kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Композиционные схемы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка  предназначена для  проведения занятия по декоративно-прикладной композиции для учащихся  подготовительного художественного отделения, обучающимся по дополнительным обще развивающим  программам. Задача урока научить детей с помощью расположения цветных силуэтов, правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.Побудить детей к самостоятельному поиску динамических композиционных схем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Композиционные схемы»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8











Методическая разработка урока по

декоративно-прикладной композиции

на тему: «Композиционные схемы»









Работу выполнил: Преподаватель художественного отделения Пастушенко Наталья Александровна

[email protected]

г. Ульяновск

2017 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по декоративно-прикладной композиции для учащихся подготовительного художественного отделения, обучающихся по дополнительным обще развивающим программам.

Возраст учащихся: 8-11 лет.

Время проведения: 2 урока по 40 минут.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие с элементами беседы или беседа с элементами практического занятия.

Методы: словесно-наглядный, практический, диалог.

Цели:

воспитательная

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, стремление к творчеству.

развивающая

  1. Развивать образное мышление, зрительную и моторную память.

дидактические

  1. Научить детей с помощью расположения цветных силуэтов правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.

  2. Формировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств передачи целостности композиции изображения.

Задачи:

  1. Научить детей с помощью расположения цветных силуэтов правильно выстраивать композицию изображения и подчинять композиционные составляющие единому целому.

  2. Побудить детей к самостоятельному поиску динамических композиционных схем.





Оборудование для педагога: наглядные пособия, выполненные педагогом, шаблоны бабочек (3 больших,4 средних, 2 маленьких), карандаш, ластик, цветной картон, ножницы, клей пва.

Оборудование для учащихся: Карандаш, ластик, цветной картон, ножницы, клей пва.



ПЛАН УРОКА



Этап

Время

1

Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку)

5 минут

2.

Сообщение темы и целей урока

5 минут

3

Теоретическая часть: изучение нового материала, ознакомление учащихся с новыми понятиями, правилами:

    1. Силуэт

    2. Статическое и динамическое равновесие

    3. Композиционная схема

30 минут

4

Перерыв

10 минут

5

Практическая часть: выполнение работы в технике аппликация.

40 минут





КОНСПЕКТ УРОКА

Организационная часть

- Здравствуйте. Давайте проверим, все ли у нас сегодня присутствуют на занятиях (проверка отсутствующих).

Проверка готовности к уроку.

- Скажите, у всех ли есть на столах все необходимые принадлежности для урока? Карандаш, ластик, цветной картон, ножницы, клей пва?

Сообщение темы и целей

- Сегодня на занятии мы с вами сделаем аппликацию. Какую, вы узнаете позже. Но чтобы сделать ее, необходимо выучить волшебные правила. Правила эти не просты. Для начала давайте познакомимся с новыми понятиями, которые нам необходимы для изучения волшебных правил.

Теоретическая часть

-Тема нашего сегодняшнего урока «Композиционные схемы».

1. Силуэт

- И так ребята, кто знает, что такое аппликация?

-Аппликация – это техника создания картины из различных силуэтов, вырезанных из цветной бумаги или цветного картона и наклеенных на поверхность фона.

- Первое понятие, которое нам нужно запомнить – это силуэт.

- Силуэт это ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте.

- Давайте попробуем вместе подробнее разобраться ,что такое силуэт. Я буду показывать вам разные силуэты а вы должны будете отгадать каким предметам они принадлежат (показываю 3 силуэта : книга, ботинок, сумка).

- Хорошо, а как вы догадались, что это именно эти предметы изображены? ( по узнаваемому контуру).

- А почему контур узнаваем и вы смогли увидеть его? (потому что он темный, а фон светлый).

- Правильно. Ребята, если силуэт темный, то его нужно поместить на светлый фон, а если силуэт светлый его нужно поместить на светлый фон.

2. Статическое и динамическое равновесие

- Теперь я хочу вас познакомить с правилами передачи движения и покоя.

В композиции состояние движения (когда есть ощущение, что все предметы двигаются) называется динамикой, а состояние покоя (когда есть ощущение, что все предметы обездвижены) называется статикой.

- Сейчас я вам буду показывать изображения, а вы попробуете угадать какие из них статические, а какие динамические. (Показываю 3 статических изображения и два динамических).

- Ребята, правило отличия статики от динамики достаточно простое: В статике преобладают вертикальные и горизонтальные линии, а в динамике преобладают линии диагональные.

-Рассмотрим еще одну картинку (показываю силуэт человека нарисованного ближе к правому краю листа). Что здесь не так? (фигура сдвинута сильно к краю ,много пустого места).

-Правильно. В этой картине нарушено равновесие композиции. Если мы подрисуем сюда еще одну фигуру человечка (приклеиваю силуэт ребенка на лист с фигурой человека). Мы уравновесили нашу картину и теперь все в порядке. Равновесие в композиции играет очень важную роль и без него силуэтам будет неуютно в листе. Главное правило равновесия в композиции: если с одной стороны листа показан силуэт большого размера, то с противоположной стороны должен быть показан силуэт меньшего размера.

- Смотрим следующую картинку. ( Показываю силуэт ровного забора, в котором расстояние между дощечками одинаково и высота каждой дощечки одинакова). Что это? (Забор)

- А теперь смотрим на эту картинку (показываю силуэт кривого забора, где высота дощечек и расстояние между ними разные). Сравните их. Какая более интересная? ( с кривым забором).

- Это потому, что в картинке с кривым забором присутствует композиционный ритм.

-Давай те же попробуем разобраться более точно, что же это такое «композиционный ритм» и как он выглядит.

-Посмотрите, пожалуйста, на эти силуэты (показываю изображения силуэтов белья на веревке, подвешенной рыбы, сохнущей посуды на заборе).

-Смотрите все силуэты одинакового цвета и тона, но разных размеров и форм. И именно благодаря этому нам легко понять, что изображено на рисунках. Получается что: композиционный ритм - это разница размеров, форм силуэтов и расстояний между ними.

3. Композиционная схема

- Ребята посмотрите на доску. Когда мы хотим изобразить сразу много силуэтов в одной картине, то может получиться, что каждый силуэт будет сам по себе и нам будет сложно разобраться, что происходит в этой картине (параллельно демонстрирую на доске несколько не связанных между собой простых силуэтов). Чтобы избежать подобной неразберихи силуэты лучше объединить и сместить чуть в сторону, а один силуэт оставить отделенным в противоположной стороне. Такой принцип построения будет называться композиционной схемой.

- Композиционных схем бывает много. Они могут быть в виде треугольника, овала и даже спирали. И если подчинять силуэты композиционным схемам, то читать изображение будет намного проще и интереснее.

Объявляется перерыв 10 минут.





Практическая часть

- Вот ребята мы и добрались до создания работы в технике аппликация.

Шаг 1

- Ребята у вас на столах есть шаблоны бабочек. Вам нужно определить каким у вас будет фон, темным или светлым и в соответствии с этим подбирать цвета для бабочек. Если фон темный цвета должны быть светлыми, соответственно, если фон светлый цвета темные. Вам нужно обвести 3 больших бабочки, 2 маленьких, 4 средних на разных цветах картона и вырезать их.

Шаг 2

- Далее нужно расположить бабочек на фоне так, чтобы между ними был ритм, они были уравновешены в формате и подчинялись композиционной схеме.

Шаг 3

- Приклеить силуэты с помощью клея ПВА и украсить каждую бабочку узорами, вырезанными из картона по принципу светлое на темном темное на светлом.

Наша работа готова!



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы «Декаротивно-прикладное искусство», предназначена для проведения урока по декаротивно-прикладному искусству для учащихся, обучающихся по общеразвивающим программам. Разработка так же может быть использована для обучения детей по дополнительным предпрофессиональным программам, для дополнительного обучения взрослых.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

- овладение терминологией: композиция изображения, фон, аппликация.

- овладение ключевыми понятиями: силуэт, статика, динамика, композиционный ритм, композиционное равновесие, композиционные схемы.

- овладение умением грамотно организовать композицию листа, изобразить динамику, соблюдая правила композиции.

- ознакомление с техникой аппликации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное.- М.: «Советская Россия»,1961, 84 с.

  2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: «Просвещение»,1987, 176 с.

  3. Художникам.ру [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/index.html


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Композиционные схемы»

Автор: Пастушенко Наталья Александровна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Основные композиционные схемы в народной орнаментации. "
    ["seo_title"] => string(60) "osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100218"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402372190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока на тему «Сюжетная композиция и композиционный центр» "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-siuzhietnaia-kompozitsiia-i-kompozitsionnyi-tsientr"
    ["file_id"] => string(6) "138284"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417523070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "КТП Изобразительное искусство, 2 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "ktp-izobrazitiel-noie-iskusstvo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216019"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432840957"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Композиция в живописи: пейзажный жанр (марина),  изменчивая форма и цвет, выразительные способы художественных техник и приемы изображения. "
    ["seo_title"] => string(156) "kompozitsiia-v-zhivopisi-pieizazhnyi-zhanr-marina-izmienchivaia-forma-i-tsviet-vyrazitiel-nyie-sposoby-khudozhiestviennykh-tiekhnik-i-priiemy-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244226"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445885725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства