формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов; формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.
Материалы:
для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).
Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Итог урока:
выставка и анализ работ;
обобщение темы урока.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Игрушки, кисточки и краски, Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь!
II. Актуализация опорных знаний
*Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек (слайд 2). Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также вспомним чем они отличаются по своей форме .
Но перед тем как мы начнём повторение ,давайте послушаем сообщения о происхождении этих игрушек , которые нам подготовили Мазлоев Астемир ,Абазов Ратмир и Тхалиджокова Алина.
* А сейчас ребята я дам описание игрушки , а вы вспомните название ,а также их отличие по форме.
*Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи (слайд 3).
Ответы детей: филимоновские игрушки,
*Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, у них чуть сплющенное лицо , которое переходит у мужиков в бороду-лопату (слайд 4).
Ответы детей :каргопольские игрушки.
*Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы (слайд 5).
Ответы детей: дымковские игрушки.
*молодцы ребята ,вот мы и вспомнили то что проходили на прошлом уроке о народных глиняных игрушках.
III. Формирование новых знаний
*Каким орнаментом украшалась каждая из этих игрушек и каковы основные цвета, используемые в росписи – вот задачи , которые мы с вами должны сегодня на уроке решить. Группа ребят, которые вылепили филимоновскую игрушку, рассматривают знаки орнамента этих игрушек. Группа ребят, которые вылепили каргопольскую игрушку, рассматривают знаки орнамента каргопольских игрушек. Группа ребят, которые вылепили дымковскую игрушку, рассматривают знаки орнамента дымковских игрушек. (Обсуждение в группах, ответы детей).
Дополнение учителя:
1. Филимоновская игрушка (слайд 6)
*Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
*Любимые цвета филимоновской игрушки –ярко красный . жёлтый и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
(Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает. )
2. Каргопольская игрушка (слайд 7)
*Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
Орнамент ,который украшает эту игрушку очень своеобразен , он идёт из глубины веков. Как правило, это крупный овал ,который обведён другим цветом ,ещё это линии ,которые перекрещиваются ,точки и разноцветные чёрточки.
Любимые цвета каргопольской игрушки , это в основном чёрный, красный ,жёлтый ,бледно-зелёный ,синий и коричневый.
3. Дымковская игрушка (слайд 8, 9)
*Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту.
Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски ,волнистые линии.
. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
*Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Отличительные особенности народных глиняных игрушек.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся
Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек и декоративно оформим наши фигуры ,подготовленные на предыдущем уроке . Для этого мы за раннее разделили класс на три группы и выбрали лидеров . 1 группа: лидер Мазлоев Астемир - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа: лидер Абазов Ратмир – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа:лидер Тхалиджокова Алина – «Мастера Каргопольских игрушек» .
*Задание для слабого ученика: используя трафарет сделать рисунок и самостоятельно раскрасить свою работу.
*Последовательность выполнения работы (слайд 10)
Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
Уч. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
V. Итог урока
1.Выставка и анализ работ.
*Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».
*Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом я вам сейчас объясню : Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на первую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.
*Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.
2.Работы учителем оцениваются по следующим критериям:
правильность выбора цвета;
правильность рисования элементов;
композиция;
аккуратность выполнения.
Рефлексия (слайд 11 )
*Было интересно………
*Особенно понравилось…..
*Вызвало затруднение…..
Обобщение (Слайд 12 )
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Домашнее задание (слайд 13)
Подобрать иллюстрации по теме: «Гжельская роспись».