kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 18. «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»

Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многооб­разии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники познакомятся со спе­цификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.

Оборудование: принадлежности для рисования

Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали раз­ные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.

Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она про­является в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в  какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогаю­щие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый на­род — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».

Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее располо­жена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и на­зывается Япония.

—  Повторите, как называется страна, с которой вы познако­митесь на уроке.

—  Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.

III. Беседа по теме урока

Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских худож­ников и японских, всегда можно определить, какую из них нари­совал русский мастер, а какую — японский.

Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».

Монохромность - использование в рисунке только одного цве­та, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"»

4


Урок 18. «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»

Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многооб­разии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники познакомятся со спе­цификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.

Оборудование: принадлежности для рисования

Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали раз­ные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.

Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она про­является в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогаю­щие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый на­род — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».

Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее располо­жена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и на­зывается Япония.

— Повторите, как называется страна, с которой вы познако­митесь на уроке.

— Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.

III. Беседа по теме урока

Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских худож­ников и японских, всегда можно определить, какую из них нари­совал русский мастер, а какую — японский.

Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».

Монохромность - использование в рисунке только одного цве­та, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.

Давайте посмотрим на картины японских художников в жанре пейзажа.

— В чем необычность пейзажей Японии?

Япония — страна, которая находится на островах, ее со всех сторон омывает Тихий океан, поэтому там всегда царит ветреная погода. От постоянных ветров большинство деревьев в Японии вырастают приземистыми, низкими, с причудливо закрученны­ми стволами.

— Японские художники обычно рисовали свои картины на ткани, ширме, стене.

Японцы стремились сочетать рисунок с его практическим применением. У них не было принято просто нарисовать карти­ну, чтобы повесить ее на стене и любоваться ею. Они старались раскрашивать домашние вещи, предметы домашнего обихода — стены домов, мебель. Обычным предметом мебели для японцев является ширма.

— Что такое ширма? (Складная перегородка в доме. Она состо­ит из деревянной рамы, на которую натягивали бумагу или материю.)

А в японском доме ширмы были даже частями стен. Части такой перегородки расписывали невиданными пейзажами или образами птиц. Получалось, что одновременно человек создавал полезную вещь для своего дома и живописную картину, т. е. про­изведение изобразительного искусства.

Профессия художника в Японии была довольно распростра­ненной, но она отличалась своеобразием. Мы привыкли, что русский художник обычно один выполнял всю работу — и пред­варительную, когда сам делал для картины наброски, рисовал эс­кизы и этюды, и основную, когда самостоятельно воплощал свой замысел на полотне. У японских мастеров приемы работы были другими: виды деятельности разделялись между разными людь­ми. Например, одни художники делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. Возможно, что из-за этого их живопись выглядит немного холодной, равнодушной, в ней не хватает чувства, движения, или, как это еще называют, динамики.

Вспомните, как русские пейзажисты изображали родную природу. Например, на полотнах И. Шишкина приковывает вни­мание каждое дерево, каждый сучок. Мы видим на его картинах объем, простор, радость художника за красоту родной страны. Посмотрите теперь, как выглядят японские пейзажи

— Что вы можете сказать о них? (Они выглядят плоскостными, упрощенными и даже больше напоминают просто символы.) В этих картинах отсутствуют объем, стремление художника к реалистичности, нет богатого второго плана.

Более сложно и интересно расписывались стены храмов в Японии. Эти росписи выполняли разными цветами — красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Или золотом и се- ребром на плотном фиолетовом шелке. Сохранились и рисунки, выполненные мельчайшей золотой фольгой.

Вы сами убедились, что часто пейзажи японцев мало похожи на настоящие, они больше являются декоративным направлением в живописи. Но все-таки в картинах японских мастеров чувству­ется любование природой. Даже названия картин говорят об этом, например «Любование кленами на горе Такао". (рассмотрите репродукции и опи­шите их.)

— Какие жанры изобразительного искусства присутствуют

в них?

— Чем заняты люди на этих картинах?

— Как это передается в их позах?

— В чем заключаются сюжеты картин?

Мы уже выяснили, что ширма — вещь, имеющая точное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Но теперь вы видите, что, расписанная красками, она одновременно становится и произведением искусства.

Стенопись, картины на складных ширмах, настенные панно были во дворцах аристократов, в домах горожан, в монасты­рях и храмах. Такие картины-вещи помогали людям украшать жилища, улучшали настроение хозяев и гостей, делали жилища красивее.

Пейзажи, на которых старинные художники изображали эту страну в разное время года и суток, при разном освещении, из­далека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились, по существу, первым в японском искусстве образом родины.

IV. Пояснение задания

— Вам уже приходилось работать над образом человека, со­здавая рисунки-портреты?

— Какие детали вы воплощали в рисунке, когда создавали об­раз русской красавицы?

— Каковы были элементы ее одежды?

— Какие элементы передавали праздничность ее одежды? Давайте посмотрим на традиционную японскую женскую— кимоно.

Обратите внимание на то, как японские художники обозначают черты лица человека — всего несколькими штрихами, которые просто указывают на располо­жение глаз, бровей, губ.

На этой картине присутствуют сразу три портрета девушек, которые музицируют.

Одежда у девушек разных цве­тов, с разными рисунками тканей, отличаются по цветы и банты. Девушки изображены в разных позах: одна стоит, вторая сидит в раздумье, третья танцует. В образах и позах японок художник передает их изящество, перемену дви­жений, динамику. Но мы можем также заметить их отрешенность, сконцентрированность на работе — видно, что они заняты делом и очень стараются его выполнить хорошо, а поэтому внимательны и сосредоточенны.

У каждой девушки свои жесты и настроение, разные у них оде­жда и выражения лиц. Несмотря на то что черты лица переданы похожими штрихами, видно, что у каждой из них свой облик.

V. Задание для самостоятельной работы

— Попробуйте нарисовать образ японской девушки.

— Как выгладит кимоно, из каких частей оно состоит? (Из про­сторного цветного халата и широкого пояса, который завя­зывается на спине бантом.)

У кимоно широкие рукава. К национальным особенностям древнего одеяния японцев относится и обувь, которую раньше делали на деревянной подошве и с кожаными ремешками. При ходьбе такие туфли громко стучали, поэтому получили название «стукалки».

У русских красавиц цвет волос чаще всего светлый, в описа­нии их портретов поэты часто упоминали «волосы цвета льна» или «цвета пшеницы", т. е. светлые.

— Какого цвета волосы у японок? (Черные.)

— Как выглядят прически у девушек на рисунке? (Волосы по­добраны вверх и заколоты особыми застежками шпильками, чтобы они не распадались.)

Япония — страна, которая расположена в части света под на­званием Азия, и населяющие ее люди отличаются от европейцев. Обычно японцы невысокого роста. У них узкие глаза немного растянутые к скулам, чаще всего черного цвета. Носы — маленькие и слегка приплюснутые.

Все эти особенности вам надо помнить, чтобы как можно точ­нее передать в рисунке портрет японки.

Подробнее, о японском доме, который совсем не по­хож на наши надежные, крепкие русские избы и о цветущих деревьях— вишнях, которое называется саку­ра, мы поговорим на следующем занятии. Пока же ваше задание — нарисовать портрет восточной красави­цы, жительницы далекой Японии.

Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, имейте в виду, что на следующем уроке вы будете рисовать пейзаж Японии, и ваших красавиц нужно будет расположить на фоне такого пейзажа. По­этому сегодня сам портрет выполняйте не очень крупным, чтобы он мог поместиться в пейзаж. (Школьники приступают к выполнению самостоятельного задания.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Работы, которые вы выполнили сегодня, надо взять на следующий урок, чтобы использовать их.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Автор: Цой Светлана Викторовна

Дата: 02.11.2023

Номер свидетельства: 639269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Страна Восходящего Солнца. Образ худ культуры Японии "
    ["seo_title"] => string(61) "strana-voskhodiashchiegho-solntsa-obraz-khud-kul-tury-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "102409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402504102"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130164"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826395"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры". "
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-k-uroku-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130167"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415827170"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Искусство Японской живописи"
    ["seo_title"] => string(29) "iskusstvo-iaponskoi-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "308224"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458546381"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии""
    ["seo_title"] => string(70) "strana_voskhodiashchego_solntsa_obraz_khudozhestvennoi_kultury_iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "630837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683198554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства