Цель урока: создание условий для овладения учащимися средствами и приёмами создания театральной декорации, развития информационной культуры, творческой фантазии, воспитания эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.
Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки.
Задачи:
Личностные:
-
развивать духовно- эстетические потребности учащихся;
-
обогащать эмоциональную сферу ребенка;
-
развивать интерес к искусству, умение найти свою позицию в искусстве;
-
воспитывать музыкальную культуру учащихся;
-
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;
-
развитие мотивации учебной деятельности на уроках музыки и ИЗО и реализация творческого потенциала в процессе коллективной (индивидуального) работы.
Метапредметные:
-
связь искусств, их близость в культурно – творческом плане;
-
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-
применение речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Предметные:
-
учить размышлять над содержанием музыкального произведения;
-
определять средства музыкальной выразительности;
-
рассуждать о музыке;
-
видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;
-
учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
-
учить слушать и анализировать музыку;
-
знакомить с музыкой композитора С. Прокофьева;
-
знакомить с творчеством декоратора Вильямса
-
развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку;
-
развивать художественный вкус;
-
учить оценивать произведения разных видов искусства;
-
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно - образного содержания урока в различных видах деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).
Ход урока:
1. Организационный момент (слайд №1)
При в ходе в учебный кабинет все дети получают билет.
2. Введение в тему (ученики останавливаются у доски)
Сейчас мы находимся в холле Театра. У вас в руках билеты. Займите, пожалуйста свои места согласно билету. (на партах находятся таблички с номером ряда и места)
Вы обратили внимание на необычное начало нашего урока. Мы отправляемся в театр, а в какой попробуем определить. Город Воронеж театральный. В нашем городе много театров. Какие театры есть в Воронеже? (ответы)
А можете вы их узнать? (2-4 слайды с фото театров Воронежа)
Этот театр вам знаком? (фото театра оперы и балета) (5 слайд)
Итак, добро пожаловать в театр оперы и балета на спектакль «Золушка»! Внесите эту запись в свои билеты.
3. Работа с понятиями.
Образ Золушки, из одноимённой сказки Шарля Перро, (6 слайд) вдохновлял многих творческих людей, в городе Долгопрудный в Московской области около Загса, находится скульптура Золушки (7 слайд), а так же в Брюсселе (8 слайд).
Вы могли видеть Художественный фильм,(9 слайд), мультфильм «Золушка» (10-11слайд), так же есть кукольный спектакль (12 слайд).
А этот спектакль узнаёте? (13 слайд) Это ваша постановка спектакля «Золушка» , а в каком театре вы могли показать свою постановку? (ТЮЗ).
Многие композиторы обращались к этому образу, написано много пьес, балетов и есть одноимённая опера. (14 слайд)
Посмотрите на экран и попробуйте определить с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? (15слайд) (балет)
Как вы это определили? (ответы)
Давайте вспомним, что такое балет? (ответы) (16 слайд)
Давайте поставим финальный аккорд в заполнении билета и запишем, жанр спектакля. (балет)
Скажите, когда появился балет?
Балет появился в Италии в 16 столетии. Это были сценки, которые входили как эпизоды в опере.
В 1661 году, во Франции, Людовик 14-й основал первую в мире балетную школу, которая называлась – Королевской Академией танца. По сей день термины для обозначения и описания основных балетных позиций и комбинаций употребляются на французском языке.
Начиная с 1681 года, участие в балетных спектаклях становится доступным для женщин. До того времени, танцовщиками балета были только мужчины. Свой законченный вид, как отдельный вид искусства, балет получает лишь тоько во второй половине 18-го века.
Музыку к балету «Золушка» написал советский композитор С. Прокофьев
(17 слайд) по одноименной сказке Ш. Перро Первое представление, которого прошло в Москве, в Большом театре, 1945 году, через пол года после окончания ВОВ.
А сейчас предлагаю окунуться в волшебный мир балета.
Послушайте фрагмент из балета и скажите, как звучит музыка?
- Слушание (18 слайд)
- Беседа
Как звучала музыка?
Какие группы музыкальных инструментов симфонического оркестра солировали? (ответы)
Зная содержание сказки, скажите в каком месте мог бы звучать этот вальс.
Интересные факты: роль мачехи и сестёр в некоторых постановках играют мужчины. (19 слайд)
Давайте определим, какие виды искусства необходимы для создания спектакля. (20 слайд) (литература, музыка, хореография, изо).
4. физ. минутка Балет (21 слайд)
Под музыку из балета Прокофьева, девочки покажут вам балетную разминку, и вы попробуете стать артистами балета.
5. Дети садятся… (22 слайд)
Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.
Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?
Конечно, в это действо нас вовлекает художник с помощью выполненных им декораций.
Что такое декорация? (Ответы детей)
Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия. (23 слайд)
А художника создающего декорации называют декоратором.
В средние века бродяги актеры-скоморохи, жонглеры выступали на городских и сельских площадях. Там же располагались декорации.
Первые декорации применяли в древнегреческом театре в 5-м веке до нашей эры. Сначала они были просто объемными, а затем стали и живописными.
В России впервые декорации начали применяться в 1672 году, в представлениях, которые шли при дворе царя Алексея Михайловича – отца Петра 1. Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.
Давайте окунёмся в этот чудесный мир театра! Балет «Золушка»…
Бежит по лестнице дворца испуганная Золушка в нарядном платье. Скорее, скорее, сейчас пробьет полночь и кончатся чары доброй волшебницы. Не беда, что упала туфелька, лишь бы вовремя попасть домой! (24 слайд)
Лестница, по которой спешит Золушка, вся в сиянии огней, вокруг освещенные светом ламп роскошные залы дворца, а вдали темнеет таинственный парк с пышными деревьями. (25 слайд)
Дворец, парк и скромный дом, где живет семья Золушки, созданы на сцене театра. Это декорации, сделанные художником П. Вильямсом к балету «Золушка», поставленному на сцене Государственного академического Большого театра.
(26-28 слайд)
Декорации П. Вильямса сразу же, еще до того как на сцене начнут действовать герои, создают у нас иллюзию, что мы оказались в каком-то сказочном мире, где возможны всякие чудеса, самые невероятные происшествия. (29 слайд)
Работая над оформлением спектакля, художник изучает эпоху, во время которой происходит действие пьесы, знакомится с тем, как одевались тогда люди, потому что костюмы для артистов также рисует он. (30 слайд)
От художника-декоратора во многом зависит успех спектакля. Ведь своей работой он подчеркивает весь его дух.
И так…
Все декорации можно условно разделить на 3 части. Это задник, боковые декорации и центральные декорации.
Изготовление декораций начинается с обязательного компонента — с задника.
Что такое задник? (Ответы детей)
Задник представляет собой полотно с изображением дальнего плана сцены либо экран для рир-проекции (слайд или кино проекция), либо нейтральный фон. (31 слайд)
На предыдущем уроке мы начали работу над задником, а сегодня нам осталось раскрасить детали и создать задник для спектакля «Золушка». (32 слайд)
Самостоятельная работа под музыку из балета «Золушка» Прокофьева.(33 слайд) (готовые детали прикрепляются на доске магнитами)
Итог работы
А теперь в конце урока хотелось добавить, что сегодня на уроке мы окунулись в волшебный мир театра, прекрасная сказка у нас есть, великолепная музыка звучала весь урок, декорация для главной сцены создана, не хватает только… Артистов!!! Просим на сцену! (34 слайд)
Дети выходят к доске в костюмах поют песню «Читайте сказки». (35 слайд)
Рефлексия
В конце урока, или как говорят в театре, под занавес, прошу поделиться своими впечатлениями. На обратной стороне билета нарисуйте смайл своего настроения.