Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по декоративно-прикладной композиции для учащихся подготовительного художественного отделения, обучающимся по дополнительным обще развивающим программам. Задача урока научить детей с помощью расположения цветных силуэтов, правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.Побудить детей к самостоятельному поиску динамических композиционных схем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по декоративно-прикладной композиции для учащихся подготовительного художественного отделения, обучающихся по дополнительным обще развивающим программам.
Возраст учащихся: 8-11 лет.
Время проведения: 2 урока по 40 минут.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практическое занятие с элементами беседы или беседа с элементами практического занятия.
Методы: словесно-наглядный, практический, диалог.
Цели:
воспитательная
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, стремление к творчеству.
развивающая
Развивать образное мышление, зрительную и моторную память.
дидактические
Научить детей с помощью расположения цветных силуэтов правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.
Формировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств передачи целостности композиции изображения.
Задачи:
Научить детей с помощью расположения цветных силуэтов правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.
Побудить детей к самостоятельному поиску динамических композиционных схем.
Оборудование для учащихся: Карандаш, ластик, цветной картон, ножницы, клей пва.
ПЛАН УРОКА
№
Этап
Время
1
Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку)
5 минут
2.
Сообщение темы и целей урока
5 минут
3
Теоретическая часть: изучение нового материала, ознакомление учащихся с новыми понятиями, правилами:
Силуэт
Статическое и динамическое равновесие
Композиционная схема
30 минут
4
Перерыв
10 минут
5
Практическая часть: выполнение работы в технике аппликация.
40 минут
КОНСПЕКТ УРОКА
Организационная часть
- Здравствуйте. Давайте проверим, все ли у нас сегодня присутствуют на занятиях (проверка отсутствующих).
Проверка готовности к уроку.
- Скажите, у всех ли есть на столах все необходимые принадлежности для урока? Карандаш, ластик, цветной картон, ножницы, клей пва?
Сообщение темы и целей
- Сегодня на занятии мы с вами сделаем аппликацию. Какую, вы узнаете позже. Но чтобы сделать ее, необходимо выучить волшебные правила. Правила эти не просты. Для начала давайте познакомимся с новыми понятиями, которые нам необходимы для изучения волшебных правил.
Теоретическая часть
-Тема нашего сегодняшнего урока «Композиционные схемы».
1. Силуэт
- И так ребята, кто знает, что такое аппликация?
-Аппликация – это техника создания картины из различных силуэтов, вырезанных из цветной бумаги или цветного картона и наклеенных на поверхность фона.
- Первое понятие, которое нам нужно запомнить – это силуэт.
- Силуэт это ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте.
- Давайте попробуем вместе подробнее разобраться ,что такое силуэт. Я буду показывать вам разные силуэты а вы должны будете отгадать каким предметам они принадлежат (показываю 3 силуэта : книга, ботинок, сумка).
- Хорошо, а как вы догадались, что это именно эти предметы изображены? ( по узнаваемому контуру).
- А почему контур узнаваем и вы смогли увидеть его? (потому что он темный, а фон светлый).
- Правильно. Ребята, если силуэт темный, то его нужно поместить на светлый фон, а если силуэт светлый его нужно поместить на светлый фон.
2. Статическое и динамическое равновесие
- Теперь я хочу вас познакомить с правилами передачи движения и покоя.
В композиции состояние движения (когда есть ощущение, что все предметы двигаются) называется динамикой, а состояние покоя (когда есть ощущение, что все предметы обездвижены) называется статикой.
- Сейчас я вам буду показывать изображения, а вы попробуете угадать какие из них статические, а какие динамические. (Показываю 3 статических изображения и два динамических).
- Ребята, правило отличия статики от динамики достаточно простое: В статике преобладают вертикальные и горизонтальные линии, а в динамике преобладают линии диагональные.
-Рассмотрим еще одну картинку (показываю силуэт человека нарисованного ближе к правому краю листа). Что здесь не так? (фигура сдвинута сильно к краю ,много пустого места).
-Правильно. В этой картине нарушено равновесие композиции. Если мы подрисуем сюда еще одну фигуру человечка (приклеиваю силуэт ребенка на лист с фигурой человека). Мы уравновесили нашу картину и теперь все в порядке. Равновесие в композиции играет очень важную роль и без него силуэтам будет неуютно в листе. Главное правило равновесия в композиции: если с одной стороны листа показан силуэт большого размера, то с противоположной стороны должен быть показан силуэт меньшего размера.
- Смотрим следующую картинку. ( Показываю силуэт ровного забора, в котором расстояние между дощечками одинаково и высота каждой дощечки одинакова). Что это? (Забор)
- А теперь смотрим на эту картинку (показываю силуэт кривого забора, где высота дощечек и расстояние между ними разные). Сравните их. Какая более интересная? ( с кривым забором).
- Это потому, что в картинке с кривым забором присутствует композиционный ритм.
-Давай те же попробуем разобраться более точно, что же это такое «композиционный ритм» и как он выглядит.
-Посмотрите, пожалуйста, на эти силуэты (показываю изображения силуэтов белья на веревке, подвешенной рыбы, сохнущей посуды на заборе).
-Смотрите все силуэты одинакового цвета и тона, но разных размеров и форм. И именно благодаря этому нам легко понять, что изображено на рисунках. Получается что: композиционный ритм - это разница размеров, форм силуэтов и расстояний между ними.
3. Композиционная схема
- Ребята посмотрите на доску. Когда мы хотим изобразить сразу много силуэтов в одной картине, то может получиться, что каждый силуэт будет сам по себе и нам будет сложно разобраться, что происходит в этой картине (параллельно демонстрирую на доске несколько не связанных между собой простых силуэтов). Чтобы избежать подобной неразберихи силуэты лучше объединить и сместить чуть в сторону, а один силуэт оставить отделенным в противоположной стороне. Такой принцип построения будет называться композиционной схемой.
- Композиционных схем бывает много. Они могут быть в виде треугольника, овала и даже спирали. И если подчинять силуэты композиционным схемам, то читать изображение будет намного проще и интереснее.
Объявляется перерыв 10 минут.
Практическая часть
- Вот ребята мы и добрались до создания работы в технике аппликация.
Шаг 1
- Ребята у вас на столах есть шаблоны бабочек. Вам нужно определить каким у вас будет фон, темным или светлым и в соответствии с этим подбирать цвета для бабочек. Если фон темный цвета должны быть светлыми, соответственно, если фон светлый цвета темные. Вам нужно обвести 3 больших бабочки, 2 маленьких, 4 средних на разных цветах картона и вырезать их.
Шаг 2
- Далее нужно расположить бабочек на фоне так, чтобы между ними был ритм, они были уравновешены в формате и подчинялись композиционной схеме.
Шаг 3
- Приклеить силуэты с помощью клея ПВА и украсить каждую бабочку узорами, вырезанными из картона по принципу светлое на темном темное на светлом.
Наша работа готова!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы «Декаротивно-прикладное искусство», предназначена для проведения урока по декаротивно-прикладному искусству для учащихся, обучающихся по общеразвивающим программам. Разработка так же может быть использована для обучения детей по дополнительным предпрофессиональным программам, для дополнительного обучения взрослых.