Учитель: Гаджиомаров М. О.
Цель урока: создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений классифицировать виды портретного жанра;
обобщение и систематизация знаний и умений в определении и передачи пропорций построения головы человека,
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков в области портретного жанра.
Форма урока: урок-игра.
№ слайда в презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап № 1. Организационный момент |
| Проверка готовности к уроку. | Подготовка к уроку, демонстрация готовности. |
Этап № 2. Актуализация знаний. Цель для учителя: актуализировать ранее полученные знания и навыки в области портретного жанра. Цель ля учащихся: определение темы и формулировка цели урока |
| Прикрепляет к доске репродукции различных видов портретного жанра. Задаёт вопросы: «Что объединяет репродукции?»; «Сможете ли вы сформулировать тему урока?» | Отвечают на вопросы: «Репродукции объединяет жанр портрета»; «Тема урока – «Жанр портрета». |
Слайд № 1 Титульный слайд с гиперссылками, щелчком по которым осуществляется переход к указанным разделам. | Знакомит с разделами презентации. Сообщает о том, что урок будет проходить в форме игры-викторины. «Чтобы правильно ответить на вопросы викторины, нужно обладать определёнными знаниями в области портретного жанра. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?» | Определяют цель урока: «Вспомнить материал предыдущих уроков и применить его в ходе игры-викторины». |
| «Игра предполагает соревновательную форму. Для этого класс должен разделиться на команды и выбрать жюри». | Делятся на команды, выбирают жюри. |
Этап № 3. Применение умений и навыков для определения пропорций построения головы человека и классификации портретного жанра в ходе игры-викторины Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, полученных на предыдущих уроках. Для учащихся: демонстрация знаний, полученных на предыдущих уроках. |
Слайд № 2. Определения видам портретного жанра. Правильные ответы появляются на слайде по щелчку. | Команде № 1 даёт задание: «Определить к каким видам портретного жанра относятся формулировки на слайде» | Дают определения формулировкам. Жюри оценивает работу команды. |
Слайд №3 Соединение изображения с названием вида портрета происходит по щелчку. | Задание команде № 2: соединить изображение портрета с названием его вида. | Выполняют задание. Жюри оценивает работу команды. |
Слайд № 4 Ошибки в рисунках выделяются фигурами и пропадают со слайда по щелчку мыши. | Задание команде № 3: найти ошибки, которые допустил художник в передаче пропорций построения головы человека. | Команда находит ошибки в рисунках № 2 (ухо нарисовано низко) и № 3 (несоразмерна верхняя часть головы). Жюри оценивает работу команды. |
Слайд № 5 Ошибки в рисунках выделяются скобками и пропадают со слайда по щелчку мыши. | Команда № 1 должна найти ошибки в рисунках на передачу пропорций построения головы человека. | Команда находит ошибки в рисунках № 1 (несоразмерно маленькая нижняя треть лица) и 3 (несоразмерно большая нижняя треть лица). Жюри оценивает работу команды. |
Слайд № 6 Правильный ответ выделяется вращением рисунка на слайде. | Задание команде № 2: найти на слайде изображение парадного портрета и пояснить свой ответ | Команда находит изображение парадного портрета и поясняет ответ: «фигура нарисована в парадной одежде, с регалиями власти». Жюри оценивает работу команды. |
Слайд № 7 Правильный ответ выделяется стрелкой по щелчку мыши. | Задание команде № 3: найти на слайде изображение семейного портрета и пояснить свой ответ. | Команда находит изображение семейного портрета и поясняет ответ: «на картине В, Боровиковского мы видим девушек-сестёр, занимающихся музыкой и пением». Жюри оценивает работу команды. |
Слайд № 8 Правильный ответ выделяется стрелками по щелчку мыши. На слайде расположена гиперссылка, возвращающая на титульный слайд. | Правильный ответ засчитается той команде, которая первой определит и сформулирует правильный ответ. На слайде нужно найти изображение камерного портрета. | Команда, первая определившая и сформулировавшая правильный ответ: «на слайде оба изображения являются камерными, так как на обоих портретах В. Тропинина люди изображены в домашнем платье на нейтральном фоне», получает дополнительный балл. |
| А сейчас настало время проверить свои знания пропорций и построения головы человека в игре «верно-неверно». Командам будет зачитано по два высказывания, которые нужно определить как верные или неверные и пояснить свой ответ. Вопросы команде № 1: 1.- Верно ли, что глаза находятся на средней линии лица? 2.- Верно ли, что голова делится на четыре равные по высоте части? Вопросы команде № 2: 1.- Верно ли, что ухо находится напротив глаза и по высоте равно ширине глаза? 2.- Верно ли, что ширина глаза равна расстоянию между глаз? Вопросы команде № 3: 1.- Верно ли, что ширину рта можно определить, проведя вертикальные линии от слезников до уголков губ? 2.- Верно ли, что ракурс, это мужской портрет? | Ответы команды №1: 1.– Верно. 2.- Неверно: голова делится на три равные части: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до начала роста волос. Четвёртая часть от начала роста волос до верхней точки составляет половину одной третьей части. Ответы команды № 2: 1.- Неверно: ухо находится напротив носа и по высоте равно длине носа. 2.– Верно. Ответы команды № 3: 1.- Неверно. Ширину рта можно определить , проведя вертикальные линии от зрачков да уголков губ. 2.- Неверно. Ракурс – это поворот головы. |
| Предлагает отдохнуть и провести физкультминутку. Зачитывает стихотворение, показывает движения. «Видит художник, смотрящий на нас Сбоку – наш профиль, прямо – анфас (повороты головы). Анфас – всё понятно: два уха, два глаза, Можно увидеть все прелести разом. Голову вверх мы поднимем сейчас, Изменится ракурс портрета у нас. Виден большим подбородок и рот. Весело мы головою вращаем, А, значит, свой ракурс всё время меняем, Но поворот как бы ни был сложен, Нарисовать его мы с тобой сможем (круговые движения головы). | Выполняют движения физкультминутки. |
Слайды с №9 по №11. На слайдах вопрос о жанре портрета в стихотворной форме. Смена слайдов по щелчку. | Продолжим работу в командах и попробуем ответить на вопросы викторины. Зачитывается вопрос для первой команды. | Команда даёт правильный ответ: «Портрет». |
Слайды с № 12 по № 14. На слайдах вопрос о парадном портрете. Смена слайдов по щелчку. | Вопрос для команды № 2 | Команда даёт правильный ответ: «Парадный портрет». |
Слайд № 15. На слайде вопрос о семейном портрете. Переход к следующему слайду по щелчку. | Вопрос для команды № 3. | Команда даёт правильный ответ: «Семейный портрет». |
Слайд № 16 На слайде вопрос об автопортрете. Переход к следующему слайду по щелчку. | Балл за правильный ответ получит та команда, которая первой даст правильный ответ. | Балл получает команда, первой давшая правильный ответ: «Автопортрет» |
Слайд № 17. На слайде вопрос о камерном портрете. Переход к следующему слайду по щелчку. На слайде гиперссылка, возвращающая на титульный слайд. | Балл за правильный ответ последнего вопроса викторины также получит та команда, которая первой даст правильный ответ. | Балл получает команда, первой давшая правильный ответ и пояснившая его: «Камерный портрет. Герой изображён в домашнем платье на нейтральном фоне». |
| | |
| | |
Этап № 4. Оценка результатов урока. Цель для учителя: формировать самооценку учащихся результативности своей работы. Для учащихся: дать самооценку знаниям умениям и навыкам в области портретного жанра. |
| «Подведём итоги игры-викторины и предоставим слово членам жюри, которые по критериям: «активность», «правильность ответов» и «слаженность команд», отметят работу всех команд и выделят лучшую». | Учащиеся, выбранные в жюри, подводят итоги и выделяют лучшую команду. Все команды награждаются закладками и календариками с известными изображениями портретов русских художников. |
| И последний вопрос сегодняшнего урока: «Достигнута ли нами поставленная цель в начале урока?» | Учащиеся отвечают, что материал предыдущих уроков усвоен хорошо, доказательством чему являются правильные и быстрые ответы команд в ходе игры-викторины. |
| Задание на дом: по выбору: 1. - найти репродукции различных видов портретного жанра , приклеить их в альбом и подписать. 2.- стать проводником новых знаний о жанре портрета в кругу своей семьи. Получить письменный отзыв от родителей о проведённой работе. | Записывают в рабочих тетрадях задание на дом. |