Если вы внимательно посмотрите на доску то увидите тему нашей сегодняшней беседы. Зачитайте ее (поднимаю одного ученика). «Как рождаются волшебные узоры Хохломы». А начать беседу я хочу с легенды.(Играет музыкальный файл, “ Ивана - купала” Когда-то, давным - давно сбежал от царской немилости мастеровой человек в леса, за Волгу. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело до посуды. Из древесины он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица, он ее покормил. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды – и она стала золотой. *** Из души ее простой Свет струится золотой Знать ее богато сердце Добротой и красотой. Золотой, янтарный цвет – Будет им узор согрет. - Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из этой сказки, появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота. Никто не видел жар-птицу, поэтому каждый художник рисует ее по-своему. Кроме птиц любят рисовать мастера различные фантастические цвета, а так же ягоды: малину, землянику. Этот старинный русский народный промысел зародился в 17 веке, в районе Нижнего Новгорода. Как вы уже догадались хохломской промысел, представляет собой декоративную расписную посуду (читаю стихотворение и демонстрирую посуду, как на ярмарке). *** Как на нашей улочке Расписывают шкатулочки Чашки, ложки, блюда, матрешки! Поглядите, что за чудо, Как огнем горит посуда! Ложка ягодою зреет! Что там руки – душу греет! По золоту фона Затейливой змейкой Орнамент здесь вьется, Попробуй, сумей-ка. Простые по форме, А радуют взор Богат и наряден Чудесный узор. А где-то Кудрины По красному полю Мерцают, как звезды В небесном просторе Еще характерен Для всей Хохломы Чудесный рисунок Волшебной травы! Золотая Хохлома! Ей не налюбуешься И в Париже, ив Нью-Йорке Хохлома красуется! Есть ли у вас ребята дома предметы это промысла? (Ответы учащихся). А что бы еще подробнее узнать об этом промысле, я предлагаю вам посмотреть отрывок из передачи «о Хохломе». Но вы спросите: «С чего же все начинается?». Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто , (показываю слайд-шоу): 1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. 3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для "каления". Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома". По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Мы с вами рассмотрели много посуды. А теперь попробуйте мне назвать какие цвета мастера используют при росписи? (Ответы учащихся). Верно! Это, красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. Какие узоры вы видите на посуде? (Ответы учащихся). Листики, ягодки, завитки, точечки. Все эти узоры мастера заимствовали у природы. (Демонстрирую фотографии). Но это еще не вся история этого народного промысла. Мы с вами продолжим его изучать на следующий урок. |