Организа ционный момент. Актуали зация знаний и постановка проблемы. Определение целей урока Знакомство с самыми простыми техниками выполнения витражей. Выводы Рефлексия | Работа с презентацией Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Ваши предположения. Что означают слова «Декоративное искусство»? Я сегодня хочу вас удивить, а вы мне скажите, получилось у меня или нет. Отгадайте загадку. Что это? Возьмите стекло и нарисуйте на нём какой-нибудь яркий рисунок красками или маркерами. Например, цветок или дерево. Дайте краске высохнуть. А теперь поверните своё стёклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет. Какое чудо получилось! Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться. Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле. Какая тема нашего урока? А чему мы будем учиться на уроке? Давайте попробуем определить цели урока. Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж может выглядеть как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Это зависит от техники выполнения витража. Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история? Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ИГРА «ХОМКА-ХОМЯЧОК») Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это страница истории Франции, история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба» По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света… Собор становится уютнее. И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло - имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. С момента своего появления в России в 1820 году витражи сразу стали очень распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни. Паечный витраж Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое. Наборный витраж Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) Создание расписного витража. Творческая работа детей. Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Итак, предлагаю вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путем нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок. Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости). После подготовить витражное стекло (дети делают на пленке от мультифор) к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив их в спирте (дети протирают чистой салфеткой). Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи. Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесенной на тонкую кисть. Дети кладут пленку на рисунок и красками обрисовывают цветок по контуру. Дают ему высохнуть, а затем красят серединку и лепестки в цвет. Сушат работу до полного высыхания. Выставка и анализ работ учащихся. Что мы называем витражом? Что можно изобразить на витраже? Какой вид витража мы с вами учились сегодня делать? Понравилась ли вам работать на уроке? А какие из работ ваших одноклассников вам понравились больше всего? | Рассмотреть слайды презентации, выделить основное. Учиться высказывать свое предположе ние на основе работы со слайдами. Ответы учащихся о своих встречах с витражным искусством. Определяют тематику витражей и сравнивают свои знания со слайдами. Определяют различие и сходство выполнения витражей. Практическая работа учащихся. (Фоном служит спокойная, тихая, релаксирую-щая музыка) |