Цель урока: создание коллективной мозаики павловопосадского платка в технике бумажная аппликация.
Задачи:
• обучающая: формирование навыков вырезания цветов из бумаги;
• развивающая: компоновка элементов узора по принципам симметрии;
• коррекционная: вовлечение детей с ОВЗ, ЗПР в коллективный труд; развитие тактильных ощущений при работе с бумагой; переключаемость ребенка с одного вида деятельности в другой;
• воспитательная: содействовать созданию благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, взаимовыручки, самостоятельности, любознательности; чувство гордости за известный российский промысел.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: урок декоративного творчества.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование для учителя: ПК, проектор.
Материалы для учителя: конспект урока, коллекция павловопосадских и др. платков, лист ватмана для платка;
Материалы для ученика: квадратики цветной бумаги, клей, ножницы.
Зрительный ряд: настоящие платки, слайды с цветами, слайды с приемами вырезания цветов из бумаги.
Музыкальный ряд:
План урока:
I. Вводно-мотивационный этап – 5 мин.
II. Операционно-содержательный этап – 15 мин.
III. Рефлексивно-оценочный этап – 20 мин.
Содержание урока:
I. Вводно-мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Тогда начнем!
На нашей Земле очень много красот, доставляющих нам эстетическое удовольствие. Например, прекрасные животные: олень, тигр, конь. Птицы: лебедь, голубь, попугай.
- Что еще их земных красот радует наш глаз? (дети перечисляют)
- Да, конечно, цветы! (показываю слайды с цветами)
Люди давно заметили их красоту и стали применять их в промыслах.
Промысел – это преобладание определенного вида народного искусства.
- Какие вы уже знаете промыслы России, где цветок является главным украшением? ( Хохлома, Гжель, Жостово)
- Как вы думаете, что производят на ней? Поскольку роза – цветок, то изделие с ним принадлежит какому костюму? Женскому!
- Что из женского костюма украшают цветами? (Платки)
Да, шелковые и шерстяные платки! (слайды с платками)
Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область).
История павлопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России.
Русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и букетики цветов… Изначально искусные мастера расписывали платки вручную.
Но в 18 в. производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках.
Уже тогда техника производства позволяла делать узоры способом набивки: мастер из широкой доски стамеской вырезал крупные цветки платка; из второй доски вырезал цветы поменьше; на третьей – листья. Итак, вырезалось столько досок, сколько нужно было сделать узоров. Порой количество досок доходило до 10. затем каждую доску смазывали разным цветом и прислоняли к чистому платку. Процесс был трудоемким. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов. Развитие производства позволило удешевить продукцию, сделав платки достоянием более широких масс.
Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.
- Давайте полюбуемся на русских красавиц в знаменитых платках! (слайды)
«Психологическая установка на работу»
(упражнение на снятие усталости)
- Сядьте тихо, удобно, опустите голову на грудь, повторяйте за мной:
(звучит тихая музыка)
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание мое растет.
Я как разведчик – все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (пауза).
Я хочу учиться!
Я очень хочу учиться!
Я готов к работе! (открываем глаза)
Работаю!
- Вам понравились платки? Хоть это и трудоемкий процесс, но давайте попробуем всем классом изготовить хотя бы один платок?
I способ:
- Для начала возьмем красный квадратик. Согнем его по диагонали. Еще раз согнем по диагонали. Затем нарисуем на получившемся треугольнике две половинки листика и вырежем его (показываю ).
- Получилось? Украсим цветочек желтой серединкой и приклеим его по какого цвета линии? По красной!
2 способ:
- Возьмем голубой квадратик. Сложим его пополам. Затем слаживаем в виде кулечка, в три раза (показываю ).
- Получилось? Клеим желтую серединку и клеим по какой линии? По голубой!
- Можно кончики лепестков загнуть ножницами (показываю).
3 способ:
- Зеленую полоску возьмем и сложим гармошкой. С каждой стороны рисуем по половине листика и отрезаем (показываю).
- Получилось? Приклеиваем листики к нашим цветочкам.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
(Каждому нужно вырезать весь комплект цветов и листьев, приклеить их в нужное место).
В середине рефлексии предлагается Пальчиковая игра «Колечко»:
(Упражнения для развития мелкой моторики, внимания и удержания программы действий)
Поочерёдно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и (последовательно) указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения нужно выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем, обеими руками вместе
- Работаем, ребята!
Ближе к концу урока прошу детей выносить свои работы и крепить на магнит к доске. Они должны понять принцип построения платка и правильно составить коллективную мозаику.
- Вам понравилось ваше изделие? Раз уж вы много узнали о павловопосадском платке, можем ли мы узнать его среди тысячи других?
- Тогда обернитесь! (приглашаю детей с ОВЗ, ЗПР встать, выбрать и вывести перед классом гостей, на плечах которых лежит настоящий платок).