Целеполагание Цель: определить тему и цель урока. | - Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок. - Какие сказочные герои вам особенно понравились? - Вы уже, наверное, догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте, попробуем сформулировать тему нашего урока. –О чем мы сегодня с вами поговорим. –Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Герои народных сказок» | Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему и цели урока | Регулятивные УУД: -выделение и осознание того, что уже усвоено и ещё подлежит усвоению. Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
Изучения нового материала Цель: создать условия для восприятия нового материала. | - Чем отличается обычная иллюстрация (например, рассказа) от иллюстрации к русской народной сказке? - Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни. Давайте, полюбуемся работами известных художников-иллюстраторов к сказкам. –Сегодня мы с вами познакомимся с одним из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа- Виктор Михайлович Васнецов. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице" Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. - Опишите устно, что вы видите на каждой из картин? - Как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей? - Какие краски художник использовал когда рисовал эту картину? Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины - Какие краски художник использовал когда рисовал эту картину? Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь. –А какие чувства испытываете вы, глядя на эти картины? - Как вы думаете, легко ли быть художником - иллюстратором, что для этого необходимо иметь и знать? Что мы должны сделать, прежде чем приступить к рисованию? -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние? - Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности, если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная -А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? –Как будет удобнее располагать лист бумаги при изображении персонажей сказок? | Знакомятся с творчеством В. М. Васнецова Рассматривают картины В. М. Васнецова Делают анализ картин Васнецова На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Отвечают на вопрос учителя Нужны бумага, карандаши, краски, стирательная резинка. Вспомнить сказку и нарисовать персонажа к этой сказке Холодные, темные Яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными. (Дети читают и делят свои отрывки на части) Вертикально | Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования регуляции своего действия. Познавательные: -отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; |
Практическая работа Цель: создать условия для закрепления полученных знаний на уроке. | –Сегодня вы побудете в роли художников и попробуем изобразить вашх любимых персонажей к сказкам. –Прежде чем рисовать давайте вспомним правила работы с кистями: –Что нельзя делать: Брать их в рот, Нельзя оставлять кисточку в воде Размахивать ими Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки Класть в непредназначенное для них место - Помните — всё, чему вы научились на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях - Откройте альбомы. Сейчас сделайте набросок простым карандашом. Сильно на карандаш не нажимайте. Если что-то не получается, у вас есть ластик, и вы сможете поправить ошибку. –Приступайте к работе. (Тем временем хожу смотрю как рисуют, помогаю кому необходимо.) | Вспоминают правила работы с кистью Приступают к работе, рисуют | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль посредством рисунка |
Итог урок. Рефлексия. Цель: обобщить знания, полученные на уроке, подвести урок. | - Ребята, давайте сделаем выставку работ. Первый ряд покажите свои рисунки, затем второй и третьи. -Сразу оценить работы, поставить 5 или 4. Критерии Ребята, правильно ли подобраны цвета; Выделить аккуратные работы; Правильно ли выполнена композиция; Правильно определены пропорции объектов; Правильное цветовое решение; - Ребята, чему вы научились сегодня на уроке? - Кому было сложно, поднимите руки? - Почему было сложно? - Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! | Организуют выставку работ по рядам Получают оценки на работы Подводят итог урока | Личностные: Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; Использование критерия для обоснования своего суждения. |