4 КЛАСС
Тема: Народные художественные промыслы. Золотая хохлома
Изделие: сервиз из бумаги, украшенный в стиле хохломской росписи (чашка).
Цель: познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России; рассказать о месте декоративного искусства в жизни общества; освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты; выполнить гуашью орнамент в полосе в стиле хохломской росписи.
Задачи:
1) познакомить с народным художественным промыслом (хохлома), элементами росписи;
2) совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;
3) формировать представление о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
4) закреплять навыки кистевой росписи по мотивам хохломских узоров;
5) развивать конструктивность, целесообразность, вариативность мышления.
6) формирование эстетико-художественных навыков учащихся через ИКТ;
7) применение графического редактора на уроках технологии и изо.
Оборудование.
Для учителя: полоска тонированная, гуашь, кисти, компьютерная презентация, компьютер, видеопроектор.
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, линейка, карандаш, ножницы.
Ход урока
I. Вводная часть
Организационный момент.
Проверка рабочего места.
II. Содержание урока
Сообщение темы.
Учитель: (Слайд 1) Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон народного гуляния, и призывные выкрики торговцев. Издавна на Руси люди собирались на ярмарки, чтобы повеселиться, купить самые разнообразные товары, продать то, что сделано своими руками. На ярмарке можно было увидеть прекрасные изделия русских мастеров.
Кто же такой мастер!
Дети: Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Учитель: Чем занимались народные мастера?
Дети: Вышивкой, плетением из бересты, изготовлением деревянной, глиняной посуды, ткачеством, изготовлением украшений, строительством домов, изготовлением мебели - всем, что необходимо человеку для жизни.
Учитель: И сейчас, в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех и многие другие.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с элементами хохломской росписи. Нам предстоит заготовить детали чашки, украшенной в стиле хохломы. Для этого нам необходимо узнать особенности этого вида росписи.
Беседа по теме урока. (Слайд 2)
1 ученик: Хохлома - село в 7 км от села Семеново, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь, на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка разного товара - самых разных изделий из дерева: бочек, саней, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки прославились на всю Россию и были названы по месту продажи - хохломскими.
(Слайд 3)
2 ученик: Придумали роспись или в Семино, или в селах, называвшихся раньше Большими и Малыми Безделиями, потому что мужики в них почти совсем не пахали и не сеяли, а только точили посуду и красили ее, так как земли не хватало и урожаи были бедными - без промыслов народу не прожить.
Семеново - центр Хохломы. В Семенове в 1918 году была организована школа художественной обработки дерева. Сегодня это производственное объединение «Хохломская роспись».
Учитель: А сейчас послушайте небольшую легенду о хохломе.
3 ученик: Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и потому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом.
Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (Слайд 4)
4 ученик: Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его искусство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о нежданной беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром вошедшие в село царские посланцы увидели лишь, как горит ярким пламенем изба чудо-художника.
5 ученик: Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор горят яркие хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о пламени горячей любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Учитель: Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда бережно передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Итак, «золотая хохлома» - очень известный промысел. (Слайд 5) Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь - так появлялся золотой цвет.
(Слайд 6)
Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главный мотив хохломской росписи - травка (узор из тонких стеблей, цветов и ягод). (Слайд 7) Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно - петухов. (Слайд 8) Ими украшают посуду, панно, детскую мебель. Все элементы орнамента выполняются в ритмической последовательности.
(Слайд 9) Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется - «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне - «верховая» роспись. Золотая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна.
(Слайды 10, 11, 12)
Планирование работы.
Учитель: На прошлом уроке мы сделали с вами детали нашей будущей чашки. Сегодня мы будем расписывать наши заготовки в стиле хохломской росписи. Но прежде, чем мы будем рисовать красками, вы попробуете сделать эскиз орнамента хохломской росписи на компьютере.
С помощью, какой программы это можно сделать?
Дети: С помощью графического редактора Paint.
Учитель: Давайте повторим инструменты этого редактора. (Учитель показывает карточку с инструментом, дети называют его). (Овал, прямоугольник, карандаш, кисточка, распылитель, заливка, ластик).
Чтобы работа за компьютером была безопасной нужно соблюдать некоторые правила. Вспомните, что это за правила. (Дети называют правила работы за компьютером).
Практическая часть.
1)Сейчас вы попробуете сами создать свои орнаменты хохломской росписи в полосе на компьютере. А я покажу, как выполнить элементы хохломской росписи. (Слайд 13, 14, 15, 16) На работу вам дается 5 – 7 минут.
2)Учитель: Молодцы. Все справились с этим заданием. Но ведь, чтобы создать по-настоящему красивое неповторимое изделие, мастер его расписывает вручную. И сейчас вы попробуете расписать свое изделие красками, пользуясь приемами кистевой росписи. Это «травинки», «усики», «завитки», «капельки». Листики изображаются прикладыванием кисти, а «капельки» превращаются в цветочки или веточки. (Учитель на доске показывает некоторые приемы рисования элементов хохломской росписи).
3)А сейчас приступайте к самостоятельной работе и распишите детали ваших чашек.
(Самостоятельная работа)
Итог урока.
1) Пока работы ваши сохнут, давайте вспомним, что вы узнали о хохломской росписи. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- Назовите центр Хохломы. (Семеново)
- Из какого дерева изготавливали посуду под роспись? (из липы)
- Порошком какого цвета натирали посуду? (серебристого)
- А каким образом появлялся золотой цвет? (узор покрывали олифой и ставили в горячую печь)
- Что является главным мотивом хохломской росписи? (травка)
- Из каких элементов выполняют мотив «травка»? (из тонких стеблей, цветов и ягод)
- Что еще изображает художник? (рыб, птиц, петухов)
- Назовите основные цвета хохломской росписи. (красный, черный, золотой).
- Как называется прием, когда мы видим золотые листья на красном или черном фоне? (под фон)
- А красный и черный рисунок на золотом фоне? (верховая роспись).
Молодцы.
А сейчас доделайте свои чашки.
2) Учитель: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом , хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.
3) Уборка рабочего места.