- восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала по теме «Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла», осмысливание связей и отношений в объектах изучения, выработка умений и навыков по их применению.
-познакомить учащихся с современным развитием промысла «Городецкая роспись», с его появлением, и особенностями;
- научить некоторым приемам росписи и выполнение групповой работы в материале аппликация;
- развивать художественно-творческие индивидуальные и групповые способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки.
- воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве, толерантность, аккуратность и усидчивость при выполнении практических заданий, эстетический вкус в оформлении творческих работ;
- воспитывать умение планировать действия в ходе урока, подводить итоги и оценивать свою деятельность;
- воспитывать умение работать в группе.
Материалы для учащихся: альбом, гуашь, шаблон разделочной доски, клей, ножницы.
1. Организационный этап: Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. Задачи: создать благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся; проверить отсутствующих на уроке; включить учащихся в деловой ритм. Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций); методы словесной передачи информации: беседа, опрос. Планируемый результат: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- приветствуют учителя; - занимают рабочие места (деление на 5 групп происходит заранее по выбору учащихся); - готовят необходимые для урока материалы; - слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. | - приветствую учащихся; - слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места; - проверяю готовность обучающихся к уроку: - Итак, ребята внимание. Вот прозвенел звонок. Садитесь по удобнее Начнем сейчас урок.
- отмечаю отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся. - создаю эмоциональный настрой на урок: Мы пойдем по лугам С яркими цветами. Сказочные те цветы нарисуем сами – Здесь ромашки и купавки, Словно капельки росы, Расцветают здесь розаны Удивительной красы. - О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?
Ребята, нам на электронный адрес класса пришло видео письмо, давайте его посмотрим. (Слайд 2) Ребята скажите, а мы можем с вами сделать эскизы разделочных досточек не зная особенностей и традиции народного промысла? (Нет) | Проверка подготовки учащихся к уроку, актуализация внимания учащихся. Создание положительного эмоционального настроя на работу. Использованы словесный метод обучения. - в случае необходимости корректировка к уроку; - возможны обоснованные замечания к внешнему виду, принадлежностям и материалам. |
2. Актуализация знаний, погружение в тему: Цель: актуализация знаний учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности. Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; подвести учащихся к постановке цели урока. Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, определение цели и направления учебной деятельности. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- актуализируют субъективный опыт; - отвечают на вопросы учителя с места; - высказывают свое мнение; - формулируют тему и цель урока; - записывают тему в тетрадь; - высказывают свои предположения по ходу урока. | - ставлю учебные вопросы, позволяющие учащимся погрузиться в тему: Откуда пришла к нам Городецкая роспись? Назовите традиционные элементы Городецкой росписи. какие предметы расписывали; какими узорами украшали; какие цвета использовали; дома есть предметы городецкой росписи. - обобщаю ответы учащихся и подвожу их к определению темы и целей урока: Исходя из всего сказанного, сформулируйте тему нашего урока? Что будет являться целью урока? Чтобы достичь цели урока, нам необходимо составить план наших действий. Какие будут предложения? - уточняю понимание учащимися поставленных целей урока. | Актуализация и коррекция знаний, подготовка к открытию новых знаний.
- используется мультимедийная презентация, которая носит учебно-фоновый характер и визуализирует процесс усвоения учебного материала;
|
3 Изложение нового материала: Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о городецкой росписи и её особенностях, связей и отношений в объекте изучения. Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы. Методы: метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ); методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: беседа, объяснение. Планируемый результат: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- учащиеся, опираясь на субъективный опыт, на знания, полученные на уроках истории, окружающего мира, самостоятельно выделяют главное, обобщают, группируют; - работают в тетрадях; - определяют функции посуды, предметов быта; - в ходе дискуссии выясняют, что появилось в росписи, чего в древности не было, а появилась оно гораздо позже; - выявляют факторы, способствующие появлению изменений в росписи , ее особенности; - исходя из субъективного опыта и, опираясь на мультимедийную презентацию, вербально описывают ассортимент современных изделий в технике городецкая роспись; - определяют сферу деятельности художника- ДПИ; Ученики внимательно следят за действиями учителя.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Задают вопросы по теме. | - ставлю учебные вопросы: Для чего человек расписывал предметы быта, посуду, интерьер своего жилья? Как вы определяете, какую роспись он использовал? - обобщаю ответы учащихся: - совместно с учащимися формулирую определение термина «композиция»; - организую беседу по выявлению особенностей композиций городецкой росписи: - подвожу учащихся к профессии художника - ДПИ: - стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением. Обращает внимание на доску с рассказом и показом истории развития росписи, приемов письма элементов, мотивов. Ребята, откройте учебники на странице №68 и посмотрите какие произведения народного искусства, выполняли умельцы. Учитель показывает педагогический рисунок на доске. Ребята, сейчас я вам покажу как правильно выполнять элементы , мотивы росписи Задает вопрос, все ли поняли, как выполняются элементы росписи? При затруднительной ситуации учитель еще раз показывает рисунок. | - на данном этапе происходит расширение области знаний учащихся; - происходит интеграция с уроками истории, окружающего мира; - расширение понятийного ряда: «функции изделий с городецкой росписью», «сувениры», «особенности росписи», «художник - ДПИ».
Слайд № «Функции сувениров: утилитарная, эстетическая » Слайды № «Первые сувениры расписанные под Городец» Слайд № «Основные цвета Городца» Слайд № «Особенности Городецкой росписи: изменчивость, отражает свою эпоху» Слайд № «Современные сувениры городецкой росписи» Слайд № «Художники - ДПИ» Во время работы у доски, учитель следит за уровнем внимания учащихся, за дисциплиной на уроке. Работает фронтально с классом. Во время выполнения педрисунка учитель комментирует свои действия Наблюдает за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. |
4. Физкультминутка: Цель: профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление глаз и рук. Планируемый результат: синхронизация деятельности учащихся; увеличение эффективности работы всего мозга. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- (шагаем на месте, тянемся вверх, руки вверх) - (наклоны в стороны, руки развести в стороны) - (повороты в стороны с приседанием) - (наклоны в стороны, руки развести в стороны )
| - Обойди ты всю Россию (шагаем на месте) - В каждом граде терема. (тянемся вверх, руки вверх) Всей земле на удивленье - Городец. Вот чудеса! (наклоны в стороны, руки развести в стороны) Ох, Россия, ты Россия Славы не убавилось! (повороты в стороны с приседанием) Городцом на весь мир, Ты прославилась! (наклоны в стороны, руки развести в стороны ) |
|
5. Вводный инструктаж: Цель: установка на выполнение практической работы. Задачи: проверить, достаточны ли знания учащихся для выполнения практического упражнения и провести их коррекцию; показать учащимся конкретные приемы работы; проинструктировать по технике безопасности. Методы: методы словесной передачи информации: объяснение; метод передачи информации с помощью практической деятельности; методы стимулирования и мотивации учащихся: волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности). Планируемый результат: систематизация знаний учащихся и их практическое применение, что влечет за собой раскрытие творческого потенциала учащихся. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- воспринимают и осмысливают информацию о ходе выполнения практической работы; - каждая группа с помощью жребия определяет для себя задание; - озвучивают способы выполнения работы; - опираясь на свой багаж знаний, отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие формы и колорита. | - формулирую перед учащимися цель практической работы: «Выполнить мини творческий проект используя технику городецкая роспись»; - каждая группа выбирает сама себе задание; - организую обсуждение способов выполнения работы; - ставлю учебные вопросы для выявления степени ориентации учащихся в учебном материале: | Во время работы у доски, учитель следит за уровнем внимания учащихся, за дисциплиной на уроке. Работает фронтально с классом. Во время выполнения педрисунка учитель комментирует свои действия - продолжается работа с понятийным рядом: «форма», «колорит»
-форму разделочной доски ребята выбирают сами.
|
6. Практическая работа: Цель: организация деятельности по применению новых знаний. Задачи: организовать деятельность по применению новых знаний; освоить приемы городецкой росписи, аппликации; выполнить роспись разделочных досок разных по назначению и композиционному построению. Методы: методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности учащихся: метод передачи информации с помощью практической деятельности; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (выполнение творческого проекта); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); социальные (создание ситуации взаимопомощи); методы контроля и самоконтроля: самоконтроль, взаимоконтроль. Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- работая в группах, учащиеся создают групповой творческий проект; - рисуют мотивы городецкой росписи, вырезают их и из этих элементов составляют композицию на разделочной доске используя технику аппликация; - осуществляют взаимоконтроль. | - делаю целевой обход с целью оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроля организации рабочего места; - отмечаю степень вовлеченности учащихся в работу; - концентрирую внимание учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения работы.
| «Задания для практической работы» - для выполнения практической работы используется техника аппликации. Выполняя такую аппликацию, учащиеся используют разные узоры городецкой росписи, что создает условия для творческой самореализации; - во время работы звучит музыка для эмоционального настроя учащихся. |
7. Рефлексия: Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Задачи: подвести итоги практической работы учащихся; акцентировать внимание учащихся на чувствах и ощущениях; выявить степень удовлетворенности работой. Методы: групповая и индивидуальная рефлексия. Планируемый результат: открытость учащихся в осмыслении своих действий (действий одноклассников) и самооценке. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- руководители каждой группы дают вербальную оценку работы своей группы; - делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом; - учащиеся смотрят работы, выполненные одноклассниками; - анализируют работы, формулируют получаемые результаты. | - провожу групповую рефлексию учащихся: предлагаю руководителям групп защитить работу своей группы; - организую анализ и самоанализ работ учащихся.
| |
8. Обобщение и систематизация учебного материала: Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по разделу «Человек и мода». Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания. Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный и уплотнённый опрос; методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций и ценностей). Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по выявлению внутрипредметных связей. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения; - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.
| - провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; - исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления у учащихся; - корректирую ответы учащихся; - стимулирую активность учащихся вербальным поощрением. | - понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала. |
9. Итог урока: Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся. Задачи: проанализировать степень эффективности решения поставленной цели урока; оценить активность каждого на разных этапах урока; подвести итоги урока, поставить новые цели. Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, акцентирование эмоций и ценностей); методы контроля и самоконтроля: устные (анализ выполненной работы). Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах обучения. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- формулируют конечный результат своей работы на уроке; - озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились; - выражают удовлетворенность занятием творчеством. | - организую беседу, связывая результаты урока с его целями: - провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы; - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки; - акцентирую внимание учащихся на чувствах и ощущениях; - выражаю удовлетворенность работой класса, фиксирую внимание на эмоциях творчества: - благодарю за урок. | - цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения. |
10. Домашнее задание: Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения. Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи. Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание ситуаций творческого поиска), волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование предстоящей деятельности); метод словесной передачи информации: объяснение. Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники; - распределяют стили между группами (спорные ситуации разрешаются при помощи жребия); - уточняют способы его выполнения; - по звонку убирают рабочие места и покидают класс. | - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы: сбор материала по историческим стилям: Древний Египет, Древняя Греция, Древняя Русь, Средневековая Европа (готика), Ампир; - конкретизирую данную цель; - даю комментарии к домашнему заданию; - вместе с учащимися выявляем варианты поиска информации. | - домашнее задание по поиску материала является связующим звеном между последующими уроками. |