Цель: развивать и применять образное восприятие красоты мира, передача ее с помощью цвета.
Задачи:
Обучающие - отработать последовательность изображения портрета, закрепить понятия «портрет», как жанр живописи, «холодные цвета», умение применять для украшения дополнительные материалы (фольга, блестки, вата).
Развивающие - развивать образное мышление для создания образа Снежной королевы, применяя дополнительные материалы; развивать взаимосвязь различных видов искусств (литература, живопись, музыка), развитие творческих способностей.
Воспитательные - воспитание способности различать добро и зло, воспитание чувства взаимопонимания, взаимопомощи.
Наглядно-дидактический материал:
-Плакат с критериями оценки готового произведения
-Схема с изображением построения лица (пропорции)
-Схема с изображением построения отдельных частей лица
-Репродукции с изображением Снежной королевы ( Ерко, неизвестный автор)
-Практическая работа (выполнение тональной проработки лица)
-Промежуточный контроль
-Игра «Морозко»
-Практическая работа (декорирование головного убора, одежды)
-Промежуточный контроль
3.Заключительная часть
-Выставка работ. Самоанализ.
-Итог занятия (педагог подытоживает все занятия)
-Уборка рабочего листа
Ход занятия:
1.Вводная часть. Организационный момент
-Приветствие
-Проверка количественного состава группы
-Проверка готовности к занятию
-Сообщение темы занятия
2.Основная часть.
-Вступительное слово педагога.
У педагога конверт с пригласительным билетом: «Ребята, я получила сегодня для вас приглашение в Сказочную страну. Отправимся мы туда на воздушном шаре (игровой момент - воспитанники с помощью ленты представляют себя мысленно на воздушном шаре). Вопрос: «Обратите внимание на цвет нашего приглашения и цвет воздушного шара».
Ответ: «Синий - это холодный цвет».
Вопрос: «Значит, как вы думаете, куда полетит наш воздушный шар, в северные или южные страны?»
Ответ: «В северные края, потому что там холодны ».
Вопрос: «А какие же сказочные герои могут нам встретиться по дороге на север?»
Вопрос: «Какими словами можно описать характер Снежной королевы?
Ответ: «Злая, холодная, бессердечная».
Вопрос: «Как вы можете передать это в портрете?»
Ответ: «Линейное изображение – рисунок ( заостренное, вытянутые формы, линии одежды, мимика лица).
Цветовое решение-холодная цветовая гамма.
Вопрос: Чтобы вы сделали, чтобы она стала добрее?»
Ответ: «Поиграли бы с ней, сделали и подарили ей подарок, подарили ей кусочек любви и тепла.
4.Дидактическая игра «Наряди снежинку».
Повторение и закрепление оттенков холодного цвета. ( ведет игру Снежная королева. Приложение 3)
5.Закрепление пройденного материала.
Воспитанники делятся на 2 команды:
Последовательность выполнения портрета карандашом:
-намечаем овал лица, шею, плечи
-проводим вспомогательные линии - линию глаз, ось симметрии
-линию бровей, линию носа
-прорисовываем части лица
(Приложение 4)
Последовательность выполнения портрета цветом:
-покрываем лицо охрой
-выполняем фон
-одежду, головной убор берем цветом
-детализация одежды
-проработка тоном лица
-прорисовка частей лица
6.Дидактическая игра «Собери картинку» (Приложение 5)
7.Практическая работа. Выполнение лица цветом.
-техника безопасности на занятиях
-Работа над портретом в цвете:
Выполняем цветом всю поверхность лица
Более темным тоном прорисовываем глазницы, боковые площадки носа ,овал лица, веки.
Прорисовываем глаза, брови, очертания губ.
8.Промежуточный контроль.
Проверка цветовой гаммы характерной для лица, тонального разбора лица.
9.Подвижная игра «Морозко» (Приложение 6)
10.Практическая работа.
ТБ по работе с клеем.
Декорируем дополнительными материалами головной убор и одежду Снежной королевы.
11.Промежуточный контроль.
Проверка выполнения украшения одежды и головного убора.
Во время практической работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
3.Заключительная часть.
1.Организовываем выставку работ. Самоанализ.
Воспитанники выбирают лучшие портреты в соответствии с критериями оценки законченного произведения. (Приложение 7). Сама Снежная королева выбирает понравившийся ей портрет(детский рисунок), объясняя свой выбор.(Приложение 8)
2.Подведение итогов (оценка всего занятия педагогом)
-Ребята, вы прекрасно потрудились. Получились замечательные, характерные портреты. У вас горячие, добрые сердца. Когда вы рисовали портрет Снежной королевы, вы отдали ей часть своего тепла и доброты. И она стала еще прекраснее и добрее. И вам будет домашнее задание - изменить конец Сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
3.Уборка рабочего места
-воспитанники вытирают руки
-собирают все принадлежности для работы
-складывают клеенки.
Приложение 1
Сценка:
С.К. «Простите, я стучала, но меня никто не слышал»
Пед. «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел»
Дети. «Это же Снежная королева!»
С.К. «Я испугала вас?»
Дети. «Нет, ни капельки»
Пед. «Не угодно ли чаю? Королева»
С.К. «Можете называть меня просто, баронесса. А чаю я не хочу, ведь он горячий. Я пришла к вам по делу ,мне рассказывали о вас. У вас хорошая, симпатичная учительница, хороший дружный коллектив. А я одинока, но богата, детей у меня нет. Я хочу забрать кого-нибудь из вас?»
Дети «Мы не хотим»
С.К. «Не надо так спешить. Подумайте. Вы будете жить во дворце, сотни верных слуг будут повиноваться каждому вашему слову…»
Дети. «Извините, Королева, но там не будет наших родных, друзей. Мы не пойдем к вам»
С.К. Ну что же! Пусть будет по-вашему. Оставайтесь, а я полечу к другим ребятам. Может, кто из них согласиться»
Пед «Нет, С.К., оставайся с нами, ты очень красивая, но холодная. Давай мы попробуем нарисовать твой портрет. И сделать тебе подарок. Присаживайся..»
Приложение 2
Приложение 3
Дидактическая игра на повторение оттенков холодной цветовой гаммы «Наряди снежинку» (ведущая Снежная королева). Большую белую снежинку необходимо украсить маленькими снежинками холодных оттенков.
Приложение 4
Приложение 4
Приложение 5
Дидактическая игра «Собери картинку».
Педагог готовит три картинки с изображением героев сказки. Эти портреты разрезаются на части. Воспитанникам дается задание собрать портрет каждого из героев. На полученном портрете Снежной королевы ребята рассматривают тональную проработку портрета.
Приложение 6
Подвижная игра «Морозко»
На перемене дети выходят в коридор ,становятся в круг. Снежная королева пытается дотронуться до ребенка пока играет музыка. До кого дотронулись,выходит из игры.