мини-проекты.
Ссылка:
Методические пособия по ИЗО, ИКТ (презентации)
Ключевые идеи:
Пуантилизм - стилистическое направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта. Пуантилизм является одной из разновидностей живописи, которую учащиеся будут использовать на других уроках ИЗОпо теме «Живопись»
Ход урока
Этапы урока
Время
Действия учителя
Действия учеников
Орг. момент
1мин
Проверка готовности к уроку
Приветствие
Сообщение темы и цели урока
4 мин
Формирование 5 групп и определение задачи для них - каждой группе дается загадка про одного животного:
- О каких животных идёт речь в загадках?
- Что вы можете сказать об этих животных (краткая характеристика).
На интерактивной доске открываются фотографии этих животных
- Итак, главными героями нашего урока будут животные, но изобразим мы их в нетрадиционной технике, которая часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре. Эта техника художественного рисунка называется пуантилизм.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(открывается на доске).
Определите цель урока.
Группа, совещаясь, отгадывает загадки.
-черепаха, улитка, попугаи, рыба, бабочка.
Черепаха –один из четырёх отрядов пресмыкающихся, существующий на протяжении более 220 миллионов лет. Содержит около 230 современных видов, группируемых в 12 семейств и 5 подотрядов, распространённых в тропической и умеренной климатических зонах почти по всей Земле и живущих как в воде, так и на суше,
Улитка - медленно передвигающийся моллюск, обычно имеющий раковину,
Попугай – тропическая птица с ярким оперением,
Рыба – животное, обитающее в воде,
Бабочка – насекомое с красивыми крыльями
-Выполнение работы “Такие разные животные” в технике “пуантилизм”
-Наша цель урока: изобразить животных посредством новой техники – «Пуантилизм»
Изучение нового материала. Кумулятивная беседа
8 мин
- Какое слово созвучно с понятием «Пуантилизм»? (Логическая цепочка)
-Что такое пуанты? Кто их одевает и для чего?
Обобщаю ответы детей:
(слайд с изображением балерины)
-Уточним определение техники “пуантилизм” (слайд).
“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point — точка) - письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.
История возникновения техники «Пуантилизм»
- Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками её считаются французские живописцы. Посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.
-Художник-пуантилист, неужели этот художник ходил на пуантах?!
(Показ презентации «Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.»)
Итак, как вы поняли, мы сегодня будем рисовать животных, каждая группа будет рисовать свое животное. Как вы их изобразите, это уже на ваше усмотрение (рисование на большом формате).
пуантилизма в нанесении мазков?
-Какие должны быть мазки?
Обобщаю ответы детей:
- Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними.
Участие в беседе.
-пуанты
-Обувь балерины.
Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва, касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела.
- Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом.
- На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.
- Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые – отпечаток круглой кисти.
Передача животного техникой “отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого объекта.
Практичес
кая деятель
ность.
22 мин
Индивидуальная помощь, похвала в процессе работы. Оценивание учителем.
Групповое выполнение работы.
Презентация и защита каждой группы.
Итог урока. Рефлексия
10 мин
Оценивание другой группой по заданиям и критериям.
Д/з: стр. 56-57, прочитать «Пуантилизм»