kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме "Сравнительный анализ героев казахских и русских народных сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет собой наглядный материал к научной работе. Здесь представлены герои народных сказок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Сравнительный анализ героев казахских и русских народных сказок"»

Сравнительный анализ героев казахских и русских сказок

Сравнительный анализ героев казахских и русских сказок

Объект исследования : русские, казахские народные сказки.  Предметом исследования являются общие и отличительные черты героев казахских и русских сказок.

Объект исследования : русские, казахские народные сказки.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты героев казахских и русских сказок.

Цель исследования : Сравнить образы отдельных персонажей русских и казахских сказок, стереотипы их поведения и выявить национальную специфику образов.

Цель исследования :

Сравнить образы отдельных персонажей русских и казахских сказок, стереотипы их поведения и выявить национальную специфику образов.

Методики исследования :  изучение литературы; сравнение героев сказок разных народов; анализ полученных результатов.

Методики исследования :

  • изучение литературы;
  • сравнение героев сказок разных народов;
  • анализ полученных результатов.
. Гипотеза:  Если сравнить казахские и русские сказки, то можно увидеть сходство во внешности и характере героев.

.

Гипотеза:

Если сравнить казахские и русские сказки, то можно увидеть сходство во внешности и характере героев.

  • Введение.
  • На протяжении веков создавались бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки. Одна из самых древних и распространённых форм устного творчества у всех народов – народные сказки.
  • За те века, что сказки ходили по свету, многие их национальные отличия стерлись, интернационализировались (в сказках разных народов часто встречаются общие идеи, темы). Однако, в них сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере того или иного народа, о национальной специфике пейзажа, имен, жизненного уклада. Именно из сказок мы впервые узнаем о том, что в разных странах люди живут по-разному, следуя в первую очередь сюжету, отмечаем для себя эти различия и получаем первое представление о культуре и быте разных народов. Поэтому любой сборник сказок народов мира – это не только интересное литературное произведение, но и своеобразная всемирная энциклопедия, источник необходимых знаний о культуре стран и народов. Также нужно учесть, что сказка один из самых любимых жанров литературы. Во всем мире сказки читают и взрослые, и дети. В сказках открывается мир несказанных чудес.
Между сказками разных стран так много общего. Есть общие многим народам излюбленные сюжеты. Мы находим в них под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения, волшебные предметы и магические задания. Эти общие представления объясняются наличностью единого мифологического предания, зародившегося еще до разделения индоевропейских народов. Сходство сказочных мотивов обусловили социальная среда, в которой возникает сказка, общность исторических условий определенных эпох в разных странах. Бросается в глаза сохранение у всех народов излюбленных сказочных образов. Образы эти не сохранялись бы памятью народною, если бы они не выражали собою ценностей человеческой жизни. Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что дорого человечеству. У многих народов встречаются сказки о падчерице, о младшем сыне-дурачке, который всегда оказывается умнее и добрее своих «умных» братьев, о чудесных помощниках человека – животных
  • Между сказками разных стран так много общего. Есть общие многим народам излюбленные сюжеты. Мы находим в них под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения, волшебные предметы и магические задания. Эти общие представления объясняются наличностью единого мифологического предания, зародившегося еще до разделения индоевропейских народов. Сходство сказочных мотивов обусловили социальная среда, в которой возникает сказка, общность исторических условий определенных эпох в разных странах. Бросается в глаза сохранение у всех народов излюбленных сказочных образов. Образы эти не сохранялись бы памятью народною, если бы они не выражали собою ценностей человеческой жизни. Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что дорого человечеству. У многих народов встречаются сказки о падчерице, о младшем сыне-дурачке, который всегда оказывается умнее и добрее своих «умных» братьев, о чудесных помощниках человека – животных
Сравнение сказочных героев. Таким образом, сказки разных стран имеют много общего. Сходство сюжетов, сказочных образов и мотивов объясняется сходными экономическими и историческими условиями жизни различных народов, общностью человеческих ценностей. Национальная специфика сказок проявляется и в образах героев. Возьмем, к примеру, широко известный в сказках персонаж – Бабу-Ягу - в русских сказках. В казахских сказках - персонаж Жалмауз Кемпир .
  • Сравнение сказочных героев.
  • Таким образом, сказки разных стран имеют много общего. Сходство сюжетов, сказочных образов и мотивов объясняется сходными экономическими и историческими условиями жизни различных народов, общностью человеческих ценностей.
  • Национальная специфика сказок проявляется и в образах героев. Возьмем, к примеру, широко известный в сказках персонаж – Бабу-Ягу - в русских сказках. В казахских сказках - персонаж Жалмауз Кемпир .
Жалмауз Кемпир Жалмауз Кемпир в мифологии казахов - демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Жалмауз Кемпир - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»). Иногда ей присущи функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти».

Жалмауз Кемпир

Жалмауз Кемпир в мифологии казахов - демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Жалмауз Кемпир - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»).

Иногда ей присущи функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти».

Баба Яга Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Баба Яга

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.

В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

Черты доброй Бабы-Яги, покровительницы героя, Жалмауз Кемпир сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.

Черты доброй Бабы-Яги, покровительницы героя, Жалмауз Кемпир сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.

Жез Тырнак Жез Тырнак (казахск.

Жез Тырнак

Жез Тырнак (казахск. "медный коготь"), в мифологии казахов злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным носом и медными когтями. Жез Тырнак обладает чудовищной силой и громким пронзительным голосом, своим криком она убивает птиц и мелких животных.

Соловей Разбойник Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Соловей Разбойник

Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Волшебная птица Самрук В ветвях дерева Байтерек, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.

Волшебная птица Самрук

В ветвях дерева Байтерек, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.

Жар-птица Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

Жар-птица

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям.

Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям.

Баян Сулу и Василиса Прекрасная Красавицы в казахских и русских сказках наделены красотой и умом

Баян Сулу и Василиса Прекрасная

Красавицы в казахских и русских сказках наделены красотой и умом

Василиса Прекрасная  С образом Василисы Прекрасной мы встречаемся в сказочных произведениях сказочного фольклора. Практически во всех сказочных произведениях Василиса Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Василисы Прекрасной, является ее мудрость.  Василиса Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь  характерные для сказочного образа Василисы Прекрасной, такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь.

Василиса Прекрасная

  • С образом Василисы Прекрасной мы встречаемся в сказочных произведениях сказочного фольклора. Практически во всех сказочных произведениях Василиса Прекрасная выступает в роли красавицы-царевны, наделенной необычайной мудростью и волшебством Другим качеством, выступающим непременным атрибутом образа Василисы Прекрасной, является ее мудрость. Василиса Прекрасная способна и на настоящую, чистую любовь характерные для сказочного образа Василисы Прекрасной, такие ее качества, как мудрость, прагматизм, волшебство, оставляя лишь доброе сердце и способность на искреннюю любовь.
Историческая справка  ПАМЯТНИК ЛЮБВИ  «На территории Аягузского района на расстоянии 10 км. к югу от ст.Тансык, был сооружен мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Данный объект считается одним из самых древних и ценных памятников старины, имеет большую историческую и архитектурную ценность. Ему посвящены исследовательские труды десятков ученых. Только в казахской литературе имеется 16 вариантов поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Памятник является государственной собственностью и охраняется законом, находится под контролем Министерства культуры Республики.  Мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу, является памятником любви двух сердец и считается одним из самых древних и ценных памятников старины, имеет большую историческую и архитектурную ценность. Он оказал огромное духовное влияние на воспитание молодого поколения

Историческая справка

ПАМЯТНИК ЛЮБВИ

  • «На территории Аягузского района на расстоянии 10 км. к югу от ст.Тансык, был сооружен мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Данный объект считается одним из самых древних и ценных памятников старины, имеет большую историческую и архитектурную ценность. Ему посвящены исследовательские труды десятков ученых. Только в казахской литературе имеется 16 вариантов поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Памятник является государственной собственностью и охраняется законом, находится под контролем Министерства культуры Республики. Мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу, является памятником любви двух сердец и считается одним из самых древних и ценных памятников старины, имеет большую историческую и архитектурную ценность. Он оказал огромное духовное влияние на воспитание молодого поколения
Казахские батыры и русские богатыри Батыры и богатыри в сказках наделены силой, благородством и мужеством

Казахские батыры и русские богатыри

Батыры и богатыри в сказках наделены силой, благородством и мужеством

Айдахар Айдаһар – злой демон. Он обычно представляется в образе дракона (часто многоголового). Термины айдахар и змей существуют в казахском языке как синонимы, как один образ. Образ айдахара сложный: он и повелитель и поглотитель. В наиболее распространенном мифе об айдахаре он угрожает городу или стране гибелью. Чтобы спасти народ, ему регулярно (каждый день, иногда каждый месяц и год) отдают на съедение стадо овец и девушку.

Айдахар

Айдаһар – злой демон. Он обычно представляется в образе дракона (часто многоголового). Термины айдахар и змей существуют в казахском языке как синонимы, как один образ. Образ айдахара сложный: он и повелитель и поглотитель. В наиболее распространенном мифе об айдахаре он угрожает городу или стране гибелью. Чтобы спасти народ, ему регулярно (каждый день, иногда каждый месяц и год) отдают на съедение стадо овец и девушку.

Герой попадает к нему в пасть со струей вдыхаемого айдахаром воздуха, рассекает его своим мечом пополам и побеждает айдахара, спасая очередную жертву (обычно царскую дочь), на которой и женится. Место обитания Айдахара – горы и подземелье – это пещеры, морские острова, горные ущелья и подводное царство, и он в своих владениях полновластный хозяин. Они охраняют подземный клад, сторожат сокровища.

Герой попадает к нему в пасть со струей вдыхаемого айдахаром воздуха, рассекает его своим мечом пополам и побеждает айдахара, спасая очередную жертву (обычно царскую дочь), на которой и женится. Место обитания Айдахара – горы и подземелье – это пещеры, морские острова, горные ущелья и подводное царство, и он в своих владениях полновластный хозяин. Они охраняют подземный клад, сторожат сокровища.

Змей Горыныч Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими.

Змей Горыныч

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими.

Алдар Косе Алдар-Косе - вымышленный фольклорный персонаж казахских сказок, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов. Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей.

Алдар Косе

Алдар-Косе - вымышленный фольклорный персонаж казахских сказок, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов. Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей.

Иван-дурак Иван-дурак - один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Иван, как правило, крестьянский сын или сын старика со старухой. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счёте, приносящих успех.

Иван-дурак

Иван-дурак - один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Иван, как правило, крестьянский сын или сын старика со старухой. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счёте, приносящих успех.

  • Рассмотрим далее образы русских дураков. Тут работает механизм, согласно которому «последние станут первыми». При этом русский дурак достигает цели исключительно при помощи покровительствующих ему кудесников. Так, например, в «Сказке о том, кто ходил страху учиться» младший сын, который «был дурень, ничего не понимал и к учению был неспособен», на поверку оказался совсем не таковым.
  • Русский Иванушка-дурачок полный антипод Герою. Он и не могуч, и не красавец, да еще и дурак. Неказистый, смешной, глупый, покорный жестоким и злым людям Иванушка-дурачок весь создан из противоречий. Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый на вид, но в решающий момент действует быстро, смело. Его сила в том, что своей добротой и непрактичностью он производит на алчных окружающих впечатление слабого и глупого, и они не могут себе представить его умным, находчивым, каким он является на самом деле. Во многих сказках прославляется храбрость, находчивость простого человека. Как и в русских сказках, младший брат, которого считали несмышленым, оказывается умнее и добивается для себя всех благ на земле, находчивость простого человека. Как и в русских сказках, младший брат, которого считали несмышленым, оказывается умнее и добивается для себя всех благ на земле.
Выводы. Таким образом, приведя лишь несколько примеров с образами героев в сказках казахского, русского народов, мы можем сделать вывод, что именно в них содержатся национально-культурные особенности стран изучаемого языка, помогающие глубже понять менталитет народа. Сказки каждого народа имеют свой ярко выраженный национальный характер, так как они показывают уклад жизни народа, особенности той среды, в которой бытуют. В них отражаются изменения быта, местные природные условия, трудовые процессы; содержатся национально-культурные особенности стран, помогающие глубже понять менталитет народа.

Выводы.

Таким образом, приведя лишь несколько примеров с образами героев в сказках казахского, русского народов, мы можем сделать вывод, что именно в них содержатся национально-культурные особенности стран изучаемого языка, помогающие глубже понять менталитет народа.

  • Сказки каждого народа имеют свой ярко выраженный национальный характер, так как они показывают уклад жизни народа, особенности той среды, в которой бытуют. В них отражаются изменения быта, местные природные условия, трудовые процессы; содержатся национально-культурные особенности стран, помогающие глубже понять менталитет народа.
Народные сказки Старые народные сказки еще не забыты. Их помнят и любят взрослые и дети. Сказки бывают разные: И в каждой сказке всегда есть народная мудрость, которая гласит : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это правда. Во всех сказках чему-то учат. Почти во всех обязательно есть счастливый конец и победа добра над злом. Они учат быть разумными, добрыми и честными.   Если вдуматься в смысл сказок, то мы поймем, что они учат нас быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми.

Народные сказки

  • Старые народные сказки еще не забыты. Их помнят и любят взрослые и дети. Сказки бывают разные: И в каждой сказке всегда есть народная мудрость, которая гласит : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это правда. Во всех сказках чему-то учат. Почти во всех обязательно есть счастливый конец и победа добра над злом. Они учат быть разумными, добрыми и честными.   Если вдуматься в смысл сказок, то мы поймем, что они учат нас быть добрыми, терпеливыми и трудолюбивыми.
Выводы Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов развития народов.  Гипотеза о том, что если сравнить казахские и русские сказки, то можно увидеть сходство во внешности и характере героев подтверждена.

Выводы

Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов развития народов.

Гипотеза о том, что если сравнить казахские и русские сказки, то можно увидеть сходство во внешности и характере героев подтверждена.

Используемая литература: Казахские народные сказки. Русские народные сказки. Ресурсы интернета.

Используемая литература:

Казахские народные сказки.

Русские народные сказки.

Ресурсы интернета.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по теме "Сравнительный анализ героев казахских и русских народных сказок"

Автор: АИТОВА Рушангуль Турсуновна

Дата: 04.06.2016

Номер свидетельства: 332514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства