kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Каждый народ – художник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.

Развивать творческую и познавательную активность.

Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Каждый народ – художник»

4 класс , I четверть, 2-3 уроки

Тема года. Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Тема четверти. Истоки родного искусства

Тема уроков. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир

Задачи урока

Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.

Развивать творческую и познавательную активность.

Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.

Познакомить с узорочьем русских построек (резьба и роспись по дереву).

Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).

Развивать умение работать в коллективе.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).

Зрительный ряд: Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.; В.Стожаров. Северная деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка. Фотографии русских деревень. Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света».

Литературный ряд: С.Есенин «Эта улица мне знакома», Н.Мрыхин «Деревня»

Музыкальный ряд: русские народные песни; Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя» (сл В. Гундарев, муз Н. Кудрин)

План урока 2

Беседа о традициях русского зодчества.

Знакомство с основными элементами русского жилища.

Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи - восьмое чудо света».

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа учителя

Звучит песня «Деревенька моя».

Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»*


*Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске (балясина, венец, дымник, изба, конёк, крыльцо, лобовая доска, наличник, оберег, полотенце, причелины, сруб, фронтон) и предлагает найти толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ – художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.( см. «Приложение»)

Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Для закрепления знания основных частей и традиционных украшений русской избы учитель предлагает разгадать кроссворд «Русская изба»*


Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина


Постановка художественной задачи

Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.

Видеоклип «Кижи – восьмое чудо света»

Обмен впечатлениями об увиденном

Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.



*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.

Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев, а можно… Вспомните или придумайте свой образ избы»*, а на следующем уроке сделаете его объёмную модель из бумаги.

Практическое выполнение задания

Дети рисуют свои образы русской избы

Подведение итогов

Предполагаемые вопросы учащимся:

Какие элементы декора избы вы запомнили?

Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях?

Что помогало мастерам создавать узоры?

Почему Кижи называют восьмым чудом света?

О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.

Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.

План урока 3

Постановка художественной задачи

Индивидуальная работа по изготовлению и росписи макета избы.

Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся.

Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в младших классах с демонстрацией своей работы.


* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25


Ход урока

Организационный момент

Постановка художественной задачи

На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.

Практическое выполнение задания

Ребята в роли мастеров- плотников сами «проживают» весь процесс строительства избы. Вариантов работы над избой с точки зрения технологии создания образа может быть много.

Вариант 1. Дети делают из бумаги отдельные трубочки-брёвнышки, а затем «строят» из них стены, делают крышу, окна и декорируют. Доступная инструкция по данному варианту работы находится в рабочей тетради «Твоя мастерская».* Для работы детям предлагается объединиться в плотницкую артель по 4-6 человек, выбрать старшего, разделить обязанности.

Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека).




*Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7

**Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23

Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся

В конце урока ребята строят из своих моделей деревеньку, придумывают ей название. Фоном может служить панно из рисунков ребят, выполненных на первом уроке ( тема: «Пейзаж родной земли»).

Подведение итогов

Домовёнок Кузя принимает работу.

Предполагаемые вопросы учащимся:

Посмотрите, какие из построек получились интереснее?

Какие постройки украшены богаче?

Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Как называется накладное резное украшение вокруг окна?

Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?

О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.

Приложение

Словарь

Балясина –резной столбик или доска крыльца, галереи.

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

Наличник- украшенное обрамление окна.

Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.

Фронтон- треугольник, образуемый скатами крыши.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Каждый народ – художник

Автор: Борисова Татьяна Владимировна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему:"Каждый народ-художник" "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-kazhdyi-narod-khudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "153129"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420975613"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Природа и архитектура Японии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-arkhitiektura-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "221608"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435478820"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии""
    ["seo_title"] => string(72) "strana_voskhodiashchego_solntsa_obraz_khudozhestvennoi_kultury_iaponii_1"
    ["file_id"] => string(6) "639269"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698949994"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рабочая программа по ИЗО 4 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_programma_po_izo_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "528256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1574453104"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Образ человека, характер одежды в японской культуре - урок изо 4 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "obraz-chielovieka-kharaktier-odiezhdy-v-iaponskoi-kul-turie-urok-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182755"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425582033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства