kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Герб. "Геральдика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО на тему "Герб, геральдика"

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, композиция на формате АЗ.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди.

I.     Организационный момент.

II.     Формирование новых знаний.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Первые гербы появились примерно в X веке.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

  • золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости;            
  • серебро - символ невинности и чистоты;
  • червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;
  • голубой - символ красоты и величия;
  • зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;
  • пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;
  • черный - скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга - знание;
  • пчела - трудолюбие;
  • лавр - славу;
  • крылатый змей - зло, смуту;
  • дракон - могущество;
  • рука в перчатке - храбрость;
  • лев - символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард - храбрость, отвага;
  • ворон - долголетие;
  •  петух - символ боя.

Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.

Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:

«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».

Венчает герб корона.                                               

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

- Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.

Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III.    Практическая работа.

Задание: выполнить композицию герба.

IV.  Обобщение знаний по теме.

Кроссворд «Геральдика» (Слайд 10).

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству.
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.
  3. Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?
  5. Царственное животное, эмблема королей.
  6. Отважный, доблестный ...
  7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.
  8. Основа герба.
  9. Что венчает герб?
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.

V.    Задание  на  дом.

Подготовиться к «Рыцарскому турниру»:

  1. Уметь защитить свой герб и девиз.
  2. Разделить класс на группы. Каждой команде подготовить сообщение по теме «Герб города (Новгород, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва)».
  3. Подготовить изображение герба одного из городов и рассказать об истории его возникновения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Герб. "Геральдика" »

Урок ИЗО на тему "Герб, геральдика"

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, композиция на формате АЗ.

Музыкальный ряд: музыка Вивальди.

I.     Организационный момент.

II.     Формирование новых знаний.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Первые гербы появились примерно в X веке.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

  • золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости;            

  • серебро - символ невинности и чистоты;

  • червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;

  • голубой - символ красоты и величия;

  • зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;

  • пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;

  • черный - скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

  • дуб, медведь означали силу;

  • факел, раскрытая книга - знание;

  • пчела - трудолюбие;

  • лавр - славу;

  • крылатый змей - зло, смуту;

  • дракон - могущество;

  • рука в перчатке - храбрость;

  • лев - символ силы, мужества, великодушия;

  • леопард - храбрость, отвага;

  • ворон - долголетие;

  •  петух - символ боя.

Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.

Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:

«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».

Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

- Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.

Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III.    Практическая работа.

Задание: выполнить композицию герба.

IV.  Обобщение знаний по теме.

Кроссворд «Геральдика» (Слайд 10).

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству.

  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.

  3. Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.

  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?

  5. Царственное животное, эмблема королей.

  6. Отважный, доблестный ...

  7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.

  8. Основа герба.

  9. Что венчает герб?

  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.

V.    Задание  на  дом.

Подготовиться к «Рыцарскому турниру»:

  1. Уметь защитить свой герб и девиз.

  2. Разделить класс на группы. Каждой команде подготовить сообщение по теме «Герб города (Новгород, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва)».

  3. Подготовить изображение герба одного из городов и рассказать об истории его возникновения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Герб. "Геральдика"

Автор: Стецурина Оксана Владимировна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "конспект урока "Гербы" "
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekt-uroka-gierby"
    ["file_id"] => string(6) "106674"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403070129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Геральдика. Иостория создания гербов в нашей стране" "
    ["seo_title"] => string(58) "gieral-dika-iostoriia-sozdaniia-ghierbov-v-nashiei-stranie"
    ["file_id"] => string(6) "123079"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414412764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие  по истории " Овеянные славою флаг наш и герб""
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoiemieropriiatiiepoistoriiovieiannyieslavoiuflaghnashighierb"
    ["file_id"] => string(6) "285683"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454235602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие  по истории " Овеянные славою флаг наш и герб""
    ["seo_title"] => string(71) "vnieklassnoiemieropriiatiiepoistoriiovieiannyieslavoiuflaghnashighierb1"
    ["file_id"] => string(6) "285684"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454235610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация к открытому уроку на тему: "Гербы и тамги""
    ["seo_title"] => string(53) "prezentatsiia_k_otkrytomu_uroku_na_temu_gerby_i_tamgi"
    ["file_id"] => string(6) "477007"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535958101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства