искусства, обеспечить освоение приемов городецкой росписи.
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
для учащихся: альбом, гуашь, акварель, кисти.
Этапы урока | Формируемые умения | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Организационный | Личностные УУД: - определить общие для всех правила поведения; - определить индивидуальные правила работы. Метапредметные : - умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры;, участвовать в обсуждении; активно использовать язык изобразительного искусства. Регулятивные : - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать. Коммуникативные : -слушать и понимать речь; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулировать свои затруднения при решении учебных задач. Предметные УУД: - восприятие и характеристика художественных образов. | выявить уровень подготовки учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами. Ребята, проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. | Обучающиеся проверяют подготовку рабочего места к уроку. Дежурный называет отсутствующих в классе. |
2.Постановка учебной проблемы | Предметные (УУД): В ценностно-эстетической сфере умения различать и передавать художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние; восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества. Метапредметные - ориентироваться в своей системе знаний ( определять границы знания/незнания). Регулятивные: - высказывать свое предположения; Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | пробуждать и всесторонне развивать духовность и творческие способности. любовь к народному искусству. | Тема сегодняшнего урока «Городецкая роспись». Вопрос: что такое «Городецкая роспись»? Почему её так назвали? Рассказ о городецкой росписи: где появилась роспись; какой узор использовали мастера, цвет, как располагали узор на предметах, что украшали. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу. | Обучающиеся эмоционально настроены. Обучающиеся высказывают свои предположения о городецкой росписи. Выступают с сообщениями о городецкой росписи. Ученики смотрят, изучают иллюстрации. Развивают внимание. Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. Дети воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Учащиеся предлагают различные варианты, выбирают наиболее оптимальный вариант. |
3.Закрепление полученных знаний. | Регулятивные - адекватно использовать речь; Коммуникативные (УУД): - обсуждать и анализировать работы одноклассников. | Реализовать план действий, составленный на предыдущих этапах. | Учащиеся сравнивают розан и купавку. Просмотр презентации «Городецкая роспись» | Уч-ся анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Регулятивные (УУД): - адекватно воспринимать предложения учителя. | Способствовать накоплению опыта эстетических знаний | Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая,лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Розан –самый главный городецкий цветок. Из многих вариантов городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его разделки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию. Купавка-трудно сказать, какой именно цветок послужил прообразом купавки, но за долгую историю росписи она стала одним из любимых цветков городецких мастеров. В этом нетрудно убедиться, рассматривая старинные донца, солонки и лукошки. Начинающему мастеру следует познакомиться с несколькими вариантами исполнения купавки. | Уч-ся записывают новые слова в словарик. |
5.Самостоятельная работа учащихся. | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; предметные - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. | Выявить недостающие знания и умения у учащихся на практике. | Учитель направляет деятельность уч-ся, консультирует, корректирует ход решения учебной проблемы. | Уч-ся овладевают творческим опытом создания эскиза для украшения кухонной досточки по мотивам городецкой росписи. |
6.Просмотр работ учащихся. | Метапредметные : Адекватно воспринимать словесную оценку учителя. | Выявить уровень и характер подготовки учащихся | Учитель направляет деятельность уч-ся, консультирует, корректирует ход решения учебной проблемы. | Составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений. |
7. Домашнее задание | Личностные УУД: -умение осознавать и объяснять мудрость устройства русской избы; -умение эмоционально настроится на выполнение задания; -умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями | Закрепление полученных знаний | найти иллюстрации, фотографии предметов быта, украшенных элементами городецкой росписи. | |
8.Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | Проверить правильность выполнения поставленной задачи, оценить степень достижения цели. | Выставка работ. Учитель задаёт вопросы, определяющие ошибки уч-ся (если таковые были допущены); оценивает результаты учебной деятельности уч-ся; предлагает критерии самооценки. | Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели. |