kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 18. «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»

Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многооб­разии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники познакомятся со спе­цификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.

Оборудование: принадлежности для рисования

Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали раз­ные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.

Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она про­является в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в  какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогаю­щие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый на­род — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».

Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее располо­жена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и на­зывается Япония.

—  Повторите, как называется страна, с которой вы познако­митесь на уроке.

—  Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.

III. Беседа по теме урока

Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских худож­ников и японских, всегда можно определить, какую из них нари­совал русский мастер, а какую — японский.

Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».

Монохромность - использование в рисунке только одного цве­та, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"»

4


Урок 18. «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии»

Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многооб­разии представлений народов мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами "монохромность", «кимоно», «иероглифы».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники познакомятся со спе­цификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.

Оборудование: принадлежности для рисования

Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали раз­ные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище - простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.

Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте - как она про­является в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свой художественные традиции, помогаю­щие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый на­род — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти: «Каждый народ — художник».

Сначала вы познакомитесь со страной, которая находится на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее располо­жена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и на­зывается Япония.

— Повторите, как называется страна, с которой вы познако­митесь на уроке.

— Вы слышали раньше название этой страны? Сегодня вы узнаете о ней много интересного.

III. Беседа по теме урока

Давайте посмотрим на экран, и сравним картины русских художников и японских. Ведь сравнивая картины русских худож­ников и японских, всегда можно определить, какую из них нари­совал русский мастер, а какую — японский.

Оказывается, что в японской живописи издавна большую роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».

Монохромность - использование в рисунке только одного цве­та, но часто — разных его оттенков. Довольно долго основным течением в японской живописи было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.

Давайте посмотрим на картины японских художников в жанре пейзажа.

— В чем необычность пейзажей Японии?

Япония — страна, которая находится на островах, ее со всех сторон омывает Тихий океан, поэтому там всегда царит ветреная погода. От постоянных ветров большинство деревьев в Японии вырастают приземистыми, низкими, с причудливо закрученны­ми стволами.

— Японские художники обычно рисовали свои картины на ткани, ширме, стене.

Японцы стремились сочетать рисунок с его практическим применением. У них не было принято просто нарисовать карти­ну, чтобы повесить ее на стене и любоваться ею. Они старались раскрашивать домашние вещи, предметы домашнего обихода — стены домов, мебель. Обычным предметом мебели для японцев является ширма.

— Что такое ширма? (Складная перегородка в доме. Она состо­ит из деревянной рамы, на которую натягивали бумагу или материю.)

А в японском доме ширмы были даже частями стен. Части такой перегородки расписывали невиданными пейзажами или образами птиц. Получалось, что одновременно человек создавал полезную вещь для своего дома и живописную картину, т. е. про­изведение изобразительного искусства.

Профессия художника в Японии была довольно распростра­ненной, но она отличалась своеобразием. Мы привыкли, что русский художник обычно один выполнял всю работу — и пред­варительную, когда сам делал для картины наброски, рисовал эс­кизы и этюды, и основную, когда самостоятельно воплощал свой замысел на полотне. У японских мастеров приемы работы были другими: виды деятельности разделялись между разными людь­ми. Например, одни художники делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. Возможно, что из-за этого их живопись выглядит немного холодной, равнодушной, в ней не хватает чувства, движения, или, как это еще называют, динамики.

Вспомните, как русские пейзажисты изображали родную природу. Например, на полотнах И. Шишкина приковывает вни­мание каждое дерево, каждый сучок. Мы видим на его картинах объем, простор, радость художника за красоту родной страны. Посмотрите теперь, как выглядят японские пейзажи

— Что вы можете сказать о них? (Они выглядят плоскостными, упрощенными и даже больше напоминают просто символы.) В этих картинах отсутствуют объем, стремление художника к реалистичности, нет богатого второго плана.

Более сложно и интересно расписывались стены храмов в Японии. Эти росписи выполняли разными цветами — красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Или золотом и се- ребром на плотном фиолетовом шелке. Сохранились и рисунки, выполненные мельчайшей золотой фольгой.

Вы сами убедились, что часто пейзажи японцев мало похожи на настоящие, они больше являются декоративным направлением в живописи. Но все-таки в картинах японских мастеров чувству­ется любование природой. Даже названия картин говорят об этом, например «Любование кленами на горе Такао". (рассмотрите репродукции и опи­шите их.)

— Какие жанры изобразительного искусства присутствуют

в них?

— Чем заняты люди на этих картинах?

— Как это передается в их позах?

— В чем заключаются сюжеты картин?

Мы уже выяснили, что ширма — вещь, имеющая точное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Но теперь вы видите, что, расписанная красками, она одновременно становится и произведением искусства.

Стенопись, картины на складных ширмах, настенные панно были во дворцах аристократов, в домах горожан, в монасты­рях и храмах. Такие картины-вещи помогали людям украшать жилища, улучшали настроение хозяев и гостей, делали жилища красивее.

Пейзажи, на которых старинные художники изображали эту страну в разное время года и суток, при разном освещении, из­далека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились, по существу, первым в японском искусстве образом родины.

IV. Пояснение задания

— Вам уже приходилось работать над образом человека, со­здавая рисунки-портреты?

— Какие детали вы воплощали в рисунке, когда создавали об­раз русской красавицы?

— Каковы были элементы ее одежды?

— Какие элементы передавали праздничность ее одежды? Давайте посмотрим на традиционную японскую женскую— кимоно.

Обратите внимание на то, как японские художники обозначают черты лица человека — всего несколькими штрихами, которые просто указывают на располо­жение глаз, бровей, губ.

На этой картине присутствуют сразу три портрета девушек, которые музицируют.

Одежда у девушек разных цве­тов, с разными рисунками тканей, отличаются по цветы и банты. Девушки изображены в разных позах: одна стоит, вторая сидит в раздумье, третья танцует. В образах и позах японок художник передает их изящество, перемену дви­жений, динамику. Но мы можем также заметить их отрешенность, сконцентрированность на работе — видно, что они заняты делом и очень стараются его выполнить хорошо, а поэтому внимательны и сосредоточенны.

У каждой девушки свои жесты и настроение, разные у них оде­жда и выражения лиц. Несмотря на то что черты лица переданы похожими штрихами, видно, что у каждой из них свой облик.

V. Задание для самостоятельной работы

— Попробуйте нарисовать образ японской девушки.

— Как выгладит кимоно, из каких частей оно состоит? (Из про­сторного цветного халата и широкого пояса, который завя­зывается на спине бантом.)

У кимоно широкие рукава. К национальным особенностям древнего одеяния японцев относится и обувь, которую раньше делали на деревянной подошве и с кожаными ремешками. При ходьбе такие туфли громко стучали, поэтому получили название «стукалки».

У русских красавиц цвет волос чаще всего светлый, в описа­нии их портретов поэты часто упоминали «волосы цвета льна» или «цвета пшеницы", т. е. светлые.

— Какого цвета волосы у японок? (Черные.)

— Как выглядят прически у девушек на рисунке? (Волосы по­добраны вверх и заколоты особыми застежками шпильками, чтобы они не распадались.)

Япония — страна, которая расположена в части света под на­званием Азия, и населяющие ее люди отличаются от европейцев. Обычно японцы невысокого роста. У них узкие глаза немного растянутые к скулам, чаще всего черного цвета. Носы — маленькие и слегка приплюснутые.

Все эти особенности вам надо помнить, чтобы как можно точ­нее передать в рисунке портрет японки.

Подробнее, о японском доме, который совсем не по­хож на наши надежные, крепкие русские избы и о цветущих деревьях— вишнях, которое называется саку­ра, мы поговорим на следующем занятии. Пока же ваше задание — нарисовать портрет восточной красави­цы, жительницы далекой Японии.

Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, имейте в виду, что на следующем уроке вы будете рисовать пейзаж Японии, и ваших красавиц нужно будет расположить на фоне такого пейзажа. По­этому сегодня сам портрет выполняйте не очень крупным, чтобы он мог поместиться в пейзаж. (Школьники приступают к выполнению самостоятельного задания.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Работы, которые вы выполнили сегодня, надо взять на следующий урок, чтобы использовать их.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Автор: Цой Светлана Викторовна

Дата: 02.11.2023

Номер свидетельства: 639269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Страна Восходящего Солнца. Образ худ культуры Японии "
    ["seo_title"] => string(61) "strana-voskhodiashchiegho-solntsa-obraz-khud-kul-tury-iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "102409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402504102"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130164"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826395"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку "Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры". "
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-k-uroku-obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-iaponii-vietka-sakury"
    ["file_id"] => string(6) "130167"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415827170"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Искусство Японской живописи"
    ["seo_title"] => string(29) "iskusstvo-iaponskoi-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "308224"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458546381"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии""
    ["seo_title"] => string(70) "strana_voskhodiashchego_solntsa_obraz_khudozhestvennoi_kultury_iaponii"
    ["file_id"] => string(6) "630837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683198554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства