Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организация класса | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний учащихся | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. | 1. Загадать загадку. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку. Завелась неведомая птица — Всякий ей дивится: Не поёт, не летает, Вся горит и полыхает… Это птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво-безделушка, А зовут её …(народная игрушка)
Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности. - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. -Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Презентация 1 слайды 3-11 Возвращаемся к началу урока. - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо. 2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? 3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба). Предлагаю открыть учебники. | 1. Отгадывают. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах. | Познавательные УУД: - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; - дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек. |
3. Изучение нового материала | 1. Сформулировать тему и учебную задачу урока. 2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?». 2.Демонстрирую слайд 1 в презентации 1 и сообщаю тему урока. 3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. 4. Постановка художественной задачи. 5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки. Презентация 2 Базовый уровень - рисунок игрушки) одного из промыслов. Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме. | 1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок. 2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов. | Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль. |
4. Закрепление новых знаний и способов действий. | 1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | 1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов. 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. | Личностные УУД: осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки). Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль, оценивание. Метапредметные связи: межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой. |
5. Этап контроля | Контроль за правильностью выполнения способа действия. | 1. - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки. Дать инструкцию по выполнению диагностической работы. 2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования. 3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда | 1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. 2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради. | Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль по результату. |
6. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | - А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Организация дифференцированного ДЗ. Информация о домашнем задании (2 мин). Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве. Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки». Представление права выбора ДЗ. | Делают выбор ДЗ, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществляют выбор в выполнении ДЗ. |
6. Итог урока. Рефлексия. | 1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? 1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились? 2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки? 3. - Что вы узнали нового? 4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством? 5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: --предлагаю выбрать смайлик (улыбка - понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд! | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. |