"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
Урок 18. «Странавосходящегосолнца. Образ художественной культуры Японии»
Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многообразии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники познакомятся со спецификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.
Оборудование: принадлежности для рисования
Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно
Ходурока
I.Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II.Повторениепройденногоматериала
В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали разные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.
Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она проявляется в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый народ — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».
Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее расположена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и называется Япония.
— Повторите, как называется страна, с которой вы познакомитесь на уроке.
— Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.
III. Беседапотемеурока
Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских художников и японских, всегда можно определить, какую из них нарисовал русский мастер, а какую — японский.
Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».
Монохромность - использование в рисунке только одного цвета, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"»
4
Урок 18. «Странавосходящегосолнца. Образ художественной культуры Японии»
Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многообразии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники познакомятся со спецификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.
Оборудование: принадлежности для рисования
Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно
Ходурока
I.Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II.Повторениепройденногоматериала
В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали разные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.
Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она проявляется в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый народ — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».
Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее расположена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и называется Япония.
— Повторите, как называется страна, с которой вы познакомитесь на уроке.
— Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.
III. Беседапотемеурока
Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских художников и японских, всегда можно определить, какую из них нарисовал русский мастер, а какую — японский.
Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».
Монохромность - использование в рисунке только одного цвета, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.
Давайте посмотрим на картины японских художников в жанре пейзажа.
— В чем необычность пейзажей Японии?
Япония — страна, которая находится на островах, ее со всех сторон омывает Тихий океан, поэтому там всегда царит ветреная погода. От постоянных ветров большинство деревьев в Японии вырастают приземистыми, низкими, с причудливо закрученными стволами.
— Японские художники обычно рисовали свои картины на ткани, ширме, стене.
Японцы стремились сочетать рисунок с его практическим применением. У них не было принято просто нарисовать картину, чтобы повесить ее на стене и любоваться ею. Они старались раскрашивать домашние вещи, предметы домашнего обихода — стены домов, мебель. Обычным предметом мебели для японцев является ширма.
— Что такое ширма? (Складная перегородка в доме. Она состоит из деревянной рамы, на которую натягивали бумагу или материю.)
А в японском доме ширмы были даже частями стен. Части такой перегородки расписывали невиданными пейзажами или образами птиц. Получалось, что одновременно человек создавал полезную вещь для своего дома и живописную картину, т. е. произведение изобразительного искусства.
Профессия художника в Японии была довольно распространенной, но она отличалась своеобразием. Мы привыкли, что русский художник обычно один выполнял всю работу — и предварительную, когда сам делал для картины наброски, рисовал эскизы и этюды, и основную, когда самостоятельно воплощал свой замысел на полотне. У японских мастеров приемы работы были другими: виды деятельности разделялись между разными людьми. Например, одни художники делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. Возможно, что из-за этого их живопись выглядит немного холодной, равнодушной, в ней не хватает чувства, движения, или, как это еще называют, динамики.
Вспомните, как русские пейзажисты изображали родную природу. Например, на полотнах И. Шишкина приковывает внимание каждое дерево, каждый сучок. Мы видим на его картинах объем, простор, радость художника за красоту родной страны. Посмотрите теперь, как выглядят японские пейзажи
— Что вы можете сказать о них? (Они выглядят плоскостными, упрощенными и даже больше напоминают просто символы.) В этих картинах отсутствуют объем, стремление художника к реалистичности, нет богатого второго плана.
Более сложно и интересно расписывались стены храмов в Японии. Эти росписи выполняли разными цветами — красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Или золотом и се- ребром на плотном фиолетовом шелке. Сохранились и рисунки, выполненные мельчайшей золотой фольгой.
Вы сами убедились, что часто пейзажи японцев мало похожи на настоящие, они больше являются декоративным направлением в живописи. Но все-таки в картинах японских мастеров чувствуется любование природой. Даже названия картин говорят об этом, например «Любование кленами на горе Такао". (рассмотрите репродукции и опишите их.)
— Какие жанры изобразительного искусства присутствуют
в них?
— Чем заняты люди на этих картинах?
— Как это передается в их позах?
— В чем заключаются сюжеты картин?
Мы уже выяснили, что ширма — вещь, имеющая точное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Но теперь вы видите, что, расписанная красками, она одновременно становится и произведением искусства.
Стенопись, картины на складных ширмах, настенные панно были во дворцах аристократов, в домах горожан, в монастырях и храмах. Такие картины-вещи помогали людям украшать жилища, улучшали настроение хозяев и гостей, делали жилища красивее.
Пейзажи, на которых старинные художники изображали эту страну в разное время года и суток, при разном освещении, издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились, по существу, первым в японском искусстве образом родины.
IV.Пояснениезадания
— Вам уже приходилось работать над образом человека, создавая рисунки-портреты?
— Какие детали вы воплощали в рисунке, когда создавали образ русской красавицы?
— Каковы были элементы ее одежды?
— Какие элементы передавали праздничность ее одежды? Давайте посмотрим на традиционную японскую женскую— кимоно.
Обратите внимание на то, как японские художники обозначают черты лица человека — всего несколькими штрихами, которые просто указывают на расположение глаз, бровей, губ.
На этой картине присутствуют сразу три портрета девушек, которые музицируют.
Одежда у девушек разных цветов, с разными рисунками тканей, отличаются по цветы и банты. Девушки изображены в разных позах: одна стоит, вторая сидит в раздумье, третья танцует. В образах и позах японок художник передает их изящество, перемену движений, динамику. Но мы можем также заметить их отрешенность, сконцентрированность на работе — видно, что они заняты делом и очень стараются его выполнить хорошо, а поэтому внимательны и сосредоточенны.
У каждой девушки свои жесты и настроение, разные у них одежда и выражения лиц. Несмотря на то что черты лица переданы похожими штрихами, видно, что у каждой из них свой облик.
V. Заданиедлясамостоятельнойработы
— Попробуйте нарисовать образ японской девушки.
— Как выгладит кимоно, из каких частей оно состоит? (Из просторного цветного халата и широкого пояса, который завязывается на спине бантом.)
У кимоно широкие рукава. К национальным особенностям древнего одеяния японцев относится и обувь, которую раньше делали на деревянной подошве и с кожаными ремешками. При ходьбе такие туфли громко стучали, поэтому получили название «стукалки».
У русских красавиц цвет волос чаще всего светлый, в описании их портретов поэты часто упоминали «волосы цвета льна» или «цвета пшеницы", т. е. светлые.
— Какого цвета волосы у японок? (Черные.)
— Как выглядят прически у девушек на рисунке? (Волосы подобраны вверх и заколоты особыми застежками — шпильками, чтобы они не распадались.)
Япония — страна, которая расположена в части света под названием Азия, и населяющие ее люди отличаются от европейцев. Обычно японцы невысокого роста. У них узкие глаза немного растянутые к скулам, чаще всего черного цвета. Носы — маленькие и слегка приплюснутые.
Все эти особенности вам надо помнить, чтобы как можно точнее передать в рисунке портрет японки.
Подробнее, о японском доме, который совсем не похож на наши надежные, крепкие русские избы и о цветущих деревьях— вишнях, которое называется сакура, мы поговорим на следующем занятии. Пока же ваше задание — нарисовать портрет восточной красавицы, жительницы далекой Японии.
Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, имейте в виду, что на следующем уроке вы будете рисовать пейзаж Японии, и ваших красавиц нужно будет расположить на фоне такого пейзажа. Поэтому сегодня сам портрет выполняйте не очень крупным, чтобы он мог поместиться в пейзаж. (Школьники приступают к выполнению самостоятельного задания.)
XII. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Работы, которые вы выполнили сегодня, надо взять на следующий урок, чтобы использовать их.