Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: дидактическими приемами создать условия для выполнения декоративной композиции в технике гжельской росписи по керамической поверхности. Разработать эскиз на заданную тему индивидуально на альбомном листе, и перенести его на рабочую поверхность.
Учебно-наглядные пособия и зрительный ряд: презентация «Гжельская роспись»; видеофрагменты: «Гжель», «Приемы гжельской росписи»; фотографии, изображения способов росписи цветов, птиц; образцы работ, выполненных детьми в прошлые годы.
для учащихся: карандаш, акриловая краска, кисти, разработанный эскиз, тарелка.
№ п\п | Структура время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент. | Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, что мы делали с вами на прошлом уроке | Здравствуйте. - На прошлом уроке мы начали разрабатывать эскиз к гжельской росписи |
2 | Объявление темы и цели | Тема урока «Искусство Гжели». Сегодня на уроке нужно будет перенести утвержденный эскиз на тарелку. | Внимательно слушают |
3 | Актуализация знаний предыдущего урока | Давайте вспомним, что такое гжельская роспись. Где зародилась гжельская роспись? Так, хорошо молодцы. Давайте теперь просмотрим презентацию и видеофрагмент, еще раз вспомним эту роспись, и как происходит ее создание. | Гжельская роспись – это роспись по керамике, для которого характерны бело-синие цвета. Недалеко от Москвы, в г. Гжель. Смотрят презентацию, затем обсуждаем важные моменты. |
5 | Формирование интереса к уроку | На прошлом уроке нам было важно посмотреть, запомнить, проанализировать появление и особенности гжельской росписи, способы наложения мазка и линий, и применить эти знания в создании эскиза для будущей работы. Сегодня для нас важным является создание тарелки с гжельской росписью. Давайте просмотрим и проанализируем композиции и способы выполнения росписи (показываю презентацию). Что вы можете сказать вот про этот вариант, выполненный на этой тарелке? Если говорить про цветовое решение, то мы используем одну краску – синюю, но при этом делаем тоновую градацию и в рисунке она может проявляться двумя способами: первый – это контрастный, когда мы четко видим разницу по тону. Вот перед вами пример. А вот здесь мы можем увидеть нюансное отношение. Нюанс – это когда мы не можем четко, как в контрасте поделить цвет. Это когда цветовая палитра имеет подобные оттенки одного тона. В этом варианте это очень хорошо видно. | - В этой композиции размещение рисунка находится в центре, потому что этот цветок является главным. |
6 | Введение в тему, содержание задания | Перейдем к работе. Я проверила ваши черно-белые эскизы. Сейчас нужно определиться в каком цветовом решении вы будете работать. Будет ли у вас основываться на контрастном отношении или на нюансе. | Каждый обсуждает со мной свой эскиз, обдумываем гамму цвета. |
7 | Рекомендации к началу практической работы | Начинаем работу красками. | Дети открывают краски, начинают работу |
8 | Самостоятельная работа | Консультирую учащихся, даю советы по улучшению работы | Дети работают самостоятельно. Если возникают какие-то вопросы, то обращаются за помощью. |
9 | Завершение работы | За 5 минут до конца объявляю об окончании работы, уборке рабочего места. | Заканчивают работу, убирают материалы, выливают воду. |
10 | Подведение итогов | Организую небольшой просмотр работ. У всех ли получилось выполнить роспись? Где самая удачная композиция? Все ли закончили работу в цвете? Где требуется еще доработка? Какие советы можете дать своим товарищам? | Выкладывают свои расписанные тарелки, начинаем обсуждение. - Да Указывают на работы - Да Указывают на работы Указывают на работы Дают советы по поводу композиции эскиза, по технике мазка (что можно изменить, чтобы изображение читалось более точно) |
11 | Рефлексия | Сегодня на уроке мы завершили с вами работу над росписью тарелки в технике Гжель. Что нового узнали сегодня на уроке? Были ли какие-то сложности в выполнении задания? Тем не менее, вы справились. Вы молодцы, все хорошо поработали! | - Узнали такие понятия как контраст и нюанс; вспомнили, что такое гжельская роспись, какие виды композиций и способы наложения линий и мазков бывают. - Да, было трудно переносить рисунок красками на тарелку без карандаша. |
12 | Домашнее задание | На следующем уроке мы изучим с вами другую роспись и познакомимся с ее особенностями. Для этого необходимо будет принести альбом, карандаш, гуашь, кисти, банку для воды и палитру. До свидания, всем спасибо. | - До свидания. |
Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусство и методика преподавания его в школе», М., 2006.