III этап (основной) – погружение в тему урока.
1.Первичное усвоение новых знаний.
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (1-й раз)
2.Первичная проверка понимания.
У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?
Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.
У.: Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?
В этом несложно будет разобраться, если особенно внимательно вслушаетесь в ту часть фрагмента, которую я обозначу знаком «Внимание!»
(Прим. это тоже часто применяемый мною приём для того, чтобы ребята не «выпадали» из звукового потока – поднимаю указательный палец и мимикой лица обозначаю «Внимание!»).
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (2-й раз)
У.: Сколько же людей участвовали в разговоре? Покажите мне на пальцах.
(По тому, как разнились ответы, было понятно, что и сейчас ребята «не ухватили» характер интонаций).
У.: Есть и правильные ответы (Прим. не называю ни тех, кто правильно, ни тех, кто неправильно почувствовал). Но моя помощь всё же нужна. Давайте попробуем с помощью пластического интонирования определить – сколько участников разговора, и как они говорят.
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (3-й раз)
Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. Когда наши руки показывают диалог, который очень ясно прослушивается в побочной теме, лица детей озаряются «радостью открытия». (Прим. я так стала «слышать» эту тему, после того, как задумала составить партитуру вопросов для 7-миклассников. С ними я изучаю творчество Бетховена по моей авторизованной программе. То есть, я прослушала «Патетическую» с позиции школьников).
У.: Так сколько же людей участвовали в разговоре?
Д.: Двое.
У.: Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов. Вывешиваю плакат со словами:
Радостно Нежно Светло Восторженно Оптимистично Бурно Страстно Взволнованно
Грустно Печально Мрачно Горестно Пессимистично Тревожно Скорбно Тяжело
У.: А ещё определите цвет музыки. Это поможет вам понять чувства «первого».
Играю вступление «Патетической сонаты».
Д.: (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)
У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?
- Может, у него что-то случилось?
У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…
Д.: Горе.
У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?
Д.: Может, у него кто-то умер?
У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.
У.: Давайте теперь обратим внимание на речь второго участника разговора. Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.
Звучит в записи главная партая «Патетической сонаты».
Д. Определяют характер интонации и называют слова из 1-го столбика. Чаще других прозвучало слово «радостно». Четвероклассникам ещё не совсем понятны слова «страстно», «оптимистично». Цвет музыки для большинства был красный. То есть интуитивно слышат героические интонации.
У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?
Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.
У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?
3. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети. Дети стоят, потому что к просмотру я добавляю ребятам и несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.
4.Первичное усвоение новых знаний.
У.: Вернёмся к «Патетической сонате». Почему автор назвал свою сонату «Патетическая», вы прочитаете в учебниках. Задание по учебнику, как обычно, записано на доске в вашем кабинете (прим. мой кабинет не оборудован доской и потому по моей просьбе классные руководители выписывают д/з в своём кабинете). Что такое «соната» разберёмся сегодня. Но прежде, мне хочется узнать, сумеете ли вы почувствовать автора. Попробуйте, вглядываясь в эти портреты, определить, кто сочинил «Патетическую сонату».
(Я демонстрировала портреты Бетховена, Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)
У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.
Прим. Я на уроках по учебнику с детьми не работаю. Причин много: 1) Кабинет оборудован по принципу концертного зала. В нём проходят занятия ритмикой и концерты. 2) Школьники носят тяжёлые ранцы, перегружать их не хочу. 3) Мы значительную часть урока слушаем музыку, разбираясь в интонациях, чтобы понимать, о чём «говорит» музыка. Это они без меня не сделают. А полистать учебник, заинтригованные «недосказанным» на уроке, смогут.
У.: А теперь о «сонате». Вспомните, музыка звучала в исполнении симфонического оркестра или одного какого-то инструмента?
Д. Определяют звучание фортепиано.
У.: (Для четвероклассников даю только упрощённое понятие) «Соната» – это произведение для одного инструмента, в отличии от симфонии – мы в 3-м классе говорили о симфонии, она сочиняется для симфонического оркестра. Сонату можно сравнить с повестью. В повести есть сюжет и действующие герои. Так и в сонате.
5. Первичная проверка понимания.
У.: Как вы считаете, мы поняли сегодня сюжет «Патетической сонаты» или только познакомились с героями?
Д.: Познакомились с героями.
У.: Правильно, чтобы узнать содержание всей сонаты – а у неё 3 части – надо не один урок посвятить этой прекрасной музыке. Посмотрите на монитор ноутбука, какой маленький фрагмент ещё только I части «Патетической» мы прослушали.
На следующем уроке мы продолжим о ней разговор (прим. чтобы продолжить работу над пониманием содержания «Патетической», я провожу урок по теме «В интонации спрятан человек».)
1.Организация вокально- хоровой деятельности.
а) Подготовительная беседа.
У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.
Песня ещё недостаточно впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.
б) Впевание песни.
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
IV этап – итог урока.
У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?
Самооценка деятельности учащимися.
У.: Мои оценки следующие:
- Самые сильные пятёрки сегодня у…….
- Пятёрки с небольшим замечанием у……………….
- Пятёрки с большим замечанием у…………….
- Оставляю без оценки…………
У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).
У.: А пригласительные в «концертный зал» для родителей буду раздавать только на следующем уроке. Как вы думаете, почему?
Д.: Мы ещё не знаем, о чём говорит музыка «Патетической сонаты».