kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Каргопольская глиняная игрушка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока. Тема "Каргопольская глиняная игрушка. Истоки и современное развитие промысла"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Каргопольская глиняная игрушка»

Конспект открытого урока ИЗО в 5 классе

Тема: «Чудеса родного края. Каргопольская глиняная игрушка. Истоки и современное развитие промысла»

Тип урока : Изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с одним из 7 чудес Архангельской области – городом Каргополем (его архитектурой, промыслами, знаменитыми мастерами). Создать представление о красотах каргопольской земли и знаменитом промысле – каргопольской глиняной игрушке.

Задачи:

Образовательные – познакомится с архитектурными достопримечательностями Каргополя, познакомиться с народным промыслом – лепкой и росписью Каргопольской глиняной игрушки, научиться выполнять композицию из основных элементов каргопольской росписи.

Воспитательные – формирование духовно – нравственных качеств учащихся на основе традиций и знаний о Северном крае, о народных промыслах родного края.

Развивающие – развивать интерес к знаниям, мотивацию к изучению культуры родного края, обогащать историко-культурный словарь учащихся.

Способствовать развитию следующих УУД:

Личностных: положительной мотивации к учению, уважение к истории и искусству родного края, её культурному и историческому наследию

Познавательных: умение выполнять творческую работу, анализировать информацию

Коммуникативных: умение устанавливать рабочие отношения в группе, строить диалог с учителем и одноклассниками

Регулятивных: умение формулировать тему и цель работы, соотносить известный материал с новым.

Основные методы и приёмы: рассматривание ,обсуждение, учебный диалог , беседа, рассказ, работа в группах

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, краски, кисти, банки для воды.

Формы организации работы: фронтальная работа, работа в группе



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Приветствие. Настрой на роботу. Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, садитесь.. Сегодня у вас необычный урок. Перед уроком вы разделились на команды и ПРЕДСТАВЬТЕ, что вы отправитесь со своей командой путешествовать по родному краю.

Настрой на работу

  1. Актуализация знаний

Сейчас я вам прочитаю два стихотворения. Ваша задача найти в них по одному главному слову.

- «Чудеса бывают в жизни?»

- «А как же?

Ведь каждый жизни миг –

Есть крошечное чудо

И даже Из зеркала на вас глядящий лик

И вкус давно приевшегося блюда

Нас окружают чудеса. Они повсюду»


-Какое слово является главным в этом стихотворении?

(чудеса) (слово появляется на доске)


У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья..

У каждого на свете

Есть родина своя,

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.

- Какое слово в этом стихотворении главное? (Родина, РОДНОЙ КРАЙ) (слова появляются на доске)

Слушают стихотворения, отвечают на вопросы

  1. Подведение к теме и целям урока

-Посмотрите и скажите, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(о чудесах родного края). Соверщенно верно. Посмотрите, у меня в руках брошюра из школьной библиотеки о нашем родном крае _Архангельской области.(показ) Это своего рода туристический путиводитель по самым интересным, можно сказать УНИКАЛЬНЫМ местам нашего родного края. Есть такой раздел «7 чудес Архангельской области» (показ) Много чудес в нашем родном крае, но есть одно чудо - под номером 4 – это замечательный северный старинный городок. Наш сосед. Узнаете его? Послушайте…

Каргополь

автор: Ольга Ефимова Ярославль

 

Городок– загадочно и нежно

Я в который раз произношу.

Небольшой, на берегу Онеги,

Долго в своём сердце сохраню.

 

Чистый, светлый и гостеприимный,

С куполами древними церквей.

Ты живёшь не торопливой жизнью

Наполняя торжеством людей.

  

Вот в такой глубинке ощущаем

Простоту и нежность бытия.

И сама природа направляет

На хорошие и добрые дела.


-О Каком северном город е это стихотворение? (Каргополь)Чем же знаменит этот наш севреный городок? Это чудо Архангельской области? (Знаменит церквями и глиняной игрушкой). Совершенно верно. А раз у нас с вами урок изобразительного искусства, то с каким промыслом мы сегодня познакомимся поближе? (ПОКАЗ ОБРАЗЦА)(каргопольская глиняная игрушка) (слова появляются на доске)

-Как вы думаете, что мы могли бы сегодня на уроке подробно узнать об этом старинном промысле?

(когда появился, кто первый возродил лепку, , какие основные цвета в росписи, где на игрушках рисуют элементы росписи)

Ответы обучающихся








Слушают стихотворение, отвечают




















Отвечают на вопросы

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке информацию вы будете узнавать во время путешествия . Всей группой по часовой стрелке выполняете задания в конвертах. Обратно и задания и свои ответы в конверт складываете. Переходите к следующему заданию. На каждое задание отводиться по 8 минут. Начали.

1 задание (Архитектура города Каргополя) (Приложение 1)

2 задание (Архитектура города Каргополя.)(Приложение 2)

3 задание (Основные мотивы каргопольской игрушки. Работа с учебником стр. 70) (приложение 3)

4 задание (Выразитальность каргопольской росписи. Работа с учебником стр. 74) (Приложение 4)


Слушают задание







Переходят командой от задания к заданию.

Выполняют задание. Работают с раздаточным материалом.

  1. Рефлексия

С каким чудом Архангельской области вы сегодня познакомились? Много ли чудес Нашего родного края вами ещё не изучены. Т.е. у нашей сегодшяшней темы «Чудеса родного края» есть продолжение.

Поднимите руку те ребята, которые хотели бы продолжить изучать такую тему как «Чудеса родного края»

Поднимите руку те, кто не заинтересовался дальнейшим изучением родного края и считает, что сегодняшнего материала для него достаточно.

Отвечают на вопросы, поднимают руки.





Приложение 1 Соборы города Каргополя

Введенская церковь


В первом десятилетии XIX века на Соборной площади, на месте строений, погибших при пожаре 1765 года, возвели церковь Введения Богоматери во храм. По одним сведениям она сооружена в 1802 году, по другим - в 1809-м. Двухэтажное, на подклете, неуклюжее по пропорциям каменное здание, с одной главой и, словно надутой, сильно выступающей центральной апсидой. В настоящее время Введенская церковь входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь построена в 1740-1752 годах на месте деревянной приходской церкви на Соборной площади слева от Христорождественского собора. Самая высокая в городе (35 м), подчеркнуто строгая по форме, эта церковь с куполами в стиле барокко высится над окружающей местностью с тремя ярусами окон. Единственная церковь с двойными куполами. Недаром облик этой церкви больше других привлекает художников своим контрастом скупых форм с затейливым оглавием.



Христорождественский собор

Христорождественский собор - древнейший архитектурный памятник города (1552-1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Христорождественский собор был двухэтажным. Внизу находилось отапливаемое помещение (но из-за сырости служба там была прекращена еще в прошлом веке). За четыре века собор значительно "врос" в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли. Иконостас резной, позолоченный, сквозь золоченую резьбу просвечивается красная раскраска тябл. И резьба и живопись большинства икон относится к XVIII веку. В XVIII веке собор сильно пострадал от пожара, долгое время стоял раскрытым, без куполов. Очевидно, тогда же погибли и фрески. Ныне в помещении собора открыт филиал Каргопольского краеведческого музея.

Приложение 2 СОБОРЫ ГОРОДА КАРГОПОЛЯ Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы датируется 1678 - 1680 годами. Здание принадлежит к московскому типу пятиглавых бесстолпных храмов с трапезной и примыкающей колокольней (колокольня, которая традиционно была шатровой, перестроена в середине 18 века). Каргопольские каменных дел мастера распорядились и здесь со всей художественной смелостью. Перед ними была белокаменная гладь стен, и они украсили их по своему вкусу. Церковь Рождества Богородицы открывает собой ряд памятников особенного местного стиля, который можно назвать каргопольским узорочьем. Действующая церковь

Воскресенская церковь

Еще одним памятником того же века и того же стиля, что и Благовещенская церковь, является Воскресенская церковь конца XVII века, расположенная между Соборной площадью и Валушками. Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам: пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом. В убранстве своем он немногим уступает Благовещенской церкви – и здесь, на его белых стенах, вовсю разгулялась рука славных каргопольских мастеров. В фасадах Воскресенской церкви есть своя необъяснимая прелесть, и ходить возле одинокого древнего здания, стоящего на просторной площади, - большое наслаждение. Пожалуй, наиболее красива его южная стена.



Соборная колокольня

Один из значимых памятников архитектуры Каргополя Соборная колокольня (1772-1778). Расположенная на Соборной площади (пр. Октябрьский, 52 А) и воздвигнутая в честь Екатерины II, она является своеобразным символом города. Деревянный город горел часто. Наиболее страшным был пожар 1765 года. Погорельцами оказались почти все жители. В огне погибли многие деревянные постройки и даже каменные храмы. В то время Каргопольский уезд входил в состав Новгородской губернии. И по велению Екатерины II из казны было выделено 10.000 рублей на строительство новых домов. В благодарность за такую щедрость решили жители возвести в Каргополе каменную колонну в честь императрицы, но потом изменили свое решение и возвели колокольню, которая бы напоминала всем последующим поколениям, что именно Екатерина II возродила город из пепла. В 1772 г. купец Василий Григорьевич Кережин и мещанин Федор Степанович Шушерин по заключенному контракту начали строительство колокольни.  Соборная колокольня ориентирована строго на Санкт-Петербургский тракт (ныне ул. Ленинградская), по которому в Каргополь, по преданию, должна была приехать великая государыня. Это трехъярусное сооружение со смотровыми площадками, завершающееся высоким шпилем, увенчанным крестом (общая высота 61,3 м). На третьем ярусе висели не только колокола, но и часы со звоном (в 1990-е годы звонница на колокольне восстановлена). Колокольня приняла на себя градостроительные функции, создавая композиционный центр не только Соборной площади, но и городского пространства в целом.











Вопросы к Приложению 1

  1. Какую церковь возвели на Соборной площади Каргополя на месте строений, погибших при пожаре 1765 года?

  2. Как называется единственная в Каргополе церковь с двойными куполами?

  3. Какая церковь самая высокая в Каргополе?

  4. Как называется древнейший архитектурный памятник Каргополя? (годы постройки 1552-1562)

  5. Сколько этажей у этого собора?

Вопросы к Приложению 2

1Какую церковь можно назвать - ОНА СОЗДАННА В СТИЛЕ КАРГОПОЛЬСКОГО УЗОРОЧЬЯ?

2.Какая церковь в Каргополе расположена между Валушками и Соборной площадью?

3.Как называется один из самых значимых памятников архитектуры Каргополя, который находится в центре Соборной площади?

4.Какая императрица выделила 10 тыс. руб. на строительство Каргополя после пожара?

5.Какая высота у самой высокой постройки Каргополя?



Вопросы к Приложению 3

1.Как зовут мастерицу – игрушечницу, благодаря которой сохранился промысел лепки глиняной игрушки?

2.Какой самый популярный персонаж в каргопольской игрушке? Что это за сказочное существо?

3. Какой мастер сейчас сохраняет этот знаменитый промысел?

4.Чьи фигурки лепят каргопольские мастера?





Приложение 3 Каргопольская игрушка

Русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек.



Лишь несколько мастеров продолжали их делать. Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ульяны Ивановны Бабкиной, работавшией в 1930-х—1940-х годах. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки.

Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся.. Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки.



В 1970-х годах Валентин Дмитриевич Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, продолжил сохранять древний промысел и по сей день.



Продолжить читать учебник стр. 70

Приложение 4

Учебник стр. 74. Прочитать последний абзац.

Выполнить зарисовки на шаблоне основных элементов каргопольской росписи.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Каргопольская глиняная игрушка

Автор: Шелгинская Мария Николаевна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Лепная и расписная игрушка"
    ["seo_title"] => string(31) "liepnaia_i_raspisnaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "432829"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508227169"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Народная глиняная игрушка"
    ["seo_title"] => string(31) "narodnaia-ghlinianaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "284157"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453921474"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Каргопольская игрушка", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_karghopol_skaia_ighrushka_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "404564"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490781789"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Беседа на тему: «Каргопольская игрушка»"
    ["seo_title"] => string(37) "beseda_na_temu_kargopolskaia_igrushka"
    ["file_id"] => string(6) "638830"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698254687"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Древние образы в современных народных игрушках» Технологическая карта урока"
    ["seo_title"] => string(89) "drievniie-obrazy-v-sovriemiennykh-narodnykh-ighrushkakh-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "261248"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449082842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства