МОУ «Нылгинская СОШ»
Учитель ИЗО и черчения
Тронина В.Л.
Виды изобразительного искусства и
основы их образного языка
Урок ИЗО 6 класс
Цели урока:
построение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;
формирование познавательной активности, развитие мышления учащихся, умения анализировать и обобщать;
воспитание эстетического вкуса учащихся.
Методы и приемы:
приемы критического мышления, частично-поисковый метод, информационно-рецептивный, использование ИКТ технологии.
Формы работы:
индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер, проектор, экран.
Для учеников: творческие тетради, цветные ручки.
ХОД УРОКА
Стадия Вызова
В начале урока учащиеся работают в парах, обсуждают задания и выполняют записи в творческих тетрадях.
Учитель предлагает учащимся выполнить задания:
Составить кластер на тему «Виды искусства», раскрыть в нем информацию о разновидностях искусства и основах их образного языка.
Составить собственную формулировку понятия «искусство».
На доске высказывание Бертольта Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Нужно раскрыть, в своем понимании, смысл этой фразы.
Учащиеся делятся своими мыслями с классом и сравнивают свои результаты с информацией на слайдах презентации. Слайды 2 и 3.
Учитель предлагает, изучив изображения на слайде 4, ответить индивидуально на вопрос: «Как и почему зарождались разные виды искусств в первобытном обществе?» и поделиться своим мнением с классом.
Формулируется вывод: творчество – это естественное самовыражение человека.
Стадия Содержания (осмысления)
Учащиеся работают индивидуально и фронтально с учителем. Учитель использует метод
работы «Лекция с вопросами».
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Как вы думаете, какой из видов искусств станет предметом обсуждения сегодня на уроке?
Какие виды изобразительного искусства вам известны?
Вводное слово учителя:
Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают.
Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».
Пластические искусства - это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала. Слайд 5.
Физкультминутка:
потягивание; круговороты головой, плечами, туловищем; встряхивание рук и ног; упражнения для глаз.
Построение знаний по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного
языка».
Учитель предлагает ученикам в процессе изучения нового материала выполнить записи цветными ручками в творческой тетради в форме кластера и зафиксировать в нем информацию об основных видах изобразительного искусства и основах их образного языка, то есть средствах выразительности.
Пластические (изобразительные) искусства бывают изобразительными (графика, живопись, скульптура, фотоискусство) и неизобразительными (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн). Слайд 6.
Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.
Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды
печатной графики: гравюру на дереве, на металле, на камне и др.
Средства выразительности в графике: линия, штрих, пятно. Слайд 7.
Виды графики: станковая, монументальная, декоративная, компьютерная. Слайд 8.
Вопрос для учащихся: «Как вы думаете, какие материалы в своей работе
используют художники графики?»
Различают масляную, темперную, акварельную, гуашевую живопись и др.
Вопрос для учащихся: «Почему они так называются?»
Основное средство выразительности – цвет. Слайд 9.
Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, иконопись,
декорационная, миниатюра. Слайд 10.
Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.
Основные средства выразительности – объем, форма и пластика. Слайд 11.
Виды скульптуры: станковая, монументальная, скульптура малых форм
(мелкая пластика). Слайд 12.
Вопрос для учащихся: «Какие материалы и приемы работы использует
художник скульптор?»
Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.
«Декор» в переводе с латыни означает «украшать».
Средства выразительности: цвет, пластика, объем, линии, фактура и др. Слайд 13.
Виды декоративно-прикладного искусства. Классификация по материалу - это
металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др. Классификация
по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье,
чеканка и др. Слайды 14 и 15.
Вопрос для учащихся: «Чем отличается декоративно-прикладное искусство
от живописи, графики, скульптуры?»
Средства выразительности: пластика объемов, масштабность, ритм,
пропорциональность, конструкция, фактура и цвет поверхностей.
Виды архитектуры: градостроительство, зодчество, ландшафтная архитектура,
интерьер. Слайды 16 и 17.
Вопрос для учащихся: «Чем отличается архитектура
от простого строительства»
Средства выразительности: цвет, линия, форма, пластика, конструкция, фактура, текстура, пропорциональность, объем и др. Слайд 18.
Виды дизайна: индустриальный, графический, дизайн одежды, арт-дизайн, архитектурный, компьютерный. Слайд 19
Учитель предлагает подробнее рассказать ученикам о видах дизайна.
4. Учащиеся в парах выполняют взаимопроверку составленных в ходе беседы кластеров, дополняют недостающую информацию.
Стадия Рефлексии
1. Учащиеся продолжают работать в парах.
Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, составив синквейн на тему «Изобразительное искусство»
Правила написания синквейна (от англ. «путь мысли»):
Первая строка: одно слово – существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Вторая строка: два слова – прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Третья строка: три слова - глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.
Пятая строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
2. Полученные синквейны зачитываются в классе.
3. Домашнее задание: разделившись на творческие группы, собрать дополнительную информацию по видам изобразительного искусства, подготовить сообщения. Придумать кроссворды по теме «Виды изобразительного и основы их образного языка»