kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вторая часть конспекта урока по ФГОС "Патетическая соната"

Нажмите, чтобы узнать подробности

III этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (1-й раз)

2.Первичная проверка понимания.

У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?

 Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.

У.:  Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?

В этом несложно будет разобраться, если особенно внимательно вслушаетесь в ту часть фрагмента, которую я обозначу знаком «Внимание!»

(Прим. это тоже часто применяемый мною приём для того, чтобы ребята не «выпадали» из звукового потока – поднимаю указательный палец и мимикой лица обозначаю «Внимание!»).

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (2-й раз)

У.:  Сколько же людей участвовали в разговоре?  Покажите мне на пальцах.

(По тому, как разнились ответы, было понятно, что и сейчас ребята «не ухватили» характер интонаций).

У.:  Есть и правильные ответы (Прим. не называю ни тех, кто правильно, ни тех, кто неправильно почувствовал). Но моя помощь всё же нужна. Давайте попробуем с помощью пластического интонирования определить – сколько участников разговора, и как они говорят.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (3-й раз)

Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. Когда наши руки показывают диалог, который очень ясно прослушивается в побочной теме, лица детей озаряются «радостью открытия». (Прим. я так стала «слышать» эту тему, после того, как задумала составить партитуру вопросов для 7-миклассников.  С ними я изучаю творчество Бетховена по моей авторизованной программе. То есть, я прослушала «Патетическую» с позиции школьников).

У.:  Так сколько же людей участвовали в разговоре? 

Д.: Двое.

У.:  Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов. Вывешиваю плакат со словами:

Радостно Нежно Светло Восторженно Оптимистично Бурно Страстно Взволнованно

Грустно Печально Мрачно Горестно Пессимистично Тревожно Скорбно Тяжело

У.:  А ещё определите цвет музыки. Это поможет вам понять чувства «первого».

Играю вступление «Патетической сонаты».

Д.:  (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)

У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?

  •   Может, у него что-то случилось?

У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…

Д.:  Горе.

У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?

Д.:  Может, у него кто-то умер?

У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.

У.: Давайте теперь обратим внимание на речь второго участника разговора.  Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.

Звучит в записи главная партая «Патетической сонаты».

Д. Определяют  характер интонации и называют слова из 1-го столбика. Чаще других прозвучало слово «радостно». Четвероклассникам ещё не совсем понятны слова «страстно», «оптимистично». Цвет музыки для большинства был красный. То есть интуитивно слышат героические интонации.

У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?

Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.

У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?

3. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети. Дети стоят, потому что к просмотру я добавляю ребятам и несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.

4.Первичное усвоение новых знаний.

У.: Вернёмся к «Патетической сонате». Почему автор назвал свою сонату «Патетическая», вы прочитаете в учебниках. Задание по учебнику, как обычно, записано на доске в вашем кабинете (прим. мой кабинет не оборудован доской и потому по моей просьбе классные руководители выписывают д/з в своём кабинете). Что такое «соната» разберёмся сегодня. Но прежде, мне хочется узнать, сумеете ли вы почувствовать автора. Попробуйте, вглядываясь в эти портреты, определить, кто сочинил «Патетическую сонату».

(Я демонстрировала портреты Бетховена,  Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)

У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.

Прим. Я на уроках по учебнику с детьми не работаю. Причин много: 1) Кабинет оборудован по принципу концертного зала. В нём проходят занятия ритмикой и концерты. 2) Школьники носят тяжёлые ранцы, перегружать их не хочу. 3) Мы значительную часть урока слушаем музыку, разбираясь в интонациях, чтобы понимать, о чём «говорит» музыка. Это они без меня не сделают. А полистать учебник, заинтригованные «недосказанным» на уроке, смогут.

У.: А теперь о «сонате». Вспомните, музыка звучала в исполнении симфонического оркестра или одного какого-то инструмента?

Д. Определяют звучание фортепиано.

У.: (Для четвероклассников даю только упрощённое понятие) «Соната» – это произведение для одного инструмента, в отличии от симфонии – мы в 3-м классе говорили о симфонии, она сочиняется для симфонического оркестра. Сонату можно сравнить с повестью. В повести есть сюжет и действующие герои. Так и в сонате.

5. Первичная проверка понимания.

У.: Как вы считаете, мы поняли сегодня сюжет «Патетической сонаты» или только познакомились с героями?

Д.:  Познакомились с героями.

У.: Правильно, чтобы узнать содержание всей сонаты – а у неё 3 части – надо не один урок посвятить этой прекрасной музыке. Посмотрите на монитор ноутбука, какой маленький фрагмент ещё только I части «Патетической» мы прослушали.

