kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Геральдика. Иостория создания гербов в нашей стране"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели: расширить знания учеников об истории символа страны.

Планируемые результаты  обучения.

Знать: гербы страны, края и историю их создания.

Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни и при создании герба семьи и класса.

Владеть: лексикой, связанной с символикой при рассказе о главном символе страны.

Методические ресурсы:

  • мультипроектор, экран, компьютер, доска;
  • карточки для групповой  работы;
  • фонограммы из телепередачи «Колесо истории»;
  • альбомные листы, карандаши.

Используемая литература:

  • «По следам прошлого» В. В. Сухова.

 

Ученики разделены на команды: «красные», «жёлтые» и «зелёные». Игра проводится в форме игры «Колесо истории». (Слайд №2, фонограмма к  игре  «Колесо истории.)

За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 100 вёрст (изображение кареты). Побеждает та команда, которая пройдёт больше вёрст.

- Какие знаете государственные символы?(Герб, гимн, флаг.)

- Сегодня мы с вами проведём классный час по теме «Геральдика. История гербов в нашей стране».

Историческая справка ведущего.

Герб – в переводе с немецкого означает «наследство», «наследие». Это знак отличия государства, города, области, отдельных лиц и родов. Ещё первые ремесленники метили свои изделия, чтобы люди узнали имя мастера (слайд №3).

   Гербы первых ремесленных  цехов.

Гербы появились давным – давно в зарубежных странах. В далёкие времена герб был обязателен у знатной семьи (графов, баронов, герцогов, князей).

 (Слайд № 4).

Герб рода князей Волконских.Герб рода князей Голицыных.

Раунд №1.

(Слайд №5 и мелодия перед вопросом.) Учитель задаёт вопросы ученикам по прослушанному тексту. (Слайд №6.)

- Назовите слово из 4 букв, которое означает официальную эмблему государства. Изображается на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках. Часто является составной частью государственного флага.(Герб.)

- Что означает слово «герб»? («Наследство».)

- Как называется наука о гербах?(Геральдика.)

За каждый правильный ответ команда продвигается к финишу на 100 вёрст.

2. Раунд №2.  (Слайд №7, фонограмма к раунду №2 и мелодия  из передачи «Колесо истории».)

Командная работа по карточкам. Задание: по описанию найти город (слайды №8 и №9).

По преданию, в некотором царстве – государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черёд царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) считался символом защиты родной земли (страны) от врагов. (Москва)

На голубом щите изображена серебряная вода и золотая галера с орлиной головой. Это говорит о развитии судоходства.  (Кострома)

В красном поле на зелёной подушке «золотая корона». Первоначально принадлежал Новгороду. С 13 века столица Тверского княжества, соперник Москвы в борьбе за объединение русских земель. Высочайше утверждён 10 октября 1780 года.  (Тверь)

В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. С 11 века как крепость для защиты Ростово – Суздальской Руси. В 12 веке владение князя Андрея Боголюбского, который в 1557 году перенёс сюда вою столицу. Высочайше утверждён 16 августа 1781 года.  (Владимир)

(Слайд №6.)

В червлёном поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые. Впервые упоминается в летописи 862 года. В 10 веке один из центров. Был столицей Ростовского княжества. Высочайше утверждён 31 август 1778 года.  (Ростов)

Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное. До 12 века был во владении киевских князей. Выделялось во владение младшим сыновьям. Возник в 9 веке, религиозный центр Руси. Высочайше утверждён 16 августа 1781 года.  (Суздаль)

Ученики вписывают названия городов на карточках у команд.

За каждый правильный ответ группа продвигается к финишу на 100 вёрст.

- Обратите внимание! Если когда – то город был столицей княжества, то рисунок занимает весь герб.

– А как вы думаете, города Владивосток и Приморский край имеют свои гербы?

- Что может быть изображено на них?(Ответы учеников.)

(Слайд №10).

Согласно постановлению геральдическое описание герба муниципального образования город Владивосток гласит: «В зелёном поле щита- включенный синий Андреевский крест, в оконечности щита поверх креста - золотое изображение идущего уссурийского тигра.

Герб Приморского края

отражает природные и географические особенности края, роль края в Российской Федерации, основную направленность деятельности и традиций населения. Цвет поля щита - зеленый - олицетворяет пышную растительность Уссурийской тайги и долин Приморья, является цветом надежды и изобилия. Негеральдическая фигура герба - золотое изображение идущего уссурийского тигра - однозначно определяет географическое положение края, так как Приморский край является единственным в Российской Федерации естественным ареалом обитания этого животного; золото в фигуре тигра показывает многообразие и богатство природных ресурсов края".

Физминутка.

Раунд №3.  ( Звучит фонограмма из передачи «Колесо истории».)

Учитель. Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб. Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина - геральдика. Только в конце XVII – начале XVIII века, когда пришли в Россию гербы, то появились и святые под собственными именами – Георгий Победоносец, святой апостол Павел, архангел Михаил. Головы святых воинов стали украшать шлемы с плюмажем, шлемом украшается и голова Георгия Победоносца. Принято было изображать его на груди двуглавого орла с XVIII века, в таком виде он помещён и в герб города и эмблеме оборотной стороны печати Ивана III.

 С этой печати  ведёт начало русский Государственный герб. (Слайд №11.)

В течение всего своего правления Иван Грозный использовал печать, образец которой создал его дед – Иван III, а затем применял отец, естественно, с соответствующей легендой. Таким образом, символы, принятые Иваном III для печати, как потом оказалось, общегосударственной, приобретают наследственный признак, что является характерным для герба как особого знака. Кроме этой печати, Иван IV использовал еще целый ряд совершенно новых печатей. На печати Ивана III Великого изначально был изображен «ездец» — символ Москвы и всего Московского княжества. Двуглавый орёл был принят государственным гербом после его венчания с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога, в 1472-ом году, как символ передачи наследия павшей Византии Русскому государству.

       Печати Ивана IV Васильевича Грозного.  (Слайд №12.)

При Иване Грозном, первом русском царе, герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — традиционным московским символом — всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии, личным знаком царя. (Слайд № 13.)Благодаря Петру l в России познакомились с европейской геральдикой. При нём гербы Российской империи, губерний, городов, дворян стали привычными в России. Петр I взошёл на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.При нем гербовой орёл по геральдическим правилам стал изображаться чёрным (до этого он изображался золотым). Орёл стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера. Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами Великих княжеств и Царств. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового  орла. А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орёл стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая – на восток.                       

Последний герб Российской Империи.  (Слайд №14.)

11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи – двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года. Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. Двуглавый орёл вернулся на герб  страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.

Государственный герб СССР.  (Слайд №15.)

Дата принятия: 31.01.1924

Описание:
Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик.

6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла рисунок герба. Но только 22 сентября 1923 года рисунок герба был окончательно утверждён.

Значения символов на гербе:

серп и молот – символ нерушимого союза рабочих и крестьян;

солнце – высокая цель построения коммунистического общества;

пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы.

Девиз на гербе: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

Учитель.  В 1992 году в России продолжали использовать герб образца 1978—1991 гг., но надпись «РСФСР» на щите была заменена на «Российская Федерация» (в связи с переименованием государства). Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. Герб разрешается изображать без геральдического щита. Он основывается на гербе Российской империи и имеет предназначение заменить собой герб СССР и герб РСФСР после распада СССР. В центре изображён всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр, который орёл держит в правой лапе, увенчан небольшим двуглавым орлом, который, в свою очередь, также держит скипетр и т.д. до бесконечности. Подобная повторяемость является уникальной для геральдики. Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство.

Читает стихотворение ученик.

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Геральдика. Иостория создания гербов в нашей стране" »

4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Дальнереченска Приморского края












Классный час по теме

«Геральдика. История создания гербов в нашей стране»

для учащихся 2 класса















Учитель: Лойко Александра Иосифовна



Цели: расширить знания учеников об истории символа страны.

Планируемые результаты обучения.

Знать: гербы страны, края и историю их создания.

Уметь: использовать полученные знания в повседневной жизни и при создании герба семьи и класса.

Владеть: лексикой, связанной с символикой при рассказе о главном символе страны.

Методические ресурсы:

  • мультипроектор, экран, компьютер, доска;

  • карточки для групповой работы;

  • фонограммы из телепередачи «Колесо истории»;

  • альбомные листы, карандаши.

Используемая литература:

  • «По следам прошлого» В. В. Сухова.


Ученики разделены на команды: «красные», «жёлтые» и «зелёные». Игра проводится в форме игры «Колесо истории». (Слайд №2, фонограмма к игре «Колесо истории.)


За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 100 вёрст (изображение кареты). Побеждает та команда, которая пройдёт больше вёрст.

Учитель.

- Какие знаете государственные символы? (Герб, гимн, флаг.)

- Сегодня мы с вами проведём классный час по теме «Геральдика. История гербов в нашей стране».

Историческая справка ведущего.

Герб – в переводе с немецкого означает «наследство», «наследие». Это знак отличия государства, города, области, отдельных лиц и родов. Ещё первые ремесленники метили свои изделия, чтобы люди узнали имя мастера (слайд №3).

Гербы первых ремесленных цехов.


Гербы появились давным – давно в зарубежных странах. В далёкие времена герб был обязателен у знатной семьи (графов, баронов, герцогов, князей).

(Слайд № 4).

Герб рода князей Волконских. Герб рода князей Голицыных.


Раунд №1.

(Слайд №5 и мелодия перед вопросом.) Учитель задаёт вопросы ученикам по прослушанному тексту. (Слайд №6.)

- Назовите слово из 4 букв, которое означает официальную эмблему государства. Изображается на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках. Часто является составной частью государственного флага. (Герб.)

- Что означает слово «герб»? («Наследство».)

- Как называется наука о гербах? (Геральдика.)

За каждый правильный ответ команда продвигается к финишу на 100 вёрст.

2. Раунд №2. (Слайд №7, фонограмма к раунду №2 и мелодия из передачи «Колесо истории».)

Командная работа по карточкам. Задание: по описанию найти город (слайды №8 и №9).

По преданию, в некотором царстве – государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черёд царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) считался символом защиты родной земли (страны) от врагов. (Москва)




На голубом щите изображена серебряная вода и золотая галера с орлиной головой. Это говорит о развитии судоходства. (Кострома)

В красном поле на зелёной подушке «золотая корона». Первоначально принадлежал Новгороду. С 13 века столица Тверского княжества, соперник Москвы в борьбе за объединение русских земель. Высочайше утверждён 10 октября 1780 года. (Тверь)


В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. С 11 века как крепость для защиты Ростово – Суздальской Руси. В 12 веке владение князя Андрея Боголюбского, который в 1557 году перенёс сюда вою столицу. Высочайше утверждён 16 августа 1781 года. (Владимир)

(Слайд №6.)








В червлёном поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые. Впервые упоминается в летописи 862 года. В 10 веке один из центров. Был столицей Ростовского княжества. Высочайше утверждён 31 август 1778 года. (Ростов)





Птица сокол в княжеской короне, поле пополам: наверху синее, а внизу красное. До 12 века был во владении киевских князей. Выделялось во владение младшим сыновьям. Возник в 9 веке, религиозный центр Руси. Высочайше утверждён 16 августа 1781 года. (Суздаль)


Ученики вписывают названия городов на карточках у команд.








1









2







3










4







5








6


За каждый правильный ответ группа продвигается к финишу на 100 вёрст.

Учитель.

- Обратите внимание! Если когда – то город был столицей княжества, то рисунок занимает весь герб.

– А как вы думаете, города Владивосток и Приморский край имеют свои гербы?

- Что может быть изображено на них? (Ответы учеников.)

(Слайд №10).




Согласно постановлению геральдическое описание герба муниципального образования город Владивосток гласит: «В зелёном поле щита

- включенный синий Андреевский крест, в оконечности щита поверх креста - золотое изображение идущего уссурийского тигра.


Герб Приморского края


отражает природные и географические особенности края, роль края в Российской Федерации, основную направленность деятельности и традиций населения. Цвет поля щита - зеленый - олицетворяет пышную растительность Уссурийской тайги и долин Приморья, является цветом надежды и изобилия. Негеральдическая фигура герба - золотое изображение идущего уссурийского тигра - однозначно определяет географическое положение края, так как Приморский край является единственным в Российской Федерации естественным ареалом обитания этого животного; золото в фигуре тигра показывает многообразие и богатство природных ресурсов края".


Изображение "парадного" герба Приморского края, в котором щит увенчан золотой императорской короной и окружен венком из золотых дубовых ветвей, перевитых синей лентой.

  1. Физминутка.

  2. Раунд №3. ( Звучит фонограмма из передачи «Колесо истории».)

  3. Учитель. Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб. Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина - геральдика. Только в конце XVII – начале XVIII века, когда пришли в Россию гербы, то появились и святые под собственными именами – Георгий Победоносец, святой апостол Павел, архангел Михаил. Головы святых воинов стали украшать шлемы с плюмажем, шлемом украшается и голова Георгия Победоносца. Принято было изображать его на груди двуглавого орла с XVIII века, в таком виде он помещён и в герб города и эмблеме оборотной стороны печати Ивана III.

  4. С этой печати ведёт начало русский Государственный герб. (Слайд №11.)

  5. В течение всего своего правления Иван Грозный использовал печать, образец которой создал его дед – Иван III, а затем применял отец, естественно, с соответствующей легендой. Таким образом, символы, принятые Иваном III для печати, как потом оказалось, общегосударственной, приобретают наследственный признак, что является характерным для герба как особого знака. Кроме этой печати, Иван IV использовал еще целый ряд совершенно новых печатей. На печати Ивана III Великого изначально был изображен «ездец» — символ Москвы и всего Московского княжества. Двуглавый орёл был принят государственным гербом после его венчания с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога, в 1472-ом году, как символ передачи наследия павшей Византии Русскому государству.


  6.  

  7. Печати Ивана IV Васильевича Грозного. (Слайд №12.)

  8. При Иване Грозном, первом русском царе, герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — традиционным московским символом — всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии, личным знаком царя. (Слайд № 13.)Благодаря Петру l в России познакомились с европейской геральдикой. При нём гербы Российской империи, губерний, городов, дворян стали привычными в России. Петр I взошёл на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.При нем гербовой орёл по геральдическим правилам стал изображаться чёрным (до этого он изображался золотым). Орёл стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера. Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами Великих княжеств и Царств. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла. А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орёл стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая – на восток.

  9. Последний герб Российской Империи. (Слайд №14.)

  10. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи – двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года. Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. Двуглавый орёл вернулся на герб страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.

  11. Государственный герб СССР. (Слайд №15.)

  12. Дата принятия: 31.01.1924

  13. Описание:
    Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик.

  14. 6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла рисунок герба. Но только 22 сентября 1923 года рисунок герба был окончательно утверждён.

  15. Значения символов на гербе:

  16. серп и молот – символ нерушимого союза рабочих и крестьян;

  17. солнце – высокая цель построения коммунистического общества;

  18. пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы.

  19. Девиз на гербе: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

  20. Учитель. В 1992 году в России продолжали использовать герб образца 1978—1991 гг., но надпись «РСФСР» на щите была заменена на «Российская Федерация» (в связи с переименованием государства). Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. Герб разрешается изображать без геральдического щита. Он основывается на гербе Российской империи и имеет предназначение заменить собой герб СССР и герб РСФСР после распада СССР. В центре изображён всадник, поражающий копьём дракона. Скипетр, который орёл держит в правой лапе, увенчан небольшим двуглавым орлом, который, в свою очередь, также держит скипетр и т.д. до бесконечности. Подобная повторяемость является уникальной для геральдики. Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство.

  21. Читает стихотворение ученик.

  22. На герб посмотрим: здесь орёл,

  23. Да не простой – двуглавый,

  24. Символизирует страну –

  25. Могучий, величавый.

  26. В Европе с Азией страна

  27. Раскинулась широко –

  28. Меж океанов и морей,

  29. От запада к востоку.

  30. Вот и взирает птица - царь

  31. В две стороны внимательно:

  32. В порядке ль всё, не шёл, чтоб враг,

  33. Следит он обязательно.

  34. В руках держава, скипетр есть,

  35. Над главами – короны.

  36. И всадник на коне верхом,

  37. И змей, копьём сражённый.

  38. Учитель.

  1. Герб утверждён федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» в 2000 году. Закон допускает воспроизведение герба без геральдического щита в виде одного двуглавого орла, а также в одноцветном варианте.

  2. Допускается несколько вариантов изображения герба (слайд №16.)
  1. Изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках (слайд №17) и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

  2. (Слайд №18, звучит мелодия игры.)

  3. Вопросы командам (слайд № 19).

  4. - Когда на Руси появился первый герб? (В ХV веке, при Иване lll.)

  5. - Назовите элементы государственного герба России в 17 веке. (Двуглавый орёл, скипетр, держава.)

  6. - Сколько корон на гербе?

  7. - Кто изображён на груди орла? (Всадник, убивающий змея.)

  8. - Каким цветом изображали в 17 веке двуглавого орла? (Золотым на красном или белом фоне.)

  9. - Как изменилась его окраска в эпоху Петра l? (Орёл стал чёрным, а фон – жёлтым.)

  10. - Назовите девиз советского герба. («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)

  11. Работа в парах.

  12. - Создайте, пожалуйста, опираясь на полученные знания, герб нашей страны. Нарисуйте его. Авторы защищают свои гербы, объясняют, что хотели на нём изобразить и почему.

  13. Все работы вывешиваются на доске. Ученики голосуют и выбирают лучшую работу.

  14. Учитель.

  15. - Вот и подошёл к концу наш классный час. Что нового для себя вы сегодня узнали?

  16. - Как эти знания могут вам пригодиться в дальнейшей жизни?

  17. - Спасибо. На этом наш классный час окончен. (Звучит финальная мелодия игры, слайд №20.)

  18. Приложение.

  19. За правильный ответ команде присуждается 100 вёрст в виде изображения кареты цветом команды.

  20. Карточки командам для раунда №2.

  21. 1

    2

    3

    4

    5

    6

  22. Формы силуэта герба.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Геральдика. Иостория создания гербов в нашей стране"

Автор: Лойко Александра Иосифовна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства