Данный урок познакомит учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла, воспитывает любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Хорошо влияет на творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСКУССТВО ГОРОДЦА »
Изобразительное искусство 5 класс
Учитель: Пасечник София Александровна
Тема урока: Искусство городца.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
2. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
3. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
4. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Оборудование и материалы:
1. Слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла.
2. Художественные материалы и разделочные деревянные доски.
3. Раздаточный материал: карточки с изображением порядка выполнения основных элементов городецкой декоративной композиции.
4. Плакаты-таблицы с изображениями предметов городецкого промысла.
5. Варианты росписи городецких разделочных досок.
План урока 14
1. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
2. Постановка художественной задачи.
3. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.
Ход урока 14
Беседа.
Учитель. Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска! Какие интересные и разные предметы мы видим на ней! Есть такие предметы и на моем столе. Посмотрите! Из чего они сделаны? (Из дерева.)
А из чего делают гжельскую посуду? А жостовские подносы?
Хорошо, что вы знаете.
А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла – Городца.
Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку.
Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева, Коскова и других деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
Быстро летит время. Кажется, давно ли на смену деревянной посуде пришла фарфоровая! А сколько игрушек делается теперь из резины, пластмассы, синтетических материалов? Забыто и домашнее прядение. Люди шьют себе платья из тканей фабричной работы. Немало изделий, продававшихся встарь на субботних городецких базарах, украшают ныне лишь музейные стенды, считаясь истинными произведениями народного искусства.
Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство – это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка, дополненные инкрустацией мореным дубом, охотно раскупались.
С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьезно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной. В рубленых деревянных избах вдруг расцветал праздник красок. Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала ее на стену. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший ее, был таким же крестьянином, и то, что поражало и радовало его, не могло не поразить и не порадовать того, для кого он старался.
Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день.
Птица и конь – главные герои городецкой росписи.
Розаны – основные элементы декоративной композиции. Есть здесь и так называемые «бубенчик» и «купавка».
Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
Какие сказки вам вспоминаются? («Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек» и др.)
Постановка художественной задачи.
Учитель. А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы постараемся научиться писать розаны и птицу.
Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.
Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой композиции.
Учитель демонстрирует выполнение элементов росписи на мольберте.)
Ребята стараются выполнить как можно больше элементов росписи за урок.
5 класс Урок. Искусство городца.
Последовательность выполнения бубенчика, купавки, розана