На следующем уроке мы продолжим о ней разговор  (прим. чтобы продолжить работу над пониманием содержания «Патетической», я провожу урок по теме «В интонации спрятан человек».)

1.Организация  вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная  беседа.

У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.

Песня ещё недостаточно  впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.

б) Впевание песни.

Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

IV этап – итог урока.

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?

Самооценка деятельности учащимися.

У.: Мои оценки следующие:

  • Самые сильные пятёрки сегодня у…….
  • Пятёрки с небольшим замечанием у……………….
  • Пятёрки с большим замечанием у…………….
  • Оставляю без оценки…………

У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).

У.:  А пригласительные в «концертный зал» для родителей буду раздавать только на следующем уроке. Как вы думаете, почему?

Д.:  Мы ещё не знаем, о чём говорит музыка «Патетической сонаты».

Просмотр содержимого документа
«Вторая часть конспекта урока по ФГОС "Патетическая соната" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4.

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин.











Конспект урока по музыке
в 4 классе
«Патетическая соната»











подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.



г. Кропоткин
2015









Урок музыки 4 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «В концертном зале»

Цель: раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.

Задачи:

        • включить учащихся в учебную деятельность;

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

  • организовать коммуникативные взаимодействия;

  • развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

  • оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.

  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

  • Умение понимать учебную задачу урока;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные:

  • наличие эмоционального отношения к искусству;

  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

  • осознание жизненного смысла музыкальных образов.

  • усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».

Познавательные:

  • опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией;

  • действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

  • извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

  • умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.

  • учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • постановка и выполнение целей;

  • оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя;

  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;

  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;

  • оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;

  • умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: плакатик с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, видеоролики для цветорелаксации.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации)

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки,

  • участие в размышлениях о музыке,

  • пение,

  • цветорелаксация.

Музыкальный материал:

  • «Патетическая соната» I часть,

  • Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».


Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

  • Поём звук «ля» в течение 1-2 минут.

II. Актуализация знаний

  1. Исходная мотивация.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?

Д.: Слушателями.

У.: Да, вы уже научились хорошо вслушиваться в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!

2.Формулировка основной учебной задачи. 

У.: Задание такое: во время звучания фрагмента произведения (это «взрослая» музыка, то есть музыка о тех чувствах, которые способны переживать взрослые) вы попробуете определить интонации. Задание привычное, только музыка – очень сложная.

3.Рефлексия.

У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…

Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.

У.: И ещё одно правило повторим все вместе…

Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.

4. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: Самое время назвать вам произведение. (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).

Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)

У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.

Может быть, вы хотя бы знаете слова «патетическая» и «соната»?

(ответ отрицательный. Прим. в нашей школе первый год идёт обучение в 4-м классе по ФГОС. Потому «копилка» ответов ещё пуста. Было понятно, даже любознательные, успевшие просмотреть весь учебник «Музыка» вперёд, не помнят информацию)

У.: А я так надеялась, что смогу пригласить ваших родителей в «концертный зал», где будет исполняться это произведение. Вы же помните, что наш «концертный зал» особенный. Исполнители к нам приедут, если узнают, что хотя бы об одном произведении вы рассказали своим родным.

(Прим. второй год я организую «концертный зал». Приглашаю в гости ДМШ с небольшим концертом, но с одним обязательным произведением. В прошлом году это была «Шутка» Баха. Я составила партитуру вопросов, чтобы было понятно – ребята рассказывали дома об этом произведении. На концерте присутствовали родители и ребята. Партитуру вопросов озвучила организатор концерта).

Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)

5.Постановка цели и задач урока.

У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?

Д.: О «Патетической сонате».

У.: А для чего мы будем знакомиться с «Патетической сонатой»?

Д.: Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (1-й раз)



  1. Первичная проверка понимания.

А)

У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?

Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.

У.: Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?

В этом несложно будет разобраться, если особенно внимательно вслушаетесь в ту часть фрагмента, которую я обозначу знаком «Внимание!»

(Прим. это тоже часто применяемый мною приём для того, чтобы ребята не «выпадали» из звукового потока – поднимаю указательный палец и мимикой лица обозначаю «Внимание!»).

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (2-й раз)

Б)

У.: Сколько же людей участвовали в разговоре? Покажите мне на пальцах.

(По тому, как разнились ответы, было понятно, что и сейчас ребята «не ухватили» характер интонаций).

У.: Есть и правильные ответы (Прим. не называю ни тех, кто правильно, ни тех, кто неправильно почувствовал). Но моя помощь всё же нужна. Давайте попробуем с помощью пластического интонирования определить – сколько участников разговора, и как они говорят.

Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (3-й раз)

Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. Когда наши руки показывают диалог, который очень ясно прослушивается в побочной теме, лица детей озаряются «радостью открытия». (Прим. я так стала «слышать» эту тему, после того, как задумала составить партитуру вопросов для 7-миклассников. С ними я изучаю творчество Бетховена по моей авторизованной программе. То есть, я прослушала «Патетическую» с позиции школьников).

У.: Так сколько же людей участвовали в разговоре?

Д.: Двое.

В)

У.: Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов. Вывешиваю плакат со словами:


Радостно

Нежно

Светло

Восторженно

Оптимистично

Бурно

Страстно

Взволнованно

Грустно

Печально

Мрачно

Горестно

Пессимистично

Тревожно

Скорбно

Тяжело


У.: А ещё определите цвет музыки. Это поможет вам понять чувства «первого».

Играю вступление «Патетической сонаты».


Д.: (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)

У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?

Д.: Может, у него что-то случилось?

У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…

Д.: Горе.

У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?

Д.: Может, у него кто-то умер?

У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.

Г)

У.: Давайте теперь обратим внимание на речь второго участника разговора. Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.

Звучит в записи главная партая «Патетической сонаты».


Д. Определяют характер интонации и называют слова из 1-го столбика. Чаще других прозвучало слово «радостно». Четвероклассникам ещё не совсем понятны слова «страстно», «оптимистично». Цвет музыки для большинства был красный. То есть интуитивно слышат героические интонации.

У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?

Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.

У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?

3. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети. Дети стоят, потому что к просмотру я добавляю ребятам и несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.

4.Первичное усвоение новых знаний.

У.: Вернёмся к «Патетической сонате». Почему автор назвал свою сонату «Патетическая», вы прочитаете в учебниках. Задание по учебнику, как обычно, записано на доске в вашем кабинете (прим. мой кабинет не оборудован доской и потому по моей просьбе классные руководители выписывают д/з в своём кабинете). Что такое «соната» разберёмся сегодня. Но прежде, мне хочется узнать, сумеете ли вы почувствовать автора. Попробуйте, вглядываясь в эти портреты, определить, кто сочинил «Патетическую сонату».

(Я демонстрировала портреты Бетховена, Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)

У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.

Прим. Я на уроках по учебнику с детьми не работаю. Причин много: 1) Кабинет оборудован по принципу концертного зала. В нём проходят занятия ритмикой и концерты. 2) Школьники носят тяжёлые ранцы, перегружать их не хочу. 3) Мы значительную часть урока слушаем музыку, разбираясь в интонациях, чтобы понимать, о чём «говорит» музыка. Это они без меня не сделают. А полистать учебник, заинтригованные «недосказанным» на уроке, смогут.

У.: А теперь о «сонате». Вспомните, музыка звучала в исполнении симфонического оркестра или одного какого-то инструмента?

Д. Определяют звучание фортепиано.

У.: (Для четвероклассников даю только упрощённое понятие) «Соната» – это произведение для одного инструмента, в отличии от симфонии – мы в 3-м классе говорили о симфонии, она сочиняется для симфонического оркестра. Сонату можно сравнить с повестью. В повести есть сюжет и действующие герои. Так и в сонате.

5. Первичная проверка понимания.

У.: Как вы считаете, мы поняли сегодня сюжет «Патетической сонаты» или только познакомились с героями?

Д.: Познакомились с героями.

У.: Правильно, чтобы узнать содержание всей сонаты – а у неё 3 части – надо не один урок посвятить этой прекрасной музыке. Посмотрите на монитор ноутбука, какой маленький фрагмент ещё только I части «Патетической» мы прослушали.

На следующем уроке мы продолжим о ней разговор (прим. чтобы продолжить работу над пониманием содержания «Патетической», я провожу урок по теме «В интонации спрятан человек».)

1.Организация вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная беседа.

У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.

Песня ещё недостаточно впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.

б) Впевание песни.

Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».


IV этап – итог урока.

а)

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?

б)

Самооценка деятельности учащимися.

в)

У.: Мои оценки следующие:

  • Самые сильные пятёрки сегодня у…….

  • Пятёрки с небольшим замечанием у……………….

  • Пятёрки с большим замечанием у……………..

  • Оставляю без оценки…………

г)

У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).

У.: А пригласительные в «концертный зал» для родителей буду раздавать только на следующем уроке. Как вы думаете, почему?

Д.: Мы ещё не знаем, о чём говорит музыка «Патетической сонаты».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вторая часть конспекта урока по ФГОС "Патетическая соната"

Автор: Шевцова Татьяна Петровна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ФГОС "Патетическая соната" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-fgos-patietichieskaia-sonata"
    ["file_id"] => string(6) "187060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426446962"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства