формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.
Материалы:
для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация.
Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
План урока
Организационный момент.
Повторение опорных знаний.
Формирование новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Анализ работ. Выставка работ «Народные промыслы».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Игрушки, кисти, краски, Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь! (Слайд 1)
Учитель: Прежде чем мы начнём наш урок , я хочу проверить, кто, и с каким настроением, пришёл сегодня на урок. ( Все поднимают руки взависимости у кого ,какое настроение). У кого хорошее настроение? У кого не очень хорошее? Ну у кого настроение плохое, надеюсь к концу урока оно повысится! (Слайд 2)
II. Повторение опорных знаний
Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек. Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме.
Учитель:
1)-Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи. (Слайд № 3)
-Какая форма у филимоновской игрушки? (Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными)
2)-Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. (Слайд № 4)
-Какая форма у каргопольской игрушки? (Они приземесты, кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.)
3)-Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы. (Слайд № 5)
-Какая форма у дымковской игрушки?
-Из чего сделаны эти игрушки? (Из глины.)
-Какое символическое значение глиняных игрушек было в глубокой древности? (Слайд №6)
III. Формирование новых знаний
(Учитель называет тему урока и цель урока.) (Слайд №7,8)
Каким орнаментом украшалась каждая из этих игрушек, каковы основные цвета, используемые в росписи – вот проблемы, которые мы с вами должны решить. А поможет нам решить эти проблемы страница 72 учебника. Группа ребят, которые вылепили филимоновскую игрушку, рассматривают знаки орнамента этих игрушек. Группа ребят, которые вылепили каргопольскую игрушку, рассматривают знаки орнамента каргопольских игрушек. Группа ребят, которые вылепили дымковскую игрушку, рассматривают знаки орнамента дымковских игрушек. (Обсуждение в группах, ответы детей).
Дополнение учителя:
1. Филимоновская игрушка
Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает. (Слайд №9)
2. Каргопольская игрушка
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. (Слайд №10)
3. Дымковская игрушка
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. (Слайд №11)
IV. Физкультминутка.
Физкультминутка(1): Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сядь.
Физкультминутка(2): 1.Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводите взгляд справа налево и обратно; повторите 5-10 раз. 2.Исходное положение, сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимая пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны. 3.Исходное положение - стоя. «Замочек» - отвести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
(Слайд №12)
V. Практическая работа учащихся
Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру. (Слайд №13)
Последовательность выполнения работы
Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. (Слайд №14)
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Анализ работ. Выставка работ «Народные промыслы»
Ребята по группам выставляют свои работы.
Учитель:
1)Давайте проанализируем их:
- Понравились ли вам работы? Чем?
- Что удалось в работах? Что не удалось?
2)Оценивание учащихся:
- Молодцы! С работой справились. Какие нарядные и веселые получились у вас игрушки. Особенно хорошо потрудились. (Учитель называет учащихся и ставит им оценки.)
- Теперь вас можно считать настоящими современными мастерами глиняных игрушек, которые продолжают традиции старых мастеров. (Слайд №15)
Работы учителем оцениваются по следующим критериям:
правильность выбора цвета;
правильность рисования элементов;
композиция;
аккуратность выполнения.
VII. Подведение итогов урока
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Учитель:Чем занимались сегодня на уроке? Интересна ли вам данная тема? Чем?
VIII.Домашнее задание
Подобрать иллюстрации по теме: «Гжельская керамика».
IX. Рефлексия.
1)Понравился ли вам наш урок?
Но мы с вами не заканчиваем знакомство с народными промыслами. На следующем уроке мы познакомимся с ещё одним народным промыслом России.
2)А теперь давайте посмотрим, с каким настроением вы уходите с урока! (Слайд №16,17)