Древнегреческий писатель сказал так: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» И хотя он говорил шутливо, но был прав. Сегодняшний урок будет подтверждением этих слов. Афины были самым богатым и знаменитым из греческих городов. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры. Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик: от названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово «керамика». Это слово означает изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали, это гончарное искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Греческая керамика" »
Открытый урок.
Изо. 5 класс.
Тема: ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА.
Учитель ИЗО и черчения
Смирнова И.Ю.
Цели:
Обучающая: дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
Развивающая: формировать познавательный интерес к истории Древней Греции, развивать творческую активность, гуманитарную культуру школьников;
Воспитательная: воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Оборудование:
- видеофильм «Искусство Древней Греции»
- презентация «Древнегреческая вазопись»
- шаблоны с изображением ваз, орнаментов
- спокойная музыка
План урока:
Организационный момент
Просмотр видеофильма «Искусство Древней Греции»
Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз (с использованием презентации «Древнегреческая вазопись»)
Постановка художественной задачи
Практическое выполнение задания
Итог урока
Оценивание работ
Ход урока
Древнегреческий писатель сказал так: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» И хотя он говорил шутливо, но был прав. Сегодняшний урок будет подтверждением этих слов.
Здравствуйте, ребята! И так, мы совершаем путешествие в Грецию.
Показ видеофильма «Искусство Древней Греции».
На фоне фильма звучат слова учителя:
Афины были самым богатым и знаменитым из греческих городов. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры. Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик: от названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово «керамика». Это слово означает изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали, это гончарное искусство.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на Олимпийских играх.
Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. И по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
После просмотра фильма учитель задает вопросы детям:
- А что интересного вы знаете о Древней Греции?
- Чем понравились вам древнегреческие вазы?
Ответы детей.
Ученик читает стихотворение:
Древние греки, античные греки
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было в керамике их мастерство.
Олег Тарутин. Древние греки.
Беседа с показом презентации «Древнегреческая вазопись».
Слайд №1:
(щелчок)Вазопись – роспись керамических сосудов.От греческого «керамос» - глина.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:
Слайд №2:
(щелчок) Амфоры – остродонные сосуды для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.
(щелчок) Изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, поднимать их на голову, и третьей вертикальной, чтобы снимать с головы.
Слайд №3:
(щелчок) Объемистые кратеры с широким горлом – сосуды для вина, смешанного с водой, обычного напитка греков.
(щелчок) Килики – изящные вазы для питья.
Слайд №4:
(щелчок) Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на это, она искусно украшалась росписью.
Слайд №5:
(щелчок) В VI веке до н.э. вазы украшали чернофигурной росписью: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком.
(щелчок) В V веке до н.э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такую роспись называли краснофигурной.
Слайд №6:
(щелчок) На древнегреческих вазах можно выделить (щелчок) сюжетную роспись и (щелчок) орнамент.
В сюжетной росписи изображали жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем представить, как выглядели древние греки, их одежду, обычаи. Ведь в росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись красоте и совершенству человека.
Слайд №7:
(щелчок) Каков же был орнамент?
(щелчок) Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта.
(щелчок) Очень распространен был узор в виде ломаной или кривой линии с завитками – меандр.
А теперь познакомьтесь с практическим заданием (щелчок):
Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами. Вам нужно выбрать одну вазу, перенести на свой альбомный лист и расписать ее орнаментом.
В процессе работы учитель осуществляет контроль за работой учащихся. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.
Сегодня на уроке мы путешествовали в Древнюю Грецию. Вазы, которые
мы рассматривали, к сожалению, время не пощадило. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и мы имеем возможность видеть эту красоту.
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Чему вы научились на уроке?