kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству по теме "Золотая хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 КЛАСС

Тема: Народные художественные промыслы. Золотая хохлома

Изделие: сервиз из бумаги, украшенный в стиле хохломской росписи (чашка).

Цель: познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России; рассказать о месте декоративного искусст­ва в жизни общества; освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты; выполнить гуашью орнамент в полосе в стиле хохломской росписи.

Задачи:

1) познакомить с народным художественным промыс­лом (хохлома), элементами росписи;

2) совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;

3) формировать представление о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;

4) закреплять навыки кистевой росписи по мотивам хохломских узоров;

5) развивать конструктивность, целесообразность, ва­риативность мышления.

6) формирование эстетико-художественных навыков учащихся через ИКТ;

7) применение графического редактора на уроках технологии и изо.

Оборудование.

Для учителя: полоска тонированная, гуашь, кисти, компьютерная презентация, компьютер, видеопроектор.

Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, линейка, карандаш, ножницы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок хохлома»

4 КЛАСС

Тема: Народные художественные промыслы. Золотая хохлома

Изделие: сервиз из бумаги, украшенный в стиле хохломской росписи (чашка).

Цель: познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России; рассказать о месте декоративного искусст­ва в жизни общества; освоить принципы гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты; выполнить гуашью орнамент в полосе в стиле хохломской росписи.

Задачи:

1) познакомить с народным художественным промыс­лом (хохлома), элементами росписи;

2) совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;

3) формировать представление о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;

4) закреплять навыки кистевой росписи по мотивам хохломских узоров;

5) развивать конструктивность, целесообразность, ва­риативность мышления.

6) формирование эстетико-художественных навыков учащихся через ИКТ;

7) применение графического редактора на уроках технологии и изо.

Оборудование.

Для учителя: полоска тонированная, гуашь, кисти, компьютерная презентация, компьютер, видеопроектор.

Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, линейка, карандаш, ножницы.


Ход урока

I. Вводная часть

  1. Организационный момент.

  2. Проверка рабочего места.


II. Содержание урока

  1. Сообщение темы.

Учитель: (Слайд 1) Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон на­родного гуляния, и призывные выкрики торговцев. Издавна на Руси люди собирались на ярмарки, чтобы повеселиться, купить самые разнообразные товары, продать то, что сделано своими руками. На ярмарке можно было увидеть прекрасные изделия русских мастеров.

Кто же такой мастер!

Дети: Специалист, дос­тигший высокого искусства в своем деле.

Учитель: Чем занимались на­родные мастера?

Дети: Вышивкой, плетением из бересты, изготовле­нием деревянной, глиняной посуды, ткачеством, изготовлением украшений, строительством домов, изготовлением мебели - всем, что необходимо человеку для жизни.

Учитель: И сейчас, в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ни­точка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.

На Руси издавна существовали географические центры на­родных промыслов - места, где сложился и развивается опреде­ленный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех и многие другие.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с элементами хохломской росписи. Нам предстоит заготовить детали чашки, украшенной в стиле хохломы. Для этого нам необходимо узнать особенности этого вида росписи.


  1. Беседа по теме урока. (Слайд 2)

1 ученик: Хохлома - село в 7 км от села Семеново, стоящего над ре­кой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь, на этой площади по опре­деленным дням собиралась крупнейшая в России оптовая яр­марка разного товара - самых разных изделий из дерева: бочек, саней, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Ку­пля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к на­чалу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки прослави­лись на всю Россию и были названы по месту продажи - хохломскими.

(Слайд 3)

2 ученик: Придумали роспись или в Семино, или в селах, называв­шихся раньше Большими и Малыми Безделиями, потому что мужики в них почти совсем не пахали и не сеяли, а только то­чили посуду и красили ее, так как земли не хватало и урожаи были бедными - без промыслов народу не прожить.

Семеново - центр Хохломы. В Семенове в 1918 году была организована школа художественной обработки дерева. Сегодня это производственное объединение «Хохломская роспись».


Учитель: А сейчас послушайте небольшую легенду о хохломе.


3 ученик: Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награ­ждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и потому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом.

Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём кра­сота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (Слайд 4)


4 ученик: Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Ото­всюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его искусство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но бы­стрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о нежданной беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты сво­его ремесла. А утром вошедшие в село царские посланцы уви­дели лишь, как горит ярким пламенем изба чудо-художника.


5 ученик: Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только ос­тались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор горят яркие хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о пламени горячей любви к людям, и о жажде красо­ты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.


Учитель: Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вы­мысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда бережно передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Итак, «золотая хохлома» - очень известный промысел. (Слайд 5) Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь - так появлялся золотой цвет.

(Слайд 6)

Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главный мотив хохломской роспи­си - травка (узор из тонких стеблей, цветов и ягод). (Слайд 7) Кроме рас­тительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и осо­бенно - петухов. (Слайд 8) Ими украшают посуду, панно, детскую мебель. Все элементы орнамента выполняются в ритмической последо­вательности.

(Слайд 9) Иногда можно увидеть золотые листья на черном или крас­ном фоне. Этот прием называется - «под фон». А красный и чер­ный рисунок на золотом фоне - «верховая» роспись. Золотая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фан­тазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радост­ным светом, по-праздничному красочна.

(Слайды 10, 11, 12)

  1. Планирование работы.

Учитель: На прошлом уроке мы сделали с вами детали нашей будущей чашки. Сегодня мы будем расписывать наши заготовки в стиле хохломской росписи. Но прежде, чем мы будем рисовать красками, вы попробуете сделать эскиз орнамента хохломской росписи на компьютере.

С помощью, какой программы это можно сделать?

Дети: С помощью графического редактора Paint.

Учитель: Давайте повторим инструменты этого редактора. (Учитель показывает карточку с инструментом, дети называют его). (Овал, прямоугольник, карандаш, кисточка, распылитель, заливка, ластик).

Чтобы работа за компьютером была безопасной нужно соблюдать некоторые правила. Вспомните, что это за правила. (Дети называют правила работы за компьютером).


  1. Практическая часть.

1)Сейчас вы попробуете сами создать свои орнаменты хохломской росписи в полосе на компьютере. А я покажу, как выполнить элементы хохломской росписи. (Слайд 13, 14, 15, 16) На работу вам дается 5 – 7 минут.

2)Учитель: Молодцы. Все справились с этим заданием. Но ведь, чтобы создать по-настоящему красивое неповторимое изделие, мастер его расписывает вручную. И сейчас вы попробуете расписать свое изделие красками, пользуясь приемами кистевой росписи. Это «травинки», «усики», «завитки», «капельки». Листики изображаются прикладыванием кисти, а «капельки» превращаются в цветочки или веточки. (Учитель на доске показывает некоторые приемы рисования элементов хохломской росписи).

3)А сейчас приступайте к самостоятельной работе и распишите детали ваших чашек.

(Самостоятельная работа)


  1. Итог урока.

1) Пока работы ваши сохнут, давайте вспомним, что вы узнали о хохломской росписи. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

- Назовите центр Хохломы. (Семеново)

- Из какого дерева изготавливали посуду под роспись? (из липы)

- Порошком какого цвета натирали посуду? (серебристого)

- А каким образом появлялся золотой цвет? (узор покрывали олифой и ставили в горячую печь)

- Что является главным мотивом хохломской росписи? (травка)

- Из каких элементов выполняют мотив «травка»? (из тонких стеблей, цветов и ягод)

- Что еще изображает художник? (рыб, птиц, петухов)

- Назовите основные цвета хохломской росписи. (красный, черный, золотой).

- Как называется прием, когда мы видим золотые листья на красном или черном фоне? (под фон)

- А красный и черный рисунок на золотом фоне? (верховая роспись).

Молодцы.

А сейчас доделайте свои чашки.


2) Учитель: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома,

Ей не налюбуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.


Сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом , хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.

3) Уборка рабочего места.







Просмотр содержимого презентации
«презентация хохлома»

Ярмарка.

Ярмарка.

                                                                                                           Хохлома

                                                                                                          

Хохлома

  • Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась хохломская роспись.
Полюбуйся хохломской посудой.  Весеннее пробуждение природы,  буйство летнего разноцветья,  щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми  листьями - всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы.

Полюбуйся хохломской посудой. Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями - всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы.

Этапы хохломской росписи.

Этапы хохломской росписи.

  • Заготовка изделия.
  • Грунтовка полуфабриката.
  • Роспись.
  • Покрытие лаком.
  • Закалка в печи.
Виды росписи.  «Верховой»  К  «верховой»  росписи принято относить «травку» - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на золотом фоне.  «Под листок»  - разновидность данной росписи.  «Под фон»  Особенностью росписи  «под фон» является силуэтный золотистый рисунок на черном и красном фоне.

Виды росписи.

    «Верховой»

    К «верховой» росписи принято относить «травку» - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на золотом фоне.

    «Под листок» - разновидность данной росписи.

    «Под фон»

    Особенностью росписи

    «под фон» является силуэтный золотистый рисунок на черном и красном фоне.

    Детские самодельные костюмы «Хохлома»

    Детские самодельные костюмы «Хохлома»

    Травный орнамент – стебель «криуль»

    Травный орнамент – стебель «криуль»

    Орнамент с «ягодками» и «листочками»

    Орнамент с «ягодками» и «листочками»

    Виды росписи. «осочки» «завиток» «капельки» «кустики»

    Виды росписи.

    «осочки»

    «завиток»

    «капельки»

    «кустики»

    • «осочки» «завиток» «капельки» «кустики»
    • «осочки» «завиток» «капельки» «кустики»


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: ИЗО

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 4 класс

    Автор: Меркушова Галина Геннадьевна

    Дата: 05.02.2015

    Номер свидетельства: 167990


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства