kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Народные промыслы России и Липецкой области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    

   Урок  изучения нового материала, по типу  нетрадиционный : урок – ярмарка . В целях создания гармоничной атмосферы  на уроке   компьютерная презентация    сопровождается    негромкой  народной  плясовой  музыкой.
   Выбор темы урока, который  обусловлен следующими моментами:

- усилением   внимания  обучающихся к социальным аспектам общества, в т.ч. к его культурной составляющей ;

 - интеграции  географии с другими науками, в т.ч. с культурологией и искусствоведением;

- усилением  краеведческих позиций в школьной географии;

Уроку предшествовал подготовительный этап . Ученики получили  опережающее задание: подготовить сообщение   о  народном  промысле на выбор.  Обучающиеся   собирали  и анализировали  информацию (книги, справочники, энциклопедии, газетные и журнальные статьи, интернет) с целью написания небольшого  сообщения по плану: 

1) краткая история промысла;

2) современное состояние промысла (выпускаемая продукция и его  местоположение); 

 3) перспективы развития промысла.
  При   проведении  подготовительной  работы   к уроку   учитель     приобщает  учеников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию). Такая  самостоятельная работа  проявляет и развивает познавательную активность обучающихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
 Данный  урок  развивает творческие способности  обучающихся,    формирует такие качества ,  как   толерантность и   патриотизм  посредством    изучения  материала  о культуре разных географических районов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;  На уроке   показана  связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая территория  неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции. Большое воспитательное  значение  имеет  знакомство с народными промыслами своей  Липецкой области.
 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока_Народные промыслы»

Урок изучения нового материала, по типу нетрадиционный : урок – ярмарка . В целях создания гармоничной атмосферы на уроке компьютерная презентация сопровождается негромкой народной плясовой музыкой.
Выбор темы урока, который  обусловлен следующими моментами:

- усилением внимания обучающихся к социальным аспектам общества, в т.ч. к его культурной составляющей ;

 - интеграции географии с другими науками, в т.ч. с культурологией и искусствоведением;

- усилением краеведческих позиций в школьной географии;

Уроку предшествовал подготовительный этап . Ученики получили опережающее задание: подготовить сообщение   о народном промысле на выбор. Обучающиеся собирали и анализировали информацию (книги, справочники, энциклопедии, газетные и журнальные статьи, интернет) с целью написания небольшого сообщения по плану:

1) краткая история промысла;

2) современное состояние промысла (выпускаемая продукция и его местоположение);

3) перспективы развития промысла.
  При проведении подготовительной работы к уроку   учитель приобщает учеников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию). Такая самостоятельная работа проявляет и развивает познавательную активность обучающихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Данный урок развивает творческие способности обучающихся, формирует такие качества , как  толерантность и  патриотизм  посредством изучения материала о культуре разных географических районов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;  На уроке показана связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая территория неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции. Большое воспитательное значение имеет знакомство с народными промыслами своей Липецкой области.





Тема урока: « Народные промыслы России и Липецкой области».


Цели урока:


Обучающая: познакомить обучающихся с географией народных промыслов, их историей, особенностями технологии изготовления и художественной ценностью.


Развивающая: формировать метапредметные компетенции, умение самостоятельно отбирать необходимый материал, проявлять творческие способности во время проведения урока о народных промыслах.


Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа; видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, воспитывать чувство гордости за свой народ.


Оборудование: выставка демонстрационного материала: репродукции произведений народных промыслов, иллюстрации, экспонаты (матрешки, посуда и т.п.), учебник, атлас, таблица статистических данных, дополнительный информационный материал, физическая карта России, компьютерная презентация «Народные промыслы России», музыкальное сопровождение - русские плясовые мелодии.

Тип урока: изучение нового материала.

Подготовительный этап: из курса истории России вспомнить, что промыслами на Руси называли мелкие производства кустарного типа, преимущественно домашние.

План урока:

1. Организационный момент.

I. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные предметы, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим разговор о Центральной России, расширим знания об обычаях, традициях русского народа, о народных художественных промыслах населения Центральной России и нашей Липецкой области.

Задание: по ходу урока заполнить в тетрадях таблицу:



п/п

Название промысла

Географическое положение


Художественные особенности






Возникновение народных художественных промыслов (рассказ учителя)
В древности, наравне с изготовлением орудий труда и прочими «хозяйственными» потребностями у людей возникало желание украсить себя и свое жилое пространство. Роспись глиняной посуды, культовые скульптуры и т. п. были широко распространены уже в Каменном веке. 
Древнерусское искусство своими корнями уходит в далекие дохристианские времена. В чем-то наивные, изделия народных мастеров того периода отражали близость людей к природе, их мировоззрение. Тонкое ощущение красоты, самобытные стили, техники не только сохранились в народе, но и успешно процветали вплоть до Петровских реформ.
Формы производства художественных изделий.

Если в древности существовало так называемое «натуральное хозяйство» (одна хозяйственная единица, к примеру, большая семья, полностью обеспечивала собственные потребности), то позже стали возникать кустарные промыслы. С развитием науки и техники, однако же, «примитивные» частные мастерские зачастую не выдерживали конкуренции более дешевых фабричных товаров. 
К счастью, мастерство изготовления художественных изделий не было забыто. Навыки передавались из поколения в поколения в деревнях, издревле занимавшихся тем или иным промыслом. И по сегодняшний день эти традиции живы, являясь незаменимой составляющей российской культуры.

Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. 
В настоящее время народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой, расписными платками вышивкой, кружевоплетением, 

В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. 


Вопрос: Почему именно в Центральном районе России получили развитие разнообразные народные промыслы?

Ответ обучающихся: не совсем благоприятные условия для земледелия, особенно для выращивания зерновых культур, распространение лесов. Население вынуждено «промыслити» пропитание, то есть заниматься различными промыслами. Для развития промыслов были благоприятные условия: благоприятное географическое положение в центре России, наличие транспортных водных путей, развитие торговли, где можно обменять продукцию на хлеб.
Давайте мы с вами совершим путешествие по России в центры народных промыслов и познакомимся с разновидностями народных художественных промыслов. А где как не на ярмарке можно увидеть различные изделия народных мастеров?

Выступление ученика : из истории возникновения ярмарки.

Вя́тская свисту́ньяСвистопля́ска — так в 1882 году стали называть вятскую ярмарку.

Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (Свистунья первоначально называлась «Свистопляска»).

Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевых свистулек.

В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали как само собой разумеющееся новое название «Свистунья».

Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов


Учитель: Итак, мы открываем ярмарку!    (обучающиеся выходят в народных костюмах и ведут ярмарку.)


Ученик: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ, 
А на ярмарке – товары,
Продаются самовары.
Продаются чашки, ложки
И веселые матрешки.
Платочки посадские,
Пряники тульские.
Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!


Разбирай товар! Торопись народ!

 Ярмарку открываем. Всех мы в гости приглашаем!


Учитель : Сегодня на ярмарке мы увидим - Богородскую игрушку, Жостовские подносы, Гжельские изделия,  изделия хохломских мастеров, городецкую роспись. палехскую миниатюру, дымковскую и романскую игрушку, павлово-посадские платки и конечно елецкие кружева.

  

Ученики по очереди представляют народные промыслы:

Богородская игрушка :


Реклама:     Игрушки, игрушки, славные, забавные!

                    Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!

                    Дешево продам, на совесть отдам!

                    Господа честные, люди добрые, посмотрите –

                    Полюбуйтесь, да только больно не торгуйтесь!

                    Хоть игрушка и детская забава

                    Да вам придется по нраву!

   Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской». Резчики обрабатывают липовые чураки, заготовку сначала вырубают топором, а потом начинается обработка инструментами –стамесками и очень острыми ножами.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Бого­родском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Матрешка.

У матрешки синеглазой

С балалайкою в руках

Сарафан расшит тесьмою

Весь в лазоревых цветах

Раскрываешь расписную

Глядь а в ней еще одна

И похожа на большую

Распрекрасная краса!


… Поют матрешки в хоре. 
Живут, не зная горя, 
И дружно, и счастливо, 
И весело на диво! 
Для самой юной крошки 
Шьют платьице матрешки, 
Чтоб выйти вереницей 
И погулять с сестрицей. 

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.


Ученик. Матрешка-кукла особенная.

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки. Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

Реклама: Подходи, гляди: матрешки…

Толстоватые немножко,

Но зато смешны, румяны,

В ярко-красных сарафанах

И зелененьких платочках,

А в руках у них цветочки!

 «Жостово».

Выписка из книги Андрея Исаева «промыслы московской губернии» 1876 год. Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Некто Коробов устроил в конце 18 века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово , Троицкой волости ( ныне Мытищенский район). Еще раньше подобное заведение устроил в Москве Филипп Вешняков. Сын его Осип , искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово и устроил здесь свое заведение около 1825 года. Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами здесь выделывались и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными , они должны были,при столкновении на выставке в Митаве (1835г.) уступить им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом и вместо того, чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.Так появились железные подносы, украшенные декоративной цветочной росписью.

Подносы изготовляли в селах и деревнях – Жостово, Троицком, Новосильциве и др. Орнаментальная роспись стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета всякий раз исполняется импровизированно. Мастер – живописец по ходу работы связывает изображение цветов, плодов ветками и листьями. Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. В росписи оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие цветы. По краю поля или на бортах подносов выполняют «золотой» орнамент, графический рисунок, который подчеркивает живописность росписи.

Реклама: Поднос – практичное изделье необходимое в быту

Он принесет вам в день рожденья

                          Цветы, улыбку, красоту.

                          Украсит также он ваш дом

                          И станет радостнее в нем.

                          Он служит годы долгие, в семейном очаге,

                          Поможет он еще, в работе и еде,

                          Напитки он украсит вам,

                          И выпить ты захочешь сам,

                          И чай, и кофе, лимонад,

                          И съесть любимый шоколад!                  

«Гжель».

Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины. 
Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд». 
Отмечал высокое качество «белизною превосходных» гжельских глин и Михаил Ломоносов, не раз заверяя общественность, что данный материал- настоящее сокровище, сравнивавший их с теми сортами, что служат для изготовления драгоценного фарфора. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство – полуфаянс. Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону . Гжель – родина русской керамики. Гжельскую посуду отличает единство вещи и ее декора.  Все, что рисует кисть художника, становится,   синим и  голубым, и цветы, и люди, и птицы, и трава. А какая нарядная и праздничная роспись! Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие - похожи на маленький бочонок, а иные – фигурки фигурные, затейливые и ручки у всех разные. Бело – синие, сине – синие цвета всегда радуют взор человека.

Реклама.  

 Голубые  кружева,

 Кобальтовый иней,

 Будто вьюга намела

 Завитушки линий.

 Налепила для игры

 Синие фигурки,

 Для забавы детворы,

 Зайцев и свистульки.

 Скрыта в лёгкости мазка

 Тайна чудо - глины.

 На Руси  живёт века

 Промысел старинный.

 Поколенья мастеров

 Бело-синей Гжели –

 Чародеи двух цветов,

 Наши Боттичелли!

«Хохлома».

Учитель. Душа русская не выносит уныния и скуки. Она просит праздников. А как вы думаете, много ли праздников, счастья, радости было в нелёгкой бедняцкой жизни? Вот тогда-то, наверное, и придумал какой-нибудь мужичок рисовать по дереву, расписывать яркими красками свою неказистую домашнюю утварь. И получилось из этого чудо! С одним из таких чудес мы сейчас с вами и познакомимся. Это золотая хохлома.

Ученик. Этот старинный промысел возник под Нижним Новгородом примерно в ХVII в. и представляет собой эффектную декоративную роспись деревянной мебели, посуды. На золотом фоне изображаются красной и черной (изредка – зеленой или желтой) красками стилизованные ягоды земляники или рябины, ветки, цветы, фантастические птицы, звери и рыбы.
Техника изготовления подобной росписи достаточно проста: в качестве основы на дерево наносится оловянный порошок серебристого цвета, затем он покрывается специальным составом и после обработки в печи становится медово-золотистым. И уже после наносится задуманным мастером рисунок, при этом сюжеты передаются так же, как и сама техника. Приписывают ее изобретение старообрядцам, укрывавшимся в нижегородских деревнях от гонений. На сегодняшний день промысел процветает; его центров два:

г. Семенов и с. Сёмино, в которых размещены несколько фабрик и предприятие, объединяющее местных мастеров.
Реклама.

 Завиток к завитку – ярко-красным,
Чтобы стало душе веселей,
Хохлома – это радость и праздник,
Это щедрость России моей!

Покупайте, хохлому!

И счастье в дом придет тому,

Кто ест из ложки расписной

Тот будет вечно молодой! 


Этой ложкой благодать…

Из тарелки щи хлебать!

Эта ложка так легка,

Что не чувствует рука.

Есть с неё не горячо!

Покупайте-ка еще!


Городецкая роспись.

Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут и народные гуляния, и кавалеры, и барышни, кошки, петухи, кони, павлины, индюки...

Родившись в 30 км. от Хохломы, городецкая роспись выбрала свою дорогу. Если у хохломы главными были 4 цвета, то городецкие мастера использовали все цвета красок. Постепенно городецкая роспись перешла с прялок на чаши, солонки, разделочные доски, игрушки и даже мебель. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает сувениры.

Палехская миниатюра.

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские чёрно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной росписью.

О Палех, Палех - россыпь серебра,
Сиянье красок, золота узоры!..
Какие есть в России мастера!
Какие над Россией всходят зори!

В полосе вишневого заката

Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец:

Сколько тут написано шкатулок?!

Да и сам-то Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок...

Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. Кроме того художественной лаковой миниатюрой занимались в селе Федоскино (Московская обл.), пос. Мстёра (Владимирская обл.), пос. Холуй (Ивановская обл.).

В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. 
Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся - это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растёртым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка - настоящая драгоценность. Главные сюжеты палехской росписи - русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.


Дымковская игрушка.

А вот в гости к нам пожаловала дымковская игрушка!

Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. 

Реклама.

Ярмарки весенние - Дымково село,
Нынче в край нагрянуло солнце и тепло,
Лепка свистоплясом, роспись бахромой,
Глиняные шарики – комариный бой.
Дымковские барышни – сарафанный шарм!
Платья подвенечные белокурых дам.
Вятские просторы, удаль гончаров,
Промыслы семейные знанием основ.

Кавалеры гордые, няньки и купцы,
В пластике сюжета стильные черты,
На боярской площади царь-павлин с хвостом,
И стоит с окошками безымянный дом.

Темперные краски, расписной индюк,
И блестят игрушки от старанья рук,
Точки и полоски – сочетаньем схем,
Ромбик из потали – бирюзовый крем.

А в цветном наряде – цирковой козёл,
Гипсовой лепниною длинный частокол,
Валенки свисают, ширится толпа,
Дымковской игрушке – слава и хвала!

Павло-Посадские платки

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада

Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.

Вологодские кружева.

Ещё одно народное искусство появилось в России в 17 веке. Это кружева. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре Первом ношение кружев было предписано как обязательное для дворянско-помещичьей верхушки. В наше время большей известностью и популярностью пользуются вологодские кружева. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки. Вологодское объединение так и называется «Снежинка».

В северных районах России вышивали узоры, на которых изображали животных, птиц, людей. Для средней полосы более характерны геометрические формы. А для южной России - обилие цветов.

Учитель: А какие народные промыслы есть на нашей липецкой земле?

Елецкие кружева.

   Центром кружевного искусства Липецкой области является город Елец. Кружевоплетением занимаются также в некоторых селах Становлянского, Измалковского и Данковского районов.
    Кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в ХVIII веке плетения гарусного шнура, которым после окраски вышивали солдатские мундиры.
    Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева считают 1801 год, которым датируется сохранившееся полотенце со словами: «Сей плат шила диаконова дочь Александра Ивановна». О елецком же происхождении говорит изображение оленя и наличие полотнянки и сетки на самом изделии.
    В богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах кружево, а там в первую очередь оно и появилось, плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для украшения одежды богатых людей использовалось золото и серебро.     К середине ХIХ века, когда Елец превратился в торговый город, а император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял его с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел.
    Мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения ельчан покорили своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке.
    Самобытное искусство процветало. Среди ельчан самыми именитыми мастерами считались монахини Знаменского монастыря. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.
 В октябре 2011 года художественный промысел «Елецкие кружева» отметит свое 210-летие. Работы елецких кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
Другие народные промыслы Липецкого края.

В XVIII-XIX веках в окрестностях Липецка существовала масса мелких кустарей, которые изготавливали предметы быта из дерева. Бытовали различные техники обработки дерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, пропитывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественными, а потом анилиновыми красителями в основном красного, черного, синего и зеленого цветов в виде волнистых, прямых линий, кружков, розеток, точек.
Более богатая и живописная южнорусская природа предопределила «парчёвый» характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал символом благополучия в липецких мотивах.

Романовская игрушка.

История названия игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.
В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. 
Романовская посуда ценилась: её охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк.
В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. В сёлах и деревнях люди обходились посудой, изготовленной из местных материалов: где из дерева, где из глины.
Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус.
В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими.

Вывод.

Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо Жар-птицы. Ребята, вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку, узнали много нового о художественных промыслах Центральной России.

Ш. Закрепление изученного материала.

А теперь мы проверим ваши знания по теме. Блиц-опрос.


  1. 1.Почему именно в Центральном районе получили распространение народные промыслы?

  1. 2. В чем секрет «золота» хохломы? (применение алюминиевого покрытия).

  2. 3.. Какое искусство лежит в основе древнерусской живописи? (искусство иконописи).

  3. 4.На какой территории Центральной России появился жостовский художественный промысел? (Московская область).

  4. 5.Что является символом России? (русская матрешка).

  5. 6. С чем связано название ярмарки «Свистунья»?

  6. 7.Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?

  7. IV. Подведение итогов урока.

  8. Ребята, каждый из вас внес вклад в изучении материала своими ответами, своим творчеством. Проверим таблицу, (или к следующему уроку).

  9. V. Домашнее задание.

  10. «География и особенности народных промыслов Центральной России»

  11. Придумать предложения и рекомендации по сохранению народных промыслов традиционной экономики».




Просмотр содержимого презентации
«Народные промыслы урок географии.»

Народные промыслы России . Урок географии 9 класс. Учитель географии МБОУ лицея с. Хлевное Дегтярева Н.Н.

Народные промыслы России .

Урок географии 9 класс.

Учитель географии МБОУ лицея с. Хлевное Дегтярева Н.Н.

Вя́тская свисту́нья ,  Свистопля́ска  

Вя́тская свисту́ньяСвистопля́ска  

Богородская игрушка :

Богородская игрушка :

Матрешка.

Матрешка.

Жостовские подносы .

Жостовские подносы .

Гжель

Гжель

«Хохлома».

«Хохлома».

Городецкая роспись.

Городецкая роспись.

Палехская миниатюра.

Палехская миниатюра.

Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка.

Павло-Посадские платки

Павло-Посадские платки

Елецкие кружева.

Елецкие кружева.

Романовская игрушка.

Романовская игрушка.

Вопросы для закрепления: 1.Почему именно в Центральном районе получили распространение народные промыслы? 2. В чем секрет «золота» хохломы?  3. Какое искусство лежит в основе древнерусской живописи?  4.На какой территории Центральной России появился жостовский художественный промысел?

Вопросы для закрепления:

1.Почему именно в Центральном районе получили распространение народные промыслы?

2. В чем секрет «золота» хохломы?

3. Какое искусство лежит в основе древнерусской живописи?

4.На какой территории Центральной России появился жостовский художественный промысел?

5.Что является символом России?  6. С чем связано название ярмарки «Свистунья»? 7.Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?
  • 5.Что является символом России?
  • 6. С чем связано название ярмарки «Свистунья»?
  • 7.Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Народные промыслы России и Липецкой области"

Автор: Дегтярева Наталия Николаевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства