Предлагаю Вашему вниманию разработку урока для 5 класса по теме: "ГОРОДЕЦКАЯ роспись", из раздела связь времён в народном искусстве. Особое место в моей работе занимает история промысла, которую учителя могут использовать готовясь к урокам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В документах Министерства образования Российской Федерации подчёркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых школьники овладевают определёнными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приёмы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приёмы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети школьного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
Таким образом актуальность данной работы заключается в том, что сохранение и распространение культурного наследия русского народа во всех его проявлениях является животрепещущей проблемой на протяжении долгого времени, а передача знаний — способом его сохранить и приумножить.
При выполнении данной работы, я более подробно открыла для себя мир городецкой росписи со всеми своими секретами, манерой росписи и историей развития. Я более подробно изучала литературу по этой росписи, научилась более точно рисовать элементы, собирая их в единую композицию.
Цель работы:
Научить детей поэтапному рисованию элемента городецкой росписи «ГОРОДЕЦКИЙ ФАЗАН».
Задачи работы:
1. Ознакомить с народными ремёслами России, с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Знакомство с узорами в изделиях мастеров города Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулирование стремления своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
1. Творческое развитие обучающихся на основе содержания предмета «Изобразительное искусство»
1.1 Основные направления преподавания изобразительного искусства в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Ключевые категории ФГОС «второго поколения» определяют понятие «фундаментальное ядро содержания образования»: базовые национальные ценности; основные элементы научного знания; универсальные учебные действия.
Базовые национальные ценности на уроках «Изобразительного искусства» формируются в процессе изучения истории пространственных искусств и мирового наследия живописи, скульптуры, архитектуры и др. видов, центром которых всегда была проблема бытия человека, его идеалы и ценности.
Основные элементы научного знания на уроках изобразительного искусства заключаются в основах изобразительной (художественной) грамоты, понятиях о художественных категориях – вид, жанр, стиль, выразительные средства (линия, пятно, композиция, ритм и др.), художественный образ, художник (творец) – зритель (созерцатель) и др.
Стандартом установлены требования к результатам освоения обучающимися основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения образовательной программы по «Изобразительному искусству» (5–7 классы) отражаются в знании культуры своего народа и человечества; усвоении национальных и мировых моральных и культурных ценностей; развитии чувства прекрасного через освоение художественного наследия народов России, мира, а также осмысление их в процессе непосредственной художественно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты включают такие категории, как «ключевые компетенции» и «универсальные учебные действия».
Метапредметные результаты в процессе изучения «Изобразительного искусства» выражаются в умении самостоятельного определения творческих целей и задач; в развитии мотивов и интересов творческой деятельности; в формировании оценки, самооценки, критического мышления; в развитии умений анализировать, ассоциировать, абстрагировать, находить параллели, выделять главное и второстепенное; в развитии умения работать в творческих группах, выражать свои мысли посредством изобразительного искусства; в умении использовать информационные технологии; переносить полученные навыки художественность деятельности (создание композиции, цветовое решение, соотношение форм и пропорций) в реалии повседневной жизни.
В основной школе изобразительное искусство направлено на приобретение предметных результатов:
– формирование у школьников интереса к предмету;
– формирование уважения к культуре России и мира;
– развитие понимания значимости искусства для человека;
– развитие эмоционально-образного восприятия предметов искусства и действительности;
– становление творческого мышления и воображения;
– накопление эмоционально-чувственного опыта;
– развитие эстетической отзывчивости и потребности;
– развитие творческих способностей в процессе художественно-творческой деятельности.
ФГОС основного общего образования предусматривают развитие универсальных учебных действий в преемственности с начальной и старшей школой. На уроках изобразительного искусства основного звена универсальные учебные действия положены в основу выбора содержания урока, приёмов, методов, форм обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей обучающихся.
1.2 Содержание предмета «Изобразительное искусство»
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе согласно ФГОС предусматривает освоение основных художественных категорий, основ художественной грамоты, способов и приёмов художественно-творческой деятельности.
Сохраняя преемственность с начальной школой, содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе включает основы пространственных видов искусств: изобразительного (живопись, скульптура, графика), конструктивного (архитектура и дизайн) и видов декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, керамика, ткачество, вышивка и др.); его связь с другими искусствами – временными (музыка, литература) и пространственно-временными (театр, кино, танец). Идет процесс формирования знаний о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, исторический, бытовой, мифологический).
В этот период учащиеся учатся различать стили и направления в искусстве в процессе знакомства с произведениями искусства великих мастеров прошлого и современности, зарубежных и отечественных художественных школ.
Учащиеся осваивают приёмы работы с различными художественными материалами. В структуру содержания включены понятия о выразительных средствах и приёмах художественного изображения (цвет, свет, колорит, насыщенность, тон, объём, контраст, текстура, фактура, плановость, пятно, линия, штрих, контур, силуэт, линия, симметрия, асимметрия, ритм, статика, динамика и др.).
Обучающиеся осваивают законы изображения пространства, правила перспективы и композиции, законы цветоведения и светотени.
Содержание примерных программ по предмету «Изобразительное искусство» в 5-8 классах включает изучение основных тем, объединенных в блоки «Человек и изобразительное искусство», «Пластические искусства», «Язык и выразительные средства изобразительного искусства», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Стили и направления в изобразительном искусстве».
1.3 Планируемые результаты образования по предмету «Изобразительное искусство» (5-8 классы)
Художественное образование является эффективным средством всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно ФГОС ООО в основу обучения, в том числе и художественно-эстетического, положены проблемно-деятельностный и компетентностный подходы. В ходе собственной художественно-творческой деятельности обучающиеся должны овладеть не просто предметными (художественными) знаниями, умениями и навыками, но и личностными и метапредметными результатами (компетенциями и универсальными учебными действиями).
Планируемый результат образования можно представить в виде ступеней, по которым поднимается обучающийся. I ступень – знания, умения, навыки, II – компетентности (желание учиться, применять эти ЗУНы в деятельности), III – УУД (универсальные учебные действия – умение учиться).
Таким образом, планируемые результаты современного образования в процессе изучения «Изобразительного искусства» выражаются не только в умении создавать художественно-творческий продукт (рисунок, аппликацию, макет, модель и др.), но и в приобретении опыта самостоятельного определения творческих целей и задач; в развитии мотивов и интересов художественно-творческой деятельности; в формировании оценки, самооценки, критического мышления; в развитии умений анализировать, ассоциировать, абстрагировать, находить параллели, выделять главное и второстепенное; в развитии умения работать как индивидуально, так и в творческих группах и коллективах; выражать свои мысли посредством изобразительного искусства; в умении использовать информационные технологии; переносить полученные навыки художественно-творческой деятельности (создание композиции, цветовое решение, соотношение форм и пропорций) в реалии повседневной жизни.
Содержание примерных программ по предмету «Изобразительное искусство» в 5-8 классах включает изучение основных тем, объединенных в блоки «Человек и изобразительное искусство», «Пластические искусства», «Язык и выразительные средства изобразительного искусства», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Стили и направления в изобразительном искусстве».
2. Городецкая роспись
2.1. История городецкой росписи.
Со времён активного заселения в XVII веке заволжских лесов в районе города Городец активно развивались различные виды промыслов, например: деревообработка в различных проявлениях, гончарный промысел, ткачество и прядение, кружевоплетение, золотошвейный промысел, изготовление глиняных игрушек и посуды. Такое разнообразие производств была обосновано неплодородием почв в этом районе, крестьяне страдали от малоземелья, окружающие город густые леса служили источником постоянного сырья, к тому же поблизости располагалась Макарьевская ярмарка, где можно было продавать ремесленные изделия. С большим искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники.
На берегу Волги располагался щепной ряд. Привозили всё, кто что мог и умел делать. Рядом с хохломской расписной посудой располагались яркие по цвету городецкие донца. Товар продавался и покупался на базарах не только в розницу, но и оптом. Скупщики, или, как их ещё называли, «браки» (от слова «брать»), скупали перед базарами изделия уже дома у мастеров,
Возникновение расписных прялочных «донец», наряду с резными, датируют серединой XIX в. Их появление было обусловлено необходимостью удовлетворить спрос на этот товар менее трудоёмким способом. Расписные прялки были яркими, нарядными, и, конечно, среди этого многоцветия изделия с инкрустацией терялись. Поэтому резчики начали подцвечивать резьбу. Подкрашивали светлые тона дерева, а также вставки из черного дуба. На первых порах для этого использовали сок ягод и кореньев, впоследствии стали пользоваться красками, которыми выполняли роспись художники. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, в котором огромное значение приобретает яркий цвет. Резные донца теперь выглядели наряднее. Мастера стали подкрашивать каждый ярус своим цветом. Это придавало изделию больше изящества и выразительности. Кроме донец, мастера расписывали и другие изделия. Были среди них бураки, поставки, солонки, детские стульчики, каталки, игрушки. Как писал А.С. Коновалов, многие инкрустированные и раскрашенные донца были настолько близки к более поздним расписным, или «намазным», что от них до живописи мастеру оставалось сделать только один шаг - заменить резцы кистью.[4] Местные предания сообщают, что этот шаг был сделан в 1870 году, когда в село Косково из Городца приехал опытный живописец, впервые применивший в росписи донец приёмы свободной кистевой росписи. Этим мастером был Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в курцевской церкви. Он с первых дней наблюдал за работой курцевских и косковских мужиков. Будучи знакомым с тонкостями и секретами красильного мастерства, научил этому делу местных мастеров. От Огуречникова они узнали, что краску надо готовить не на воде, а на жидком столярном клее, научились варить льняное масло, чтобы оно лучше сохло. Секреты своего мастерства он уступал неохотно и не сразу. Своими руками он показал, как пишутся кони беличьей кистью, нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента - розы, «купавки», которые потом повторялись весьма разнообразно многими мастерами.
Расписные донца хорошо были приняты в среде бывших потребителей резных донец. Никто уже не хотел брать донец резных, и их производство через несколько лет прекратилось. Все мастера стремились постичь роспись. Переход к расписным изделиям оказался процессом нелёгким. Не всё получалось, так как переориентировать на роспись нужно было всех мастеров большого промысла. Среди мастеров этого периода, полностью перешедших на роспись, можно назвать братьев Лазаря и Антона Мельниковых, Гаврилу Полякова, Терентия Беляева и Игнатия Мазина, братьев Сундуковых, Игнатия Лебедева и Федора Красноярова и многих других. К тому времени работало более 70 мастеров. Первые расписные донца еще очень напоминали инкрустированные и резные. Однако они были очень разностильными. Со временем ситуация изменилась и в росписи стал вырабатываться единый стиль. Этому способствовало то, что деревни, где занимались росписью, находились в двух-трех километрах друг от друга. Жители их общались между собой и, естественно, видели, как работают соседи. Удачные находки перенимались. Но всё же у каждого мастера были излюбленные темы и мотивы росписи. Каждый имел свой почерк в росписи. И даже приобретая роспись у соседа в качестве образца, мастер никогда не повторял в точности то, что видел перед собой. Он вносил в работу новые элементы, использовал свою цветовую палитру. Среди мастеров-художников возникала соревновательность. Это способствовало улучшению качества росписи, а также увеличению числа разнообразных сюжетов.
Большинство семей, занимавшихся росписью, работали прямо в избе. Красильни были большой редкостью. Расписывали изделия не по одному, а партиями. Первый этап работы состоял в грунтовке донец клеевыми красками. Для этого мастер заготавливал различные колера. Колер зависел только от фантазии мастера. Нередко, чтобы цветовая гамма фонов была более разнообразной, художник, выкрасив несколько донец, добавлял в колер краску, чтобы изменить цвет. Благодаря этому цветовая палитра заготовленных под роспись донец была очень разнообразной. После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удалял поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донце. Основа была готова под роспись. Роспись велась такими же красками, приготовленными на клею. Они хранились в глиняных плошках - чебулашках. Краски для росписи составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта. Это позволяло создать сгармонизированную цветовую палитру.
Первым этапом росписи шел «подмалёвок». Мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу или цветок. Этим цветом он проходил по всей партии донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. Теперь мастер приступал к «оттенёвке». Более тёмным цветом, чем подмалёвок, он наносил мазки на цветы, выделял тычинки, прописывал прожилки листочков. Последним этапом была «разживка». Она выполнялась чёрным или белым цветом, способствовала оживлению росписи, объединяла все мотивы в целостную композицию. [4]
Просушенное после росписи изделие мастер покрывал олифой. Когда она высыхала, изделие было готово на продажу. Можно сказать, что в деревнях, разбросанных близ Городца (Ахлебаихи, Репино, Курцево, Косково), сложился единый стиль письма.
Все этапы производства на момент складывания технологий и основ росписи соответствовали простой линии трансляции знаний от отца к сыну, от дочери к матери, от старшего к младшему.
Выбор сюжетов для композиций зависел от того, на каком донце писал мастер. Приступая к грунтовке, мастер рассортировывал донца по ширине лопасти и по её качеству. Более узкие и сучковатые заготовки шли на изготовление донец для продажи на базар. Их называли «рядовыми». Расписывали такие донца быстро, поэтому и сюжеты брали незамысловатые, например: всадников около дерева или куст с цветами, одного коня или гуляющих девушек, кавалера и пр. Композиции «дорогих» прялок изображали самые разнообразные сцены - свадьбы и многолюдные застолья, беседы и встречи барышень и кавалеров, сватовство и парадные выезды. Мастера часто брали сюжеты из жизни. Они поражали своей наблюдательностью и находчивостью. Донца, выходившие из-под рук мастера, были яркими и сочными по цвету, а выполненные черной или белой краской «разживки» делали изделия ещё более нарядными. Расписанные в одном экземпляре по специальному заказу донца называли «подарочными» или «уникальными». И как же не уникальна будет работа, если расписывал её мастер несколько дней. Такие донца были как правило подписными. Чаше всего их дарил отец дочери или жених невесте. Ей желали весёлой свадьбы, хорошего жениха, счастливой и светлой жизни. Эти пожелания выражались в изображениях на прялке: богатый дом, карета с тройкой лошадей, праздничные застолья. К такому виду донец относятся работы с батальными сценами Гаврилы Полякова. Они поражают грандиозностью замысла и виртуозностью исполнения.
Работы городецких мастеров отличаются наблюдательностью, умением, подойти к работе с юмором с выдумкой. Эти особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение, от деда отцам, от отцов сыновьям. Богатая палитра росписи не имела предела, хотя при этом изделия городецких мастеров отличались огромной культурой цвета. У каждого мастера была излюбленная палитра, найденные им оттенки цвета и их сочетания.
В конце XIX века городецкий промысел переживает упадок, вызванный тем, что дерево, необходимое для заготовки «белья», сильно подорожало. Быстро развивалось мануфактурное производство. В связи с этим появилось много дешёвого ситца, который вытеснил ткани, изготавливаемые вручную. Отпала надобность в прялках, гребнях, мочесниках, веретёнах - нехитрых орудиях деревенской пряхи. Ещё больше усугубила дело Первая мировая война, когда разорялись целыми деревнями и уходили в город искать работу или просить милостыню. В это время промысел практически перестаёт существовать и попытка восстановить его становится делом весьма нелёгким. Обучение молодого поколения мастерству в такой ситуации также приостановилось. Порой в нечеловеческих условиях войны, голода и разрухи приходилось выживать простым крестьянам, труд которых и являлся залогом существования и трансляции народного городецкого промысла. Многие пережившие эту эпоху говорят об отсутствии периода детства у родившихся тогда, а, следовательно, и возможности усвоения с младых лет тонкой творческой сути городецкой росписи. [6]
В 1919 году издаётся декрет «О мерах содействия кустарной промышленности». Он должен был улучшить положение промысла, но это было не очень просто, так как приоритеты в развитии получили те промыслы, изделия которых и раньше имели спрос как у городских, так и у сельских покупателей. Такими промыслами оказались Федоскино, Жостово, Хохлома, где изготавливались расписные коробочки и шкатулки, металлические подносы и росписная посуда. Намного сложнее оказалось положение городецких мастеров, их основные покупатели долго не могли повысить своё благосостояние после тяжёлых войн. Не было интереса к выпускаемой промыслом продукции, да и сюжеты, изображаемые на ней, потеряли связь с крестьянскими представлениями о счастливой жизни. Перед мастерами городецкой росписи встала острая необходимость искать новые пути развития, чтобы промысел не исчез совсем.
На выручку пришли искусствоведы, художники, организаторы промысловой кооперации. Они содействовали возрождению ценнейших видов народного творчества. На помощь мастерам городецкой росписи в 1935 году был направлен Иван Иванович Овешков. Ему было поручено организовать в промколхозе имени С. М. Кирова художественную мастерскую и привлечь к работе в ней старых мастеров. На первых порах вернувшиеся к ремеслу художники пытались восстановить былую лёгкость письма, работая на бумаге. Это было не совсем просто и непривычно, однако сокращало заботы о подготовке «белья» и позволяло смелее работать при написании новых мотивов, отрабатывая и улучшая их. Здесь же обучали молодёжь, пытались заинтересовать старинным промыслом. Однако его усилия были напрасны. Художественная мастерская в промколхозе была на положении пасынка. Её значение недооценивали, она не обеспечивалась необходимыми заготовками, а многие идеи в имеющемся производстве вообще оказались неосуществимы. Но мастера не сдавались. В 1936 г. мастерская переместилась в помещение церкви в селе Нуриеве. Кроме И. К. Лебедева, Ф. С. Красноярова и П. Д. Колесова, в общественную красильню из надомников перешел И. А. Мазин. Начали работать вновь пришедшие Д. И. Крюков, Т. С. Крюков, В. К. Смирнов. Появились у мастеров и ученики. С 1937 года производственные и художественные мастерские переходят под руководство промколхоза «Стахановец» с центром в деревне Косково. Новое руководство всеми силами пытается помочь промыслу, для чего рекомендует перевести роспись на мелкие изделия — токарные солонки, кандейки, поставки. Городецкая роспись, выполняемая на крупных изделиях, на мелких теряет свое своеобразие и живописность. «Эти обстоятельства приводили к тому, - писал А.Е. Коновалов, - что своеобразие городецкого искусства утрачивалось, традиции забывались. Вместо привычной для мастеров росписи клеевыми красками мастерскую перевели на роспись масляными красками. Токарные изделия после их просушки на колосниках сначала шкурили наждачной бумагой, затем грунтовали мелом с добавлением сухой краски (берлинской лазури или киновари), перетирали эту массу, разведенную на воде, на машинке-краскотёрке с небольшим добавлением столярного клея, и получался грунт. Называлась эта операция «опылёвка». Затем снова шкурили наждачной бумагой. Четвёртой операцией была грунтовка, выполнявшаяся уже масляной краской, разведённой на олифе. После просушки изделия поступали в роспись. Их расписывали тоже масляными красками в три приёма: подмалёвка основных пятен, оттенёвка их тёмными красками и разживка белилами. После каждой операции было необходимо просушивать изделия в течение суток. Последней операцией было покрытие масляным лаком. В отличие от старой технологии, когда покрывали вареным льняным маслом, эта новая технология была совершенно чуждой для старых мастеров... Словом, в массовой продукции, изготовлявшейся в курцевской мастерской, городецкое искусство становилось весьма неприглядным». [4]
Метание руководства привело промысел к такому состоянию, что городецкие розы и купавки стали писать на золотом фоне. Это была уже и не Хохлома, но и от Городца здесь мало что осталось. А вскоре и вообще перешли на роспись хохломской «кудрины». Лишь выставка «Народное творчество», организованная в Москве в 1937 году, вновь позволила мастерам вернуться к традиционной городецкой росписи, к её подлинной традиционной красоте. Однако и этот подъём оказался недолгим. В 1941 году началась Великая Отечественная война и большая часть мастеров ушла на фронт. Уходили из жизни старые мастера И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, И. К. Лебедев, В. К. Смирнов, Т. С. Крюков. Погибли на войне более молодые художники. После окончания войны разорившиеся деревни и города нужно было восстанавливать. Все силы были положены на это. И уже никто не вспоминал о восстановлении промысла. Лишь в 1950 году после выступления на пленуме Городецкого райкома ВКП(б) А. Е. Коновалова, одного из мастеров городецкого промысла, ученика Лебедева и Федора Красноярова, появились надежды, что о городецкой росписи вспомнят. А.Е. Коновалов очень тяжело переживал упадок своего промысла. Было больно смотреть, как умирают последние мастера, владевшие ремеслом. И когда в марте 1951 г. была учреждена артель «Стахановец», на базе которой организовали художественные мастерские, Коновалов согласился стать председателем этой артели.
В 1954 г. толчком для перехода артели на роспись послужил объявленный Советом промысловой кооперации РСФСР конкурс на создание новых образцов для предприятий художественных промыслов. В нем приняли участие два художника, представившие на конкурс изделия с городецкой росписью. Это были А.Е. Коновалов и Д.И. Крюков. Работа А.Е. Коновалова была отмечена Дипломом второй степени, и Институт Художественной Промышленности заключил с мастером договор о разработке новых комплектов детской мебели, за который впоследствии (в 1960 г.) в Москве художник получил Диплом первой степени. Пока Коновалов работал в Москве, в артели появилось новое руководство, которое главной своей целью ставило увеличение выпуска продукции и получение наибольшей прибыли. Роспись казалась делом малоприбыльным, да и материальных затрат она требовала больше. К тому же, чтобы развивать деятельность мастерской, необходимо было начать подготовку мастеров по росписи. Понимая всю сложность ситуации, А. Е. Коновалов перебирается в Семёнов, где с 1957 году начинает преподавать в профтехшколе городецкую роспись. И уже через два года, в 1959 году, школа делает первый выпуск. В 1960 году артель «Стахановец» преобразовывается в фабрику «Городецкая роспись», а в 1965 году она объединяется с Городецкой мебельной фабрикой, в Курцеве остается её филиал. Постепенно складывается новый ассортимент изделий, расписываемый городецкой росписью.
В 1969 году на фабрике организуется экспериментальная творческая лаборатория, в которой работают наиболее опытные художники Л. Ф. Беспалова, Ф. Н. Касатова, Л. А. Кубаткнна, Н. Н. Носкова, Т. М. Рукина, А. В. Соколова, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, а также высокопрофессиональные столяры, токари и резчики по дереву П. А. Березин, И. П. Борунов, В. Г. Зеленин, А.Я. Колов и А.А. Локтионов. Лаборатория занималась разработкой новых видов изделий для массового выпуска на столярной и токарной основе. Наряду с этим талантливые художники не оставляли попыток возродить роспись «старого Городца» с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками). Мастера фабрики «Городецкая роспись» участвуют в различных выставках. Некоторые из них в 1985 году за возрождение традиций городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Современные мастера фабрики успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.
В сфере профессионального академического обучения росписи ещё с 30 годов XX века существовала структура преподавания в учреждениях дополнительного образования, например: дома Пионеров, дома Художественного воспитания детей. Практически весь послевоенный период (вплоть до 1980-х годов), Городецкая роспись преподавалась как дополнительный элемент в обучении станковой живописи, как дополняющий основу материал, но не как основной элемент программы. Только к концу XX века в педагогике был оценён способ воздействия на творческие способности ребёнка посредством усвоения навыков традиционной городецкой росписи, стали делаться попытки популяризации этого вида прикладного искусства в среде молодёжи не только в центрах производства (Косково, Курцево).
Широкая сеть средне-специальных учебных заведений, имевших в программе изучение Городца появилось в это время. Они создавались на базе ремесленных, технических, крестьянских училищ.
В 2004 году в Санкт-Петербурге открылась Высшая школа народных искусств (институт). До этого момента не существовало учреждения, которое давало бы знания и технологии городецкой росписи в сфере высшего профессионального образования.
Несмотря на сложности XX века Городецкая роспись устояла. Меняется тематика росписи, появляются новые, не привычные для старых работ, мотивы. При сохранении художественной традиции и стилистики, идущих от XIX века, современная Городецкая роспись развивается и принимает новые формы. С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов.
Сохраняются Городецкими мастерами и традиции глухой резьбы, которая в современных условиях нашла своё применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающихся современных мастеров М.А. Логинова и А.Я. Колова. В настоящее время предприятие «Городецкая роспись» находится в частной собственности, а в Высшей школе учатся и преподают потенциальные художники. Многие из них являются членами Союза художников России. Их работы экспонируются на многочисленных российских и зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами. Существование и продвижение этого вида ремесла в первую очередь обязано тем, кто обучает и распространяет его, то-есть мастерам, которые непосредственно на производстве, в артелях, лабораториях, народных училищах и мастерских передавали свои знания новым поколениям. За XX век многое изменилось в технологии и даже традиции, но способ передачи умений и навыков от мастера к ученику до сих пор жив.
2.2. Поэтапное выполнение традиционного мотива городецкой птицы - «Городецкий фазан»
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ Городца — старинного русского города на берегу Волги, расположенного недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных сёлах этого края ( Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого промысла — настоящее произведение искусства.
На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы.
А как интересно мастера придумали изображать городецких птиц! Легла кисть на поверхность и как бы вильнула хвостиком. Одно движение кисти — и горделивая чёрная грудка птицы готова!
Так один и тот же силуэт туловища может превращаться в совершенно разных птиц с дивными хвостами, хохолками, крылышками.
Силуэт птицы. Приёмы написания городецкой птицы у каждого мастера свои. Сегодня мы с вами освоим приём написания городецкой птицы - «Городецкий фазан». Давайте рассмотрим последовательность выполнения птицы в городецкой росписи.
Одним движением кисти, насыщенной черной краской, пишем переднюю часть силуэта птицы — её клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.
Следующий мазок, также утолщающийся книзу, как бы обегает крыло. В результате мы видим уже целостный абрис тела птицы и можем приступать к написанию самого богатого её украшения — хвоста.
Один из самых распространённых вариантов — пышный, напоминающий раскрытый веер, хвост павушки. Его первое перо — это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.
Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.
Продолжая работу, надо выполнить заливку цветом контура тельца птицы и её хвоста. Возможности цветовых вариантов здесь неисчислимы.
Чтобы птица окончательно ожила, следует написать ей лапки. В Городце и на этот случай выработаны выразительные приёмы. Сначала к тельцу приписывают верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой чёрной кистью — нижние части с коготками. На глазах происходит удивительное превращение: без лапок птица будто плавно скользит по глади воды, а с лапками — будто легко скачет по траве. Крошечная деталь совершенно изменила характер птицы.
На следующем этапе к голове птицы пририсовывают гребешок.
В отличие от цветов, при написании птиц приёмы оттенёвки применяются нечасто. Красный хвост-веер расписывается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего пёрышка и кончая нижним. При этом пёрышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было впоследствии поработать и белилами.
Разживки. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие пёрышки на грудке, изящной спиральной линией и штриховкой украшают крылышко.
Завершением работы станет разделка белилами яркого хвоста птицы — между темно-красными перьями появятся широкие мягкие перья белого цвета. Рука, которая их пишет, должна быть твёрдой, гибкой и расчётливой. Тогда в рисунке появится ритм и они станут по-настоящему красивыми.
Моделирование урока изобразительного искусства (для 5 класса), направленного на творческое развитие подростков.
Класс
5
Тема
Городецкая роспись
Раздел
Связь времён в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство.
Программа, автор
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; Просвещение, 2015.
Цель
Ознакомиться с особенностями городецкой росписи и научиться самостоятельно выполнять элемент городецкой росписи-птицы «городецкий фазан»
Задачи
Сформировать навыки поэтапного рисования. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру. Освоить один из элементов городецкой росписи-птицы «городецкий фазан». Формировать навыки работы с художественными материалами.
Планируемые результаты обучающихся
Предметные результаты
в познавательной сфере
Овладение практическими умениями и навыками восприятия и анализа произведений искусства, явлений (предметов) природы и действительности. Познакомить с историей городецкой росписи, формировать навыки работы по мотивам городецкой росписи.
в ценностно-ориентационной сфере
Развитие навыков художественно-эстетической и эмоционально-ценностной оценки. Узнать как выполняются элементы, воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.
в эстетической сфере
Овладение практическими навыками изображения реальности и вымысла, внешнего и внутреннего мира человека средствами изобразительного искусства (втом числе с использованием ИКТ).Усиливают мысль о сохранении крестьянских традиций в творчестве современных народных мастеров, о связи времён в народном искусстве; развивать творческую фантазию, художественный вкус.
Метапредметные результаты
познавательные
Развитие целостного восприятия мира; формирование устойчивых мотивов и личностно значимых интересов к изучению предмета «Изобразительное искусство», реализация самоопределения личности в художественно-эстетической сфере. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Развитие мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей
регулятивные
Приобретение навыков определения взаимосвязи человека и искусства в ходе анализа произведений искусства, действительности, а также создания собственных художественно-творческих работ. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы; умение планировать и регулировать свою деятельность.
коммуникативные
Формирование опыта сотрудничества в ходе образовательного процесса. Умение слушать и вступать в беседу, учавствовать в коллективном обсуждении
Личностные результаты
Формирование художественной культуры как части духовной культуры; осмысление взаимосвязи истории искусств и истории человечества; понимание роли искусства для развития человека и общества (формировании мировоззрения, гражданской позиции, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сфер человека); приобретение опыта эстетического и эмоционально-ценностного восприятия действительности и воплощения её в художественном образе
Оборудование к уроку
для учащихся
Гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, простой карандаш, ластик, учебник.
для учителя
Учебник по изобразительному искусству 5 класс, таблицы по народным промыслам, поэтапному рисованию городецкой птицы «фазан».
Библиография
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского — М.: Просвещение; 2015.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация и целеполагание.
Приветствие и проверка готовности к уроку.
Вступительная беседа.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с искусством городецкой росписи. Давайте вспомним что же такое городецкая роспись и из каких элементов она состоит.
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ Городца — старинного русского города на берегу Волги, расположенного недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных сёлах этого края ( Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого промысла — настоящее произведение искусства.
На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны – это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Городецкая роспись
необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
(И у нас с вами получились необыкновенной красоты цветочные композиции)
Вопрос: С каким народным промыслом мы начали знакомство?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Объяснение нового материала. Этапы выполнения работы (описание и эскизы).
Сегодня мы продолжаем знакомство с городецкой росписью.
Существует три вида композиции в городецкой росписи:
1. Цветочная роспись.
2. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица».
3. Сюжетная роспись.
Давайте вспомним последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается плакатами с поэтапной росписью)
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалёвка».
- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более тёмные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Молодцы! Отлично!
Жёлтый вечер, чёрный конь
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца -
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова
Сегодня мы научимся выполнять ещё один традиционный мотив городецкой росписи. Это птица! А, как вы думаете , почему именно птица? (Потому, что наступающий год 2017, год петуха! Это же наша с вами городецкая птица! Её можно оформить в виде открытки на Новый год, или расписать Новогодний шарик! Всё что вы сделаете своими ручками, я думаю, будет очень приятно вашим близким, да и вам самим тоже!) (А. В год лошади, что можно нарисовать? Совершенно верно -Коня!)
Продолжаем!
Практическая работа. Выполнение художественно-творческого задания.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать элемент городецкой росписи «птица» так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
(Далее рассказ сопровождается плакатами с поэтапной росписью)
Давайте рассмотрим последовательность выполнения птицы в городецкой росписи.
Одним движением кисти, насыщенной чёрной краской, пишем переднюю часть силуэта птицы — её клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.
Следующий мазок, также утолщающийся книзу, как бы обегает крыло. В результате мы видим уже целостный абрис тела птицы и можем приступать к написанию самого богатого её украшения — хвоста.
Один из самых распространённых вариантов — пышный, напоминающий раскрытый веер, хвост павушки. Его первое перо — это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.
Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.
Продолжая работу, надо выполнить заливку цветом контура тельца птицы и её хвоста. Возможности цветовых вариантов здесь неисчислимы.
Чтобы птица окончательно ожила, следует написать ей лапки. В Городце и на этот случай выработаны выразительные приёмы. Сначала к тельцу приписывают верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой чёрной кистью — нижние части с коготками. На глазах происходит удивительное превращение: без лапок птица будто плавно скользит по глади воды, а с лапками — будто легко скачет по траве. Крошечная деталь совершенно изменила характер птицы.
На следующем этапе к голове птицы пририсовывают гребешок.
В отличие от цветов, при написании птиц приёмы оттенёвки применяются нечасто. Красный хвост-веер расписывается темными (краплачными) перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом пёрышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было впоследствии поработать и белилами.
Разживки. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие пёрышки на грудке, изящной спиральной линией и штриховкой украшают крылышко.
Завершением работы станет разделка белилами яркого хвоста птицы — между тёмно-красными перьями появятся широкие мягкие перья белого цвета. Рука, которая их пишет, должна быть твердой, гибкой и расчётливой. Тогда в рисунке появится ритм и они станут по-настоящему красивыми.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на доску и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в работе то, что лучше всего удалось.
Актуализация знаний (рефлексия).
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня продолжили знакомство?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы теперь умеем расписывать?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Анализ и оценка работ обучающихся.
Оцените свои практические работы и работы товарищей и поставьте баллы.
- Выполнение работы – 3 б
- Сложность узора – 1 б
- Аккуратность выполнения – 1 б
(выполняют оценивание работ соседа по парте)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Спасибо за работу.
Заключение
Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать, частью фольклора, народного творчества, мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящими в далёкие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Привитие народных традиций в прикладном творчестве детям с младших лет даёт возможность сформировать в их сознании образ исконной русской культуры, развить любовь к родным ремёслам через обучение им. Современные технологии педагогики позволяют адаптировать опыт поколений для школьников, показать им на примере неотъемлемую часть культуры их праотцов. Для них это возможность самоидентификации в национальной среде, развития патриотизма.
Человек нашего времени всё больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потери связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Возрождение традиций, промыслов, искусства народной росписи поможет в решении этой проблемы. Поколение наших школьников может больше узнать на занятиях по росписи о народном искусстве, в дальнейшем возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство, мы даём возможность приблизить и передать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Литература
Законодательные и нормативные документы
1. Федеральный Закон от 2015 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения 5-9 классы).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/
Монографическая и учебная литература
Бродский И. И. Статьи, письма, документы [Текст] / И.И. Бродский. – М., 1956. – 263с.
Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы [Текст] / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; Просвещение, 2015.
4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 264 с., ил.
5. Костерин, Н.П. Учебное рисование [Текст]: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 286с., ил.
6. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
7. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / В.С. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Март, 2006. – 224 с. (Серия "Педагогическое образование".)
8. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с.
9. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил.
10. Народные художественные промыслы. По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979году [Текст] / К.И. Рождественский [и др.]; под ред. К.И. Рождественского. – М.: Советский художник, 1983. – 321с., ил.
11. Неменский, В.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс [Текст]: книга для учителя / В.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1991. – 138с.
12. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.М. Кушаев [и др.]; под ред. Н.М. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240с.
13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400с., ил.
15. Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Знание, 1984. – 144с., ил.
16. Пряник, прялка и птица Сирин [Текст]: книга для учащихся старших классов / С.К. Жегалова [и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 192с., ил.
17. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]: книга для учителя / Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 144с., ил.
18. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.-М.; Владос, 2002.
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа.- Культура и традиции, 2006.
Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 120с., ил. (Серия "Кем быть!?")
Толстухина Н. В. "Художественная роспись по дереву. Городец" 2008 г;
22.Чернилевская О.Н. Основные направления преподавания изобразительного искусства в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.[Текст]
23. Чернилевская О.Н. Содержание предмета «Изобразительное Искусство»[Текст]
24. Чернилевская О.Н. Формирование ключевых компетенций на уроках изобразительного искусства.[Текст]
25. Чернилевская О.Н. Планируемые результаты образования по предмету «Изобразительное искусство» (5-8 классы)[Текст]
26. Чернилевская О.Н. Основные принципы оценки планируемых результатов образования.[Текст]
Чернилевская О.Н. Творческое развитие подростков на уроках изобразительного искусства и художественного труда.[Текст]
Чернилевская О.Н. Понятие «универсальные учебные действия» на уроках изобразительного искусства в основной школе.[Текст]
Чуянов С.П. «Городецкая роспись» 2009г.
Периодическая литература
1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.
Справочно-информационная литература
1. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с., ил.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 797с.
3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад [и др.]; под ред. Б.М. Бим-Бада; М.М. Безруких. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с., ил.
4. Тишкова, Л.П. Рекомендации по составлению списка использованных источников [Текст] / Л.П. Тишкова. – Курган: КПК, 2007. – 19 с.
Приложения
Приложение 1(плакат с поэтапной росписью)
Приложение 2 (поэтапное выполнение городецкой росписи — птицы «Городецкий фазн»)