kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Графика и различные графические техники

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по Рисунку,

1 курс, специальность 072501 Дизайн

 

Тема урока: «Графика и различные графические техники»

 

Цели и задачи урока:

Обучающая: Дать определение графики как виду искусства, выявить основные  характерные особенности следующих материалов: соус, сангина, уголь, пастель, кофе. Обучить навыкам работы различными графическими материалами. Закрепить знания о компоновке  рисунка, построении, о значении света и тени и методов передачи объёма предметов.

Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности.

Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.

Оборудование урока: интерактивное оборудование, слайды, оригиналы графических работ, репродукции работ художников-графиков, различные графические материалы: соус, сангина, тушь, уголь, пастель, бумага, растворимый кофе в качестве материала по графике.

Материалы для студентов: бумага различных фактур и тона, соус, сангина, тушь, уголь, пастель.

План урока:

1.    Графика как вид искусства. Три вида графики: монументальная, станковая, декоративная.

2.    Специфика графики. Два типа станковой графики: эстамп и рисунок. Рисунок – главное выразительное средство.

3.    Зарождение рисунка в эпоху верхнего палеолита.  Становление рисунка как самостоятельного вида.

4.    Особенности различных техник и материалов в рисунке (уголь, сангина, пастель, соус, кофе).

5.    Самостоятельная работа учащихся в различных техниках на выбор: наброски предметов или творческие зарисовки.

6.    Анализ работ студентов. Вывод: основные отличия графики от живописи.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Графика и различные графические техники »

План-конспект открытого урока по Рисунку,

1 курс, специальность 072501 Дизайн


Тема урока: «Графика и различные графические техники»


Цели и задачи урока:

Обучающая: Дать определение графики как виду искусства, выявить основные характерные особенности следующих материалов: соус, сангина, уголь, пастель, кофе. Обучить навыкам работы различными графическими материалами. Закрепить знания о компоновке  рисунка, построении, о значении света и тени и методов передачи объёма предметов.

Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности.

Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.

Оборудование урока: интерактивное оборудование, слайды, оригиналы графических работ, репродукции работ художников-графиков, различные графические материалы: соус, сангина, тушь, уголь, пастель, бумага, растворимый кофе в качестве материала по графике.

Материалы для студентов: бумага различных фактур и тона, соус, сангина, тушь, уголь, пастель.

План урока:

1.    Графика как вид искусства. Три вида графики: монументальная, станковая, декоративная.

2.    Специфика графики. Два типа станковой графики: эстамп и рисунок. Рисунок – главное выразительное средство.

3.    Зарождение рисунка в эпоху верхнего палеолита.  Становление рисунка как самостоятельного вида.

4.    Особенности различных техник и материалов в рисунке (уголь, сангина, пастель, соус, кофе).

5.    Самостоятельная работа учащихся в различных техниках на выбор: наброски предметов или творческие зарисовки.

6.    Анализ работ студентов. Вывод: основные отличия графики от живописи.

1. Показываю студентам различные работы в графической технике.

Задаю вопрос: Что объединяет все представленные работы? Студенты отвечают.
Учитель: На основе различных признаков изобразительное искусство можно распределить по различным группам и видам.

Один из видов искусства – графика, относится к пространственным (пластическим) видам искусства. Само слово «графика» ведет своё начало от греческого слова –  grapho -пишу, рисую. Рисунок  демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.)

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: учитель показывает слайд-фильм.
Монументальную - тесно связанную с  архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны.
Станковую – выполняемую «на станке», не имеющую связи с  определённым интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием         (рисунок, эстамп, лубок).

Декоративную – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика – композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других «живых» материалов.

2.   Вопрос: Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие виды  изобразительного искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

Студенты отвечают. 

Обобщаю ответы:

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет – в  живописи).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видами графики.
Станковая графика в зависимости от характера и техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Учитель показывает слайды и оригиналы графических работ.
Эстамп – от французского – штамповать, оттискивать – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого – либо твёрдого материала, с которым потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике и в плакате.
Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий,  является станковый рисунок.

Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом - карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью.

Рисунок – изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

3. Показываю слайд-фильм и комментирую:

Зародился рисунок ещё в эпоху верхнего палеолита – рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании и др.) рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

«Рисунок, который называют рисунком наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. Рисунок - источник и корень всякой науки» - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становится самостоятельной ценностью (17-18 в.в.) Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появится графитный карандаш и резиновый ластик. В 19  веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.

4.    Предлагаю студентам рассмотреть  особенности различных материалов для рисунка. Для этого предлагаю студентам выйти к мольберту, где прикреплён лист бумаги, и, проведя несколько линий любым материалом, дать ему характеристику. Обобщаю ответы  студентов и дополняю их.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники,  работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911).

Сангина – так же  и уголь, широко применяется в рисунке.  Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному.  Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением  растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок  цветными мелками приближает графику к живописи.

Пастельными палочками рисуют на шероховатой бумаге, картоне.  Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая «чистая  пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один  слой на другой и растирая их растушёвкой или рукой. Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И.Левитан, В. А. Серов.

Соус – разновидность пастели. Имеет широкую гамму цветов, соус можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм. обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокалённого волоса или шерсти различных животных – беличьи, барсучьи, колонковые и других.
Кофейная графика. Одно из современных направлений в графике – использование в работе новых материалов. В частности, кофе. Кофейная графика выполняется разведённым растворимым кофе, она позволяет добиться приятного коричневатого тона в работе и различных тональностей. Кофе смешивается с водой на палитре, и работа выполняется в технике гризайль.

Каждое графическое средство можно использовать как самостоятельный материал, так и как дополнение к другому материалу. Например, уголь применяется для подготовки рисунка под масляную живопись, а пастель хорошо совмещать с такими техниками как гуашь и акварель.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

5. Предлагаю студентам перейти к практической работе и выполнить либо наброски предметов различными материалами, либо создать творческие зарисовки. Студенты выполняют наброски и зарисовки различными материалами в течении 45 минут. Далее контролирую работу студентов, вместе с ними проводим просмотр работ и обсуждение.

6. Вместе со студентами подвожу итог урока:
Рассматривая различные виды графических работ и выполняя наброски и зарисовки разнообразными материалами, мы всё ближе и ближе подошли к живописи. Но так же в процессе нашей работы мы выявили и основные отличия графики от живописи. (Обращаюсь к студентам) Давайте сформулируем вместе основные отличия графики от живописи. Итак:

•    Огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким либо инструментом – будь то резец, карандаш или кисть, либо создаётся соседствующими пятнами – ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши.

•    Графика более контрастна, в основном это контраст чёрного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаще всего является бумага – она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка или фона).

•    Графика не загромождает пространство, а наоборот, создаёт его, в чем-то она похожа на музыку- ей свойственны паузы, и паузы  эти играют большую роль.

•    Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания.

•    Графика, в основном, имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т.д.)

В качестве небольшого заключения:

Человек иногда напевает что-то своё, если у него легко на душе, пишет стихи, если испытывает, например, чувство влюблённости. Не обращал ли каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш  лист бумаги? Возникают странные образы- лица, фигурки, просто композиции из линий. Проведена кривая – и рождается странный образ птицы – изгиб крыла….Даже простой непрофессиональный рисунок – уже отражение внутреннего мира человека, его мыслей, состояния души. Так и в высокохудожественных самостоятельных работах через изгиб линий, стиль штриха, форму пятна отражается как внутренний мир художника так и восприятие автором мира окружающего.

Анализ урока.

Вывод.

Итог урока.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Графика и различные графические техники

Автор: Иноземцева Ирина Николаевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Программа кружка «3D графика» "
    ["seo_title"] => string(30) "proghramma-kruzhka-3d-ghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "178593"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424858952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Виды компьютерной графики" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vidy-komp-iutiernoi-ghrafiki"
    ["file_id"] => string(6) "240697"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445092513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Нитяная графика "
    ["seo_title"] => string(18) "nitianaia-ghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "113843"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411068279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Приемы работы с различными графическими материалами. "
    ["seo_title"] => string(57) "priiemy-raboty-s-razlichnymi-ghrafichieskimi-matierialami"
    ["file_id"] => string(6) "242210"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445421985"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